МАСТЕР-КЛАСС «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН» ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ


ГККП “Дом детского творчества” при отделе образования города Степногорска
Волянская Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования,
руководитель объединения хореографический ансамбль “Эксклюзив” Дома детского творчества

     «Танец – это искусство!

Оно формирует тело,

развивает творчество

и воспитывает душу»

                       В. Волянская

Место проведения: Дом детского творчества.

 

Ведущий мастер-класса:

Волянская Валентина Николаевна

– руководитель хореографического ансамбля «Эксклюзив».

 

Предполагаемый контингент участников:

Руководители хореографических коллективов школ города и поселков, руководители кружков ДДТ.

 

Пояснительная записка

Каждый педагог организует учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся. Это касается и системы дополнительного образования. На занятиях хореографией педагогом обращается внимание на физические особенности воспитанников, на их умение выполнять различные упражнения при музыкальном сопровождении. Кроме того, немаловажную роль играет распределение детей на возрастные группы – это дает возможность результативно воплощать задуманные постановки. Самим же воспитанникам предоставляется право на выбор в творческой деятельности ансамбля. Тем самым у детей возрастает интерес к любимому делу, повышается самооценка, развиваются физические данные.

В учебно-воспитательном процессе коллектива регулярно проводятся не только групповые уроки по различным танцевальным направлениям, но и индивидуальные уроки и постановочные репетиции по желанию учеников. Регулярно ведется подготовка к конкурсным выступлениям: как групповым, так и сольным.

Каждый педагог-хореограф владеет индивидуальными  методическими находками: оригинальный репертуар, яркие концертные постановки и номера, апробированные методики преподавания уроков танца детям всех возрастов: совсем маленьким 2-3 лет, дошколятам 4-6 лет, младшим школьникам 7-8 лет и подросткам 9-11, 12-15 лет.

Мастер-класс «Танцевальный марафон» обобщает опыт руководителя хореографического ансамбля и является методическими рекомендациями для постановки элементов танцев различных направлений. Предложенная работа может применяться для воспитанников танцевальных  коллективов разных возрастов, в зависимости от уровня сложности предлагаемого материала.

 

 

Цель мастер-класса:

показ разнообразных способов и форм для физического и эстетического развития детей в деятельности руководителя хореографического коллектива.

 

Практическая значимость:

Упражнения из данного мастер-класса позволят руководителям хореографических  коллективов школ города и посёлков разнообразить свой творческий репертуар.

 

Ожидаемые результаты:

– использование элементов разминки для физического развития учащихся;

– постановка индивидуальных танцевальных комбинаций на основе

апробированного материала;

– приобретение навыков в постановке танцев разных направлений.

 

Оборудование:  

Слайдовая презентация (видеопроектор,  экран), музыкальный центр,       атрибуты костюмов для танцевальных композиций.

 

 

 

План мастер-класса:

  1. Теоретиечксий этап:

«Развитие творческого потенциала воспитанников хореографического

ансамбля «Эксклюзив» посредством обучения разнообразному  жанровому репертуару».  (10 минут)

Цель: актуализация проблемы постановки танцевальных комбинаций с  учетом возраста учащихся и особенностей образовательной программы.

 

  1. Практический этап:

«Танцевальный марафон»

Цель: обучение элементам танцевальных направлений.

Блок «Развитие эстетического вкуса и творческого потенциала через

искусство танца и пластики тела»

  • разминка;
  • народный танец – казахский, русский, украинский;
  • восточный танец;
  • танец в стиле модерн.

 

 

  1. Рефлексивный этап

«Давайте говорить…»

Цель: обмен мнениями.

 

 

Ход проведения мастер-класса

Теоретиечксий этап: 

«Развитие творческого потенциала воспитанников хореографического

ансамбля «Эксклюзив» посредством обучения разнообразному  жанровому репертуару».  (10 минут)

Цель: актуализация проблемы постановки танцевальных комбинаций с  учетом возраста учащихся и особенностей образовательной программы.

 

 

Введение.

Дом детского творчества «Меруерт» города

Степногорска – это то место, куда заботливые

родители приводят своих несмышленых ребятишек

для знакомства с творчеством. Разнообразная деятельность

определяет интересы  и желания детей, развивает их творческую одаренность.

Дом детского творчества – это организация дополнительного образования, целью и задачами которой является процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

В  Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены задачи для развития и становления качественного образования – дошкольного, среднего, технического и профессионального, высшего и послевузовского. А также акцентировано внимание на развитии дополнительного образования.

Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым принят во внимание аспект о недостаточном количестве детей, занятых дополнительным образованием.

…  недостаточное количество кружков художественного и музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях. Слабо налажена деятельность детских и школьных общественных организаций. Охват детей дополнительным образованием по сравнению с другими странами  (30-50%)  составляет всего  21,5%…

Таким образом, деятельность Дома детского творчества, его развитие в системе дополнительного образования, на сегодняшний день, играет немаловажную роль в процессе становления качественного образования, развития творческой личности. Наша деятельность также ориентирована к переходу на 12-летнее обучение.  Тем более, что такая деятельность (творческая) является первоначальной для приобретения и развития навыков и умений воспитанников и это говорит о том, что первичные шаги предпрофильной подготовки и выбора профессиональной деятельности закладываются в стенах нашего Дома.

 

 

 

Немного из истории.

