Открытый урок в подготовительном классе «Мой любимый город»


Молоканова Наталья Валерьевна

учитель

КГУ “Школа-гимназия № 10” города Усть-Каменогорска

Цель:

формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине — городе Усть-Каменогорске через игровую мотивацию.

Задачи:

Уточнить  знания детей о родном городе. Познакомить детей с историей  возникновения Усть-Каменогорска, с его основателем.

Формировать интерес к истории своего города, познакомить  с историей некоторых его достопримечательностей.

Расширять кругозор, внимание, память, связную речь, фантазию детей, логическое мышление, познавательные интересы.

Воспитывать в детях уважение к истории родного края, героям труда, любовь к родному городу, чувство гордости за свою малую родину, чувство восхищения красотой родного города, интерес к истории своего отечества.

Предварительная работа:

Беседы: «Я и моя семья», «Мой город». «Моя Родина—Казахстан»

Рассматривание иллюстраций о городе Усть-Каменогорске, посещение музея, слушание песен о нашем городе. Экскурсии по городу, разучивание стихов, работа с мнемотаблицами, рисование на тему «Достопримечательности  Усть-Каменогорска», выставка фотографий с видами нашего города, подготовка артистов и докладчиков.

Оборудование:

Фотографии видов города для вступительной беседы и выставки.
( Желательно в формате Ф-3). Фотографии  известных  зданий нашего города, и старинные фотографии сохранившихся архитектурных памятников для игры “Прошлое и настоящее”( можно в формате А-4). Таблицы-ребусы( формат А-3), реквизит для артистов, компьютер, запись песни, фломастеры.

Детей ,желательно, сразу рассадить по группам.

Ход:

Организационный момент :
Ц.: собрать детей, создать благоприятный настрой для занятие

1) Дети заходят в группу под песню «Усть-Каменогорск», рассаживаются на свои места.

2) Вводная  беседа, сообщение темы занятия.
Ц: Заинтересовать детей

Воспитатель : Ребята, о каком городе поётся в этой замечательной песне?

Правильно, это песня о нашем любимом родном городе Усть-Каменогорске!

Посмотрите на эту фотографию…( фотография “Стрелки”). Вот вам и .. « Иртыш целуется с Ульбой»!

Оказывается, ребята, в природе не так часто встречаются места, где сливаются две реки в одну… Такие места с давних пор считаются священными.

Старые люди рассказывают : Была у могучего древнего Алтая красавица дочь Улпа. Влюбилась девушка в простого парня по имени Ертис. Разгневался властный отец за непокорность дочери и заточил её высоко в горах, а парня зашвырнул далеко-далеко, так что он ушёл глубоко в землю.. Долго плакала Улпа по возлюбленному, а потом обратилась ручейком и побежала по крутым склонам навстречу своей любви. А Ертыс пробил толщу земли родником , став истоком великой реки , и покатил свои воды через горы  навстречу Улпе.  Так преодолевая все преграды встретились две реки и стали неразлучны. А седой Алтай окаменел от горя..

Вы ,конечно же, узнали этих героев?

Красавица Улпа – это река Ульба, А  Ертыс – это Река Иртыш.

Дело в том, что наш город стоит как раз на пересечении  двух рек Иртыша и Ульбы.  И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу.

3) Основная часть:

Воспитатель: у каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят Астананинец, значит, этот человек живет в

Дети: В Астане.

Воспитатель: Алмаатинец живёт….

Дети: в Алмааты.

Воспитатель: Карагандинец  живёт….

Дети: в Караганде.

Воспитатель: Павлодарец живёт ….

Дети: в Павлодаре.

Воспитатель: молодцы, ребята. Хорошо! А в как же можно назвать нас. Тех, кто живёт в нашем городе?

Дети: Усть-Каменогорцами!

Воспитатель: Верно, мы Усть-Каменогорцы!   И живём с вами в славном городе Усть-Каменогорске. А вам, ребята интересно будет узнать, почему наш город имеет такое название? И как он появился ?

Что бы узнать ,перенесёмся на 300 лет назад, в  столицу Российской империи– город Санкт-Петербург.

 

Дети: конечно интересно.

Воспитатель: Давайте  ненадолго представим, что мы вернулись в далёкое прошлое, в то время когда нашего города ещё не существовало.

Царский дворец, Царь Пёрт первый и майор царской лейб-гвардии Иван Михайлович Лихарев.

Выходят артисты:  Пётр первый, майор Лихарев.

Пётр подходит к столу, рассматривает карту лупой, измеряет циркулем.

Воспитатель: Майор царской лейб-гвардии Лихарев Иван Михайлович!

Лихарев:  кланяясь: «Здравствуй, Государь-батюшка!»

Пётр : «Слыхал ли ты, Иван Михайлович  о реке Ертыс? Сказывают ,золото там ,да другие богатства имеются».

Лихарев: — «Слыхал, царь-батюшка! А золото там сукнами из реки черпают, да и медь, пушнину добыть можно!».

Пётр : «Вот тебе мой царский указ:

«Ехать тебе в Сибирь, надлежит всеми мерами освидетельствовать о золоте Иркетском, которое действительно ли там есть, разведывав, постарайся дойти до озера Зайсан и, если туда можно дойти и там есть такие берега, что есть леса и прочие потребности для жилья, то построить у Зайсана крепость и посадить людей».

И вот в мае 1720 года экспедиция направилась к озеру Зайсан. Но  низкие, поросшие камышом берега, плохо подходили для возведения крепости. И Лихарев принимает решение осмотреть берега Иртыша полностью.

В середине августа, прибыв к устью реки Ульбы, руководитель экспедиции майор Лихарев понимает, что это место как нельзя лучше подходит для закладки крепости, И вот, 20 августа  1720 г. В основание будущего города был заложен первый камень…Сначала  была построена   крепость ,и имя ей дали Устькаменная.

потому что именно здесь Иртыш вырывался из гор и катил дальше свои воды по равнине.

Это случилось 295 лет назад!

Воспитатель : Ребята, так сколько лет нашему городу! Да , 295 лет! Через пять лет будет 300.

Не всегда наш город был такой, каким вы его привыкли видеть. Сначала это была деревянная крепость с оборонительными сооружениями, потом она сгорела и на её месте возвели новую.. От неё остался только земляной вал .

Воспитатель показывает фото.

Шли годы. Первая крепость сгорела в пожаре, потом возвели каменную, перестраивали несколько раз. Сохранилась фотография.  В конце 19,начале 20 века город бурно развивался. Строились общественные здания, торговые ряды, в городе было много садов. И некоторые здания стоят до сих пор, хотя им более ста лет.

4) А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прошлое и настоящее».

Обратите внимание на старинные фотографии нашего города. Знаете ,ребята, а некоторые здания, построены  ещё в  прошлом веке, сохранились до сих пор. Давайте попробуем их узнать.

Игра: «Прошлое и настоящее»

У вас на столах лежат фотографии .

Каждой группе воспитатель раздаёт  по одному фото старинного здания города, а дети должны узнать это здание среди старинных фотографий. (Фотографии старинных зданий города заранее лежат у них на столах)

(Фотографии  Театра  драмы ( бывший Народный дом, этому зданию  уже 113 лет) , Магазина «Сауле», (бывший торговый дом купца Семёнова.) Здание Областного этнографического музея(бывшее Мариинское училище), кинотеатр «Эхо»(КИНОТЕАТР «ЭХО»).

Физ-минутка.

5) Выходит Девочка с кошкой и дедушка.

Артисты садятся на лавочку. Дедушка плетёт сеть, девочка гладит кошку.

Девочка:  Дедо, про козла расскажи, какой он?

Дедушка:  Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем –там и появиться дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня. А где ножкой бить станет, там груда дорогих камней.

— Дедо, а он большой?

— Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая.

— Дедо, а рожки у него есть

— Рожки-то у него отменные. У простых козлов по две веточки, а у него по пять веток.

— Дедо, а он кого ест?

— Дедо, а шёрстка у него какая?

— Летом буренькая, как у Мурёнки нашей, а зимой серенькая.

— Никого не ест, травой ,да листом кормится.

— Дедо, а он душной?

— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козёл ,он лесом пахнет!

 

Воспитатель : Ребята, вы узнали героев сказки. А кто её автор?

Конечно, Павел Петрович Бажов! (фото). Это смелый отважный человек знаменит не только своими сказами.

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» «Серебрянное копытце».

Благодаря П.П. Бажову в нашем городе открыли казахскую школу, для детей казахов , библиотеку и даже Алтайский крестьянский университет! За особые заслуги в честь Павла Петровича Бажова названа одна из улиц в нашем городе.

6) А какие улицы вы ещё знаете?

Воспитатель : Кто скажет адрес нашей гимназии?

Верно, улица Потанина, 25/2.гимназия № 10.

А вы знаете, почему улица  названа именем Потанина?

Сейчас Саша Штукерт нам расскажет.

Выступление Саши.

Ул. Астана — выступление заранее подготовленного ребёнка.

Ул. Дзержинского – выступление заранее подготовленного ребёнка.

Проспект Независимости – выступление заранее подготовленного ребёнка.

Похлопаем нашим докладчикам.

7) Воспитатель : Ребята, если бы к вам приехали  гости, то какие бы достопримечательности нашего города мы могли бы им показать?

Ответы детей.

Игра «Достопримечательности»

Воспитатель : Давайте поиграем. Это зашифрованное место встречи . По первым буквам каждой картинки определите, куда вы поведёте своих друзей.

Дети заранее сидят по группам. Каждой группе выдаётся зашифрованное картинками послание. Воспитатель назначает писарей. Впечатывая первые буквы предлагаемых предметов, дети узнают,  в какое интересное место нашего города  они отправятся с друзьями.

Воспитатель: Всё верно! Команда .. поедет смотреть Байтерек, команда .. поедет на гору Казахстан, хотя, на самом деле, она называется гора Аблакетка. .. и т.д.

Похлопаем друг-другу!

8) Итог занятия, анализ, рефлексия.

Воспитатель : Ребята, а что вы можете сделать для процветания нашего города.

Воспитатель : Вот такое замечательное путешествие мы совершили сегодня. Знаете ребята, может так случиться, что  когда-нибудь назовут улицу нашего города и вашу честь. Поэтому растите умненькими, любознательными, трудолюбивыми! Берегите свой город, нашу Родину.

Стихотворение

В самом сердце Рудного Алтая
Над рекой, у каменных высот
Ты стоишь как крепость вековая
Мира и спокойствия оплот.
Подружились Левый берег с Правым
Две судьбы в одну объединив,
Всем народом трудовым и славным
Крепость в город-сказку превратив!

Воспитатель:

1) Какие герои вам запомнились сегодня?

2) Сколько лет нашему городу?

3) Что для вас было самым удивительным или неожиданным на занятии?

4) Поднимите руку вверх, кому понравилось.Положите на голову. Поднимите вторую руку вверх — положите на голову. Погладили себя по голове ,похвалили : какой я умный, внимательный, какой я сообразительный, у меня отличная память, я меня все любят,у меня много друзей, я хороший друг..И проч. Девочки говорят “какая”. Похлопаем себе!

Воспитатель: Молодцы. Спасибо вам, спасибо артистам.

Давайте пожмём друг другу руки и обнимемся.

Можете идти отдыхать..

дети-4 дети-2 дети дети 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *