Статья “Индивидуальный подход – это важнейший принцип воспитания и обучения”
Омарова Толкынай Жетписбаевна
преподаватель черчения
Политехнический колледж корпорации «Казахмыс»
г.Балхаш
Личность человеческая более таинственна, чем мир.
Она и есть целый мир.
Николай Бердяев
Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого студента:
– особенности характера и темперамента;
– уровень физического и психического развития;
– условия его воспитания и развития в семье;
– отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.
Все эти особенности каждой личности требуют от преподавателя отдельного внимания и понимания. Каждый преподаватель – это в первую очередь психолог, умеющий тонко чувствовать индивидуальные особенности каждого студента.
Курс черчения является составной частью политехнической подготовки студентов, воспитывает у них нравственное отношение к действительности, прививает любовь к искусству, развивает образное и техническое мышление, пространственное видение. Эти занятия формируют культуру труда, аккуратность и дисциплинированность. Рисунки и географические карты, схемы и чертежи – все это графические изображения. Графическими изображениями люди пользовались еще за много веков до нашего времени. Известно, что когда еще не было буквенной письменности, люди высказывали свои мнения с помощью «картинного» письма – графических изображений.
Трудно назвать область человеческой деятельности, которая не требовала бы умения читать, т.е. понимать чертежи, а во многих случаях и выполнять их. Чертежи широко применяют в машиностроении и строительстве. Чертежами пользуются при раскрое одежды и обуви. Озеленяют города, разбивают парки и скверы тоже по чертежам.
Основой правильной организации урока является:
– соответствующее поведение преподавателя на уроке;
– создание хорошего психологического климата, что в свою очередь содействуетдостижению высоких результатов в обучении;
– полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины студентов;
– высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений,
без которого не может быть уважения к преподавателю;
-педагогический такт, под которым подразумевается умение понять
состояние обучающегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику подростка; – чуткость, выдержанность, самообладание педагога.
Я считаю, что для преподавателя важна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Студенты очень тонко различают искренность в отношениях.
Для создания благоприятного климата в коллективе важна роль шутки. К веселому, остроумному преподавателю студенты обычно идут на урок охотно.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого студента. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. А ведь после девятого класса в основном именно такой контингент учащихся приходят в колледж. И поэтому уже на первом же этапе знакомства с предметом очень важно установить правильное взаимоотношение. Стараюсь выработать у них первоначальное мнение о себе, как о требовательном преподавателе. Затем даю им полное представление о предмете, в дополнение к тому, что они знали о черчении в школе. Провожу с ними входной срез по базовым знаниям, который дает возможность условно разделить их на три группы: хороший уровень, средний уровень, низкий уровень, так как базовые компетенций очень разные. Это дает мне возможность строить работу в зависимости от уровня знаний каждого студента. В течение месяца я наблюдаю за каждым студентом, чтобы найти правильное решение в ходе работы с ними. