Статья “Индивидуальный подход – это  важнейший принцип воспитания и обучения”


Омарова Толкынай  Жетписбаевна

преподаватель черчения

Политехнический колледж корпорации «Казахмыс»

г.Балхаш

Личность человеческая более таинственна, чем мир.

Она и есть целый мир.

Николай Бердяев

 

 

Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого студента:

– особенности характера и темперамента;

– уровень физического и психического развития;

– условия его воспитания и развития в семье;

–  отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

Все эти особенности каждой личности требуют от преподавателя отдельного внимания и понимания. Каждый  преподаватель – это в первую очередь психолог, умеющий тонко чувствовать индивидуальные особенности каждого студента.

Курс черчения является составной частью политехнической подготовки студентов, воспитывает у них нравственное отношение к действительности, прививает любовь к искусству, развивает образное и техническое мышление, пространственное видение. Эти занятия формируют культуру труда, аккуратность и дисциплинированность. Рисунки и географические карты, схемы и чертежи – все это графические изображения. Графическими изображениями люди пользовались еще за много веков до нашего времени. Известно, что когда еще не было буквенной письменности, люди высказывали свои мнения с помощью «картинного» письма – графических изображений.
Трудно назвать область человеческой деятельности, которая не требовала бы умения читать, т.е. понимать чертежи, а во многих случаях и выполнять их. Чертежи широко применяют в машиностроении и строительстве. Чертежами пользуются при раскрое одежды и обуви. Озеленяют города, разбивают парки и скверы тоже по чертежам.

Основой правильной организации урока является:

– соответствующее поведение  преподавателя  на  уроке;

– создание хорошего  психологического  климата,  что   в   свою   очередь   содействуетдостижению высоких результатов в обучении;

– полная занятость  на  уроке  –  решающее  условие  хорошей  дисциплины студентов;

– высокая требовательность –  непременный  элемент  взаимоотношений,

без которого не может быть уважения к преподавателю;

-педагогический  такт,  под  которым  подразумевается  умение   понять

состояние  обучающегося,  найти  к  нему  индивидуальный  подход,   способность добиться  целей  обучения,  не  травмируя  психику  подростка;  – чуткость, выдержанность,  самообладание  педагога.

Я считаю, что для преподавателя  важна  искренняя  доброжелательность,  а  не внешняя холодная вежливость. Студенты очень тонко различают  искренность  в отношениях.

Для создания благоприятного климата в коллективе важна роль  шутки.  К  веселому,  остроумному  преподавателю  студенты обычно идут на урок  охотно.

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого студента. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. А ведь после девятого класса в основном именно такой контингент учащихся приходят  в колледж.     И поэтому уже на первом же этапе знакомства с предметом очень важно установить  правильное взаимоотношение. Стараюсь выработать у них первоначальное мнение о себе, как о требовательном преподавателе. Затем даю им полное представление о предмете, в дополнение к тому, что они знали о черчении в школе. Провожу с ними входной срез по базовым знаниям, который дает возможность условно разделить их на три группы: хороший уровень, средний уровень, низкий уровень, так как базовые компетенций очень разные. Это дает мне возможность строить работу в зависимости от уровня знаний каждого студента. В течение месяца я наблюдаю за каждым студентом, чтобы найти правильное решение в ходе работы с ними. Всем известно, что черчение очень трудный предмет. Не всем даются чертежи. Но не секрет, что уроки черчения развивают наблюдательность студентов. На каждом занятии я не устаю напоминать студентам  о значимости и универсальности знания по черчению.

Для студентов с низким уровнем подготовки по моей дисциплине, я ставлю следующие задачи:

– развитие пространственного восприятия;

– умение работать с чертежными принадлежностями;

– умение выполнять самостоятельную работу с преподавателем;

– направить студента на самостоятельное выполнение упрощенных заданий.

Для студентов со средним уровнем подготовки:

– формирование правильного восприятия изучаемого материала;

– контроль самостоятельного выполнения простых задач;

– развивать у студента стремления к решению более сложных задач.

Для студентов с хорошим уровнем:

– умение правильно читать и выполнять чертежи;

– развивать профессиональные навыки по предмету;

– умение решать логические сложные задачи.

 

На занятиях связываю теоретический материал с практическими заданиями. Например, даю студентам задание продумать схему оформления кабинета, нарисовать эскиз книжной полки, вычертить деталь к бытовому прибору и т. д. На каждом занятий по черчению осуществляю связь с трудовым обучением. Если эти задания носят творческий индивидуальный характер, то они не только развивают технические способности студентов, но и формируют инженерное мышление. Также черчение является предметом, требующим исполнительской четкости. Очень часто, при проведении урока закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающего занятия, я использую дидактическую игру, во время которой мы:

  • путешествуем по странам, где зарождалась наука черчение;
    • становимся дизайнерами, архитекторами и создаём чертежи новых игрушек, зданий.

Чтобы студенты не «замкнулись» в себе, не боялись высказывать своё мнение, необходимо стараться не скупиться на позитивные оценки, в каждом студенте увидеть что – то, за что его можно похвалить.

 

Если формы учебного диалога используются регулярно, от занятия к занятию, то у студентов к концу учебного года формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказывать неправильное мнение, устанавливаются доверительные отношения с преподавателем и друг другом, воспитывается толерантность.

В ходе полного изучения предмета студент приобретает хорошие качества, как:

– четкий глазомер;

– красивый почерк;

– чувство соразмерности;

– правильное восприятие цвета;

– развитый вкус.

Все это приобретается только в том случае, если у студента проявится желание к предмету. Для этого преподаватель должен хорошо знать индивидуальные способности каждого студента:

  1. Выяснить общую характеристику студента и установить сним налаженное отношение;
  2. Уважать мнение и точку зрения студента.
  3. Дать возможность показать свои способности (не обязательно по предмету)
  4. Давать направление студенту и выбирать задание по соответствующему уровню
  5. Хвалить за получаемый результат и плавно вносить корректировки
  6. Приглашать на дополнительное занятие в любое рабочее время, удобного для студента.

 

 

Список литературы

  1. Г.А.Цукерман «Виды общения в обучении» Томск, 1993 г.
  2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное

пособие. – М.: Гардарики, 2009.

  1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М., 2007.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *