Открытый урок в 8 классе ” Связь слов в словосочетании”
Бульбочка Светлана Валентиновна
КГУ Белагашская СШ
Учитель русского языка и литературы
Цели:
1.Учить определять связь слов в словосочетании.
2.Развивать навыки при нахождении словосочетаний, главных и зависимых слов в словосочетании.
- Воспитывать трудолюбие, любознательность, самостоятельность, ответственность и уважение друг к другу.
- Подготовка к ЕНТ.
Оборудование и наглядный материал:
Экран, презентация, карточка учета знаний, тетради, текст, компьютер. сигнальные карточки, жребий.
Ход урока
- Слово учителя.
Наше время-время новых технологий. Мы сейчас пользуемся сотовыми телефонами, входим в интернет:
Вот и сейчас мы с вами находимся в кабинете русского языка, в котором будет проходить наш открытый урок на тему:
1 слайд. «Связь слов в словосочетании»
Что вы должны, ребята показать на уроке?
– Это знания, умения, навыки.
2 слайд.
Знать: три основных способа подчинительной связи.
Уметь: 1) Отличать словосочетания от предложений.
2) Находить главные и зависимые слова в словосочетании
3) Определять грамматическое значение словосочетаний.
4) Правильно указывать способ связи слов в словосочетаниях
Творить: Составлять словосочетания.
Учитель:
Для решения простых, на первый взгляд, задач обучения вам сегодня, ребята придется приложить немало усилий и энергии, которые в конечном итоге помогут в дальнейшем подготовиться к ЕНТ.
- Теоретическая разминка.
- Что такое словосочетание?
- Чем отличается словосочетание от слова?
- В каких словосочетаниях различают главное и зависимое слово?
- Какое слово является главным в словосочетании?
- Какое слово является зависимым?
- Какими тремя основными способами подчинительной связи слова связываются в словосочетании?
- Что происходит при согласовании?
- Что происходит при управлении?
- Что происходить при примыкании?
- Чем отличается словосочетание от предложения?
(Первая оценка в карточку учета знаний).
- Разделить класс на две группы.
(Учащиеся по очереди выходят к барабану и тянут жребий).
- Практическая работа по группам.
Задание: 1 группа- выписать предложения.
2 группа- выписать словосочетания.
3 слайд. На экране даны вперемешку словосочетания.
- Читать газету.
- Голубой и зеленый.
- Малыш плачет
- Построить дом.
- Очень интересный.
- Девушка красива.
- Беседовать с друзьями.
- Зимой и летом
- Падает снег.
- Теплый день.
- Класс чист.
- Взять ручку.
- Наступила осень.
- Говорить вполголоса.
- Кричать во всю Ивановскую.
- Каждый знает.
(Каждая группа читает свои ответы и дает объяснение).
(Вторая оценка в карточку учета знаний).
- Учитель:
Ребята, а вы знаете, что выражение – кричать во всю ивановскую – крылатое выражение? Можете ли вы это выражение объяснить?
(Учащиеся высказываются).
Учитель:
А теперь посмотрите на экран и прочитайте текст.
4 слайд: Кричать во всю Ивановскую.
Откуда произошло это выражение? Оказывается, раньше для всенародного объявления царских приказов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском решении. Отсюда и пошло, что кричать во всю ивановскую – значит кричать очень громко.
Учитель:
Теперь, я надеюсь, что вы запомните значение этого крылатого выражения. А сейчас вы продемонстрируйте свои знания и свою начитанность.
Первый вопрос: Кто такой Иван Великий?
Второй вопрос: Кто такие глашатаи?
- Словарная работа. (Учащиеся находят в словаре С.И. Ожегова значение слова – глашатай ).
5 слайд: Глашатай – 1). В старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
2). Переносное. Тот, кто утверждает и защищает что-нибудь.
- Учитель:
После такой плодотворной работы на уроке и перед работой по вариантам мы сейчас проведем физминутку.
6 слайд: (Физминутка )
Работа по вариантам.
Учитель:
Обратите внимание на экран. На экране текст, который вам уже знаком.
7 слайд: Кричать во всю Ивановскую.
Откуда произошло это выражение? Оказывается, раньше для всенародного объявления царских приказов глашатаи выходили на Ивановскую площадь в Кремле, близ колокольни Ивана Великого, и громким голосом сообщали о царском решении. Отсюда и пошло, что кричать во всю ивановскую – значит кричать очень громко.
- Задание по вариантам.
Первый вариант – выписать словосочетания со способом примыкания.
Второй вариант – выписать словосочетания со способом управления.
Третий вариант – выписать словосочетания со способом согласования.
8 слайд: Ответы:
Управление | Согласование | Примыкание | |
1 | Выходили на площадь | Для всенародного объявления | Отсюда пошло |
2 | На площадь в Кремле | Царских приказов | Кричать громко |
3 | Выходили близ колокольни | На Ивановскую площадь | Очень громко |
4 | Сообщали о решении | Ивана Великого | |
5 | Для объявлений приказов | Громким голосом | |
6 | О царском решении |
(Третья оценка идет в карточку учета знаний)
VIX. Тестирование
Учитель:
Молодцы! Сегодня вы с заданиями справлялись неплохо, но вы должны помнить: впереди вас ждут государственные экзамены, ЕНТ, где вы должны подтвердить свои знания. Вот и сейчас вы получите тесты, в которых будет десять вопросов с тремя вариантами ответов на тему «Словосочетания».
9 слайд: коды ответов: 1-9.
( четвертая оценка идет в карточку учета знаний)
- Итог урока:
Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют итоговую оценку и ее объявляют вслух.
- Домашнее задание
Учитель:
Урок завершается, и, конечно же. у вас сложилось свое мнение о сегодняшней работе, и поэтому домашняя работа связана с тем, что происходило на уроке.
Домашнее задание: написать отзыв, но отзыв необычный: отзыв – словосочетания: пять – управление, пять- примыкание, пять- согласование.
- Обобщение.
- Слова благодарности учителям, помогающим в проведении урока.
- Слова благодарности учителям, посетившим урок.
- Обращение к учащимся.
Мальчики и девочки!
Спасибо вам за творчество и смелость.
Вы стали откровением для меня.
Своей харизмой, позже – будет зрелость.
Прекрасный шанс послала вам судьба,
Не пропускайте школьные занятья,
Свет знаний пронесите сквозь года,
И пусть всегда сопутствует удача!
Вариант №3 .
- Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит
А)Сборник стихов
В) Перевести текст
С) стихи лирические
- По способу примыкания слова связаны в словосочетании
А) Рабочий человек
В) Идущий на работу
С) Работающий допоздна
- Найти словосочетание
А) Дом побелен
В)Дом на охране
С) Дом стоит
- При каком способе связи зависимые слова выражаются неизменяемыми частями речи?
А) Примыкание
В) Управление
С) Согласование
- Словосочетание указывает на действие и его признак
А) Строка Абая
В) Владел языком
С) Владел в совершенстве
- Способ связи в словосочетании управление
А) Облик любимой
В) В любимом облике
С)Тончайших чувств
- Укажите тип связи в словосочетаниях: посадили цветы, посоветовал брату, отодвинул рукой.
А) Примыкание
В) Управление
С) Согласование
- Укажите словосочетание, в котором главное слово стоит перед зависимым
А) Глиняный кувшин
В) Мирной жизни
С) Красить ткани
- Указать именное словосочетание
А) Очень шумный
В) Весьма срочно
С) Отдыхать в саду
- Укажите словосочетание со связью управление
А) Зимнее утро
В) Наступило утро
С) Дождаться утра
Вариант № 4.
- Найти словосочетание, в котором глагол совершенного вида
А) Читать книгу
В) Смотреть фильм
С) Прочитаю статью
- Найти словосочетание, в котором есть числительное
А) Спеть дважды
В) Очень тихо
С) Третий ряд
- Словосочетание указывает на действие и его признак
А) Стучавший недолго
В) Стучать по барабану
С) Стучать недолго
- Найти наречное словосочетание
А) Очень холодно
В) Холод во дворе
С) Холодная зима
- Укажите словосочетание с существительным женского рода
А) Разнообразн… меню
В) Маленьк… бандероль
С) Бразилььск… кофе
- Словосочетания, в котором слова связаны способом согласования
А) Говорливость болтуна
В) Говорливый ребенок
С) Говорить бестолково
- Способ связи в словосочетании – примыкание
А) Вера в будущее
В) Сказано верно
С) Верный ответ
- Укажите словосочетание
А) Мы согласны
В) Согласно плану
С) Согласен с другом
- Способ связи словосочетание-управление
А) Помогать другу
В) Очень весело
С) Быстрая помощь
- Найти словосочетание по схеме сущ+сущ
А) Новая ручка
В) Ручка на парте
С) Писать ручкой
Вариант № 5 .
- Указать словосочетание, в котором слова связаны способом управления
А)Талантливого художника
В) талантлив по-настоящему
С) талант художника
- Найти именное словосочетание
А) Ходить босиком
В) Ходьба по лугу
С) Ходить быстро
- Словосочетание указывает на действие, переходящее на предмет
А) Пишущий на уроке
В) Пишу долго
С) Писать письмо
- Найти словосочетание
А) Благодаря маме
В) Благодарить маму
С) Они благодарны
- Словосочетание указывает на предмет и его признак
А) Блестящий успех
В) Очень темно
С) Хорошо плавать
- Найти словосочетание
А) Девушка красива
В) Девушка красивая
С) Девушка танцует
- Способ связи в словосочетании – примыкание.
А) Сидит на уроке
В) Сидит мечтая
С) Первый урок
- Способ связи в словосочетании
А) Первенство группы
В) Первая группа
С) Первый в группе
- Найти словосочетание по схеме нар.+нар.
А) Брату грустно
В) Очень грустно
С) Сказать грустно
- Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) Заботливая мама
В) Заботиться о детях
С) Заботится мама
Вариант 1
|
Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | |
1) В | 1)В | 1) В | 1) С | 1) С | |
2) С | 2)А | 2)С | 2) С | 2)В | |
3) С | 3)А | 3)В | 3)С | 3)С | |
4) А | 4) С | 4) А | 4)А | 4)В | |
5) В | 5)В | 5)С | 5)В | 5) А | |
6 В | 6)С | 6)А | 6)В | 6)В | |
7) А | 7)С | 7) В | 7)В | 7)В | |
8)В | 8)А | 8)С | 8)С | 8)В | |
9)С | 9) А | 9)А | 9)А | 9)В | |
10)С | 10)А | 10)С | 10)В | 10)С | |