Праздник “Прощание с букварём”
Ли Екатерина Петровна
учитель начальных классов
средней школы № 14 г. Актобе
Добрый день, уважаемые гости, папы, мамы! Мы рады приветствовать вас. Сегодня у нас праздник – мы прощаемся с первой школьной книгой. Хотя вы еще маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный Букварь. Букварь – это мудрая книга и нет на свете ни одного человека, который не начинал бы учебу с Букваря. ОН научил вас читать и писать, а еще рассказал о том, как велика наша страна. Вы узнали о реках, городах, профессиях людей. И сегодня у нас в школе ___ читающих первоклассников. Представьте, а сколько их в стране.
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Букваря обложку, и закладок нет.…
Все взволнованы немножко. В чем секрет?
Дочитали эту книгу мы с тобой,
А сегодня – день прощанья с Букварем!
(Песня “Как сегодня радуются дети” мотив “Бременские музыканты”).
Нас научил Букварь читать,
Слова на слоги разделять.
Открыл нам тайны книги.
К нему мы все привыкли!
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Книгу пеструю вручили
Вам в начале сентября,
С нею буквы вы учили
С буквы А до буквы Я.
Ну-ка, дети, поспешите,
Эту книгу назовите. (букварь)
Учитель: Ребята, так как мы с вами уже научились читать, пришло время передать букварь будущим первоклассникам. Давайте в последний раз пройдёмся по улицам города Буквограда и попрощаемся с его жителями. Странно, куда же подевались некоторые жители? А, они, наверное, отправились к нам на праздник, сейчас мы найдём их в нашем букваре. Ой, ребята, и здесь нет букв. Здесь какая-то странная бумажка.
Записка:
Мы Букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберёте.
Быстро вы Букварь найдёте.
Вот вам карта, что бы знать,
Где же буквы вам искать!
Нечистая сила
Учитель: В названии “Букварь”
Семь букв имеется,
Мы все их знаем. И на них надеемся.
Нам надо все буквы вместе собрать,
Тогда и узнаем, где книгу искать.
Мы всякую нечисть должны навестить.
И в честном бою её победить.
Когда разгромим мы, всю нечисть и тварь,
Тогда и вернём наш чудесный Букварь.
Учитель: Ребята, а где живёт нечистая сила? А вы хотели бы побывать в сказке. А не боитесь? Ведь в сказках много волшебства, а тем более мы идём искать злых сказочных героев? А родителей возьмём с собой? Так, так по карте первая буква “Б”, а находится она у Бабы Яги. Ну, что ж в путь. А отправимся мы на нашем весёлом паровозике.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Баба Яга:
Здравствуйте, сладенькие, здравствуйте, миленькие.
Я баба Яга,
Костяная нога,
Злая-презлая –
Вот я какая.
Коли решите, что я загадала.
Ждёт вас награда, я так сказала.
А не решите, ждёт вас тогда.
В подарок большая, большая беда.
Что букву приехали вызволять?
Учитель: Да, бабушка, отдайте нам букву!
Баба Яга: Ишь, какие, хитрые, просто так букву им отдай! Щааас, ага, разбежалась! Вот задание моё выполните, тогда отдам. Очень сказки я люблю, да память плохая. Половину помню, а половину нет. Угадайте сказки?
Баба Яга: Ну, сказки вы знаете хорошо. Забирайте свою букву.
Забирается буква Б.
Учитель: Ах, одна буква есть, найдём и вторую. Судя по карте, буква “У” в плену у Ужастика. Что нам Ужастики, мы их не боимся!
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Ужастик:
Я Ужастик, я ужасный.
И я очень, очень страшный.
По ночам я прихожу,
Всех пугаю и бужу.
Разгадайте, вы, моё задание.
А не то приду к вам ночью на свидание! Ууууууу!
Учитель: Ооой, как нам страшно! Какое у тебя задание?
Ужастик:
Перед вами сло-го-ви-ца.
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь-дорогу,
Делай шаг от слога к слогу,
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
Ну, кто смелый, кто готов пословицу отыскать?
Ужастик:
Надо же, справились. Собрали слова. А теперь к словам подберите антонимы. Одно слово останется лишнее. К нему подберёте синоним.
Ужастик:
Забирайте свою букву, если узнаете её.
Учитель:
Что ж, ребята, снова в путь!
С кикиморой справимся мы как-нибудь.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Кикимора:
Я самая красивая из людей,
Вот только не люблю я детей,
Так, что смотрите,
Меня не гневите.
Быстро отвечайте.
И букву получайте!
(задания на компьютере)
Учитель: Незнайка придумал стихи и как обычно наделал кучу ошибок, мы их сейчас исправим. Слайд гномики.
Кикимора:
Что-то вы очень быстро справились с заданием!
Я очень тонкая натура:
Музыку люблю, цветы.
А лицо мое, фигура –
Хоть на конкурс красоты.
Танцевать я обожаю:
Танго, твист, ламбаду, вальс.…
А давайте вместе станцуем.
Танец Буги-буги.
Забирайте свою букву, если узнаете её.
Учитель: Следующая остановка по карте Ведьма с буквой “В”
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся быстрей, помогайте.
Ведьма: Я – девица непростая,
Говорят, что ведьма злая.
Если только захочу,
Всех в мышей вас превращу.
так не злите вы меня…
Умеете-ли вы, читать стихотворения?
Учитель: Ну, конечно наши детки сейчас это докажут.
Когда пришли мы в первый класс
Погожим сентябрем,
Учитель познакомил нас.
С волшебным Букварём.
Мы все умели говорить,
Да и читать слегка. Букварь же нам сумел раскрыть
Секреты языка!
С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал.
Чтоб пройти маршрутом верным.
На заветный перевал.
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно.
На страницах Букваря!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам, строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах! Как много мы прочли!
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах Букваря!
Нас научил Букварь читать,
Слова на слоги разделять.
Открыл нам тайны книги.
К нему мы все привыкли.
Учитель: А сейчас отгадайте загадки. Слайд.
Ведьма: Рассказываете и отгадываете вы хорошо, вы хорошо, а что вы знаете про букву Я?
Сценка про букву Я.
Ведьма: Мне очень понравилось, хорошие вы. Забирайте свою букву.
Учитель: Что ж, ребята, снова в путь
Следующие буквы найдём как-нибудь.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся, быстрей помогайте.
Атаман: Я атаман!
Разбойники: А мы разбойники!
Все вместе: А вы тогда уже покойники.
Если правильный ответ
Нам не дадите,
То совет даём: бегите!
Атаман: Мы много ездили по миру, а вы путешествовали по страницам букваря, вот и посмотрим, кто больше знает.
Задания на доске.
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение «Овсянка»
Разбойники: Молодцы, много знаете! А петь вы умеете? ДА. Тогда спойте нам.
Песня: С букварём уселись куклы на лугу.
Учитель: А ещё наши дети умеют инсценировать. Мы предлагаем посмотреть сказку: Под грибом.
Атаман: Вы молодцы! Забирайте свои буквы.
Учитель:
Что ж, ребята, снова в путь
Последнюю букву найдём как-нибудь.
Вот только на карте не показано кто её украл.
Ну-ка, ребята, вставайте, вставайте!
Поезду мчатся, быстрей помогайте.
Лень:
Кто мешает мне отдыхать?
Лень:
Добро пожаловать в мою страну… Сладких снов!
Оставайтесь у меня! Отдыхайте, живите, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) Поживёте у меня немножко, а потом и совсем не захотите отсюда уходить! Сон – лучшее лекарство.Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь – и отдохнуть некогда!
Учитель:
Подождите! Я, кажется, догадалась, кто эта «добренькая» тётенька! Это Лень! А смотрите, что это? Да это же мягкий знак из алфавита! Так вот кто похититель!
Лень:
Да! Да! Да! Это я вам испортила праздник!
Учёба для детей вредна,
Приносит много бед она!
Вы лучше балуйтесь, играйтесь,
И неучами оставайтесь!
Учитель:
Ребята, а вы разве неучи?!
Давайте докажем Лени, что мы много знаем и умеем.
(задания на компьютере)
Лень:
Смотрю, у вас тут очень весело и ничего вы не боитесь! Ну и забирайте свой букварь, а я пойду дальше искать неучей и лентяев. В вашем классе таких нет!
Давайте, ребята, позовем Букварь.
Все. Букварь! Букварь! Мы ждем тебя!
Входит Букварь.
Букварь: – Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы меня вспоминали…
Я – букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда.
Любую книжку прочитать.
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все.
Про реки и моря.
И что у неба нет конца.
И круглая Земля.
Про космонавтов к облакам,
Летавшим много раз.
Про дождь, и молнии, и гром.
Про свет, тепло и газ.
Букварь.
А сейчас отгадайте такую загадку.
Буквы- значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется всё …(алфавит)
песенка про Алфавит Стихотворения, про буквы.
Ученик. Беру Букварь в последний раз.
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю я говорю: “Благодарю!”.
Ученик. Ты книга первая моя, теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книги я могу прочесть!
Ученик. Вот снова буквы предо мной.
Построились в ряды.
Букварь, товарищ дорогой, спасибо за труды!
Ученица Раз так, то и я с букварем попрощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажем очень громко “Прощай, наш Букварь!”
Хотя расставаться с тобою нам жаль.
Ведущий Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими.
В царство грамоты войдут.
песня: Расстаёмся с Букварём
Электронный букварь говорит (заключение)
Букварь: Ребята, я вам привел еще одну гостью.
И зовут ее «Литературное чтение».
Литературное чтение. Я с вами уже знакома. Надеюсь, мы с вами станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу Родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.
Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, но все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной!
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай,
Корешок не поломай.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
И нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Слово директору.