В Доме детского творчества «Меруерт» города Степногорска атмосфера творчества и праздника присутствует постоянно. Одним из сработанных, опытных, стабильных коллективов ДДТ является хореографический ансамбль «Эксклюзив». Его история возникновения и развития началась 20 лет назад. Много опытных хореографов работали с детьми, которым нравилось заниматься сначала в танцевальном кружке, а теперь уже и в хореографическом ансамбле «Эксклюзив». Вот их имена – Валентина Тимченко,  Наталья Аринова, Светлана Боярская, Евгений Сысков, Ольга Таранова,  Надежда Волкова, Татьяна Маркова, Олеся Ерке, Андрей Погорелый, Андрей Тали, Валентина Волянская, Лариса Зеленкова. Всем этим людям нетрудно вовлечь детей в полет фантазии, в воплощение задуманных идей и, конечно, достичь зрелищного финала ярких, красочных постановок и волшебства музыки.

Будучи воспитанницей танцевального коллектива «Капель» (ныне «Эксклюзив») со 2-го по 11-ый класс, мною впитывалась атмосфера творчества, наблюдалась  деятельность педагогов, перенимался их талант и мастерство. Это были первые шаги к моему самоопределению, выбору будущей профессии. Получив профессию я вернулась в Дом детского творчества, но уже в качестве педагога дополнительного образования. Хочется отметить, что сделанный мною жизненный выбор приносит определенные результаты. И эта заслуга моих воспитанников, моих наставников, моего коллектива.

На сегодняшний день в ансамбле занимаются более 90 воспитанников. Это контингент детей дошкольного, младшего, среднего и старшего  школьного возраста. Дошколята и младшие школьники являются податливым материалом для обучения и в дальнейшем перенимают опыт и «работают» также, как и их старшие друзья творческого коллектива.

Хореографами  ансамбля «Эксклюзив» Ларисой Зеленковой и Валентиной Волянской предпринимаются различные методы и формы обучения для достижения качественного результата. Одним из таких методов является предоставление возможности выбора и инициативы детей для будущих постановок. В этом они чувствую свою важность, самостоятельность, ответственность за предложенную идею. Таким образом, они развивают свой творческий потенциал, чувствуют себя нужными в коллективе. Все это приводит к сплочению.

Мы живем и трудимся в многонациональном государстве, где обычаи и традиции одних народов переплетаются в повседневной и праздничной жизни с традициями других.  Принципом содружества мы придерживаемся и в деятельности нашего коллектива – изучаем танцы народов мира, в большей степени делая акцент на национальные танцы (фольклорные, стилизованные). В связи с этим у детей воспитывается чувство уважения, толерантности к разным культурам.

  

Заключение.

Следствием вышесказанного является то, что  развитие творческого потенциала воспитанников хореографического ансамбля «Эксклюзив»  осуществляется за счет обучения разнообразным композиционным постановкам  и  жанровому репертуару.

В Доме детского творчества атмосфера творчества и праздника присутствует постоянно.

Что такое творчество? Это то, без чего было бы скучно жить…

Это то, с чем хочется жить… Это то, для чего мы живем…

Это то, от чего мы получаем удовольствие!

Так давайте творить вместе на радость друг другу!

 

 

Практический этап:

«Танцевальный марафон»

Цель: обучение элементам танцевальных направлений.

Блок «Развитие эстетического вкуса и творческого потенциала через

искусство танца и пластики тела»

  • разминка;
  • народный танец – казахский, русский, украинский;
  • восточный танец;
  • танец в стиле модерн.

 

 

Урок начинается с  поклона – дети учатся координировать движение ног с plie, осваивают понятие вытянутой ноги и натянутой стопы,

учатся настраиваться на занятие.

 

* «Разминка»

Разминка дана на месте.

Дети выстраиваются  в линии – здесь они осваивают  работу головы,  плеч, рук, ног. Акцентируется внимание детей на правильном исполнении движения и делается все это опять-таки в ненавязчивой игровой форме.


   Прибегаем к образным ассоциациям, – «будто пяточки клеем намазали,  и мы не можем их оторвать» или «ножки – это острый карандаш», «поссорились-помирились». Начинают проучиваться элементы классического танца – battement tendu по параллельной позиции, port de bras , jete pique, chasse и т.д.

 

 § Изучение комбинаций. Здесь педагог объясняет детям понятие «вступление», выстраивает несложные рисунки, учит детей ориентироваться в них, запоминать порядок перестроений, взаимодействовать в паре.

§ Казахский танец: позиции рук, положения рук, комбинированные положения рук, перемена направлений рук, вращение рук, скрещенных в запястьях (поправляем брасле, игра с косами,)  расположение танцующих и положения рук в парных танцах, ходы и движения на месте(переменный ход, боковой ход с одной ноги., переплетающийся ход вперед) и др.)

Русский танец: позиции рук, положения рук, комбинированные положения рук, расположение танцующих и положения рук в парных танцах, ходы и движения на месте (переменный ход, воронежский ход, припадание, веревочка, ковырялочка,  моталочка и т.д.) дроби и дробные ходы, (дробный ход,  ход  с  подскоками и ударами каблуком, дробный ключ и т.д.). Движения с хлопушками (тройная хлопушка с притопом, хлопки и хлопушки в чередовании с шагами и т.д.), присядки. 

 

 

  • Украинский танец: позиции рук, положения рук, комбинированные положения рук, расположение танцующих и положения рук в парных танцах, ходы и движения на месте (бегунец, тынок, дорижка (припадание), выхилясник, упадание и т.д.), голубцы (низкие, высокие, в сочетании с притопоми).

 

  1. Рефлексивный этап

«Давайте говорить…»

Цель: обмен мнениями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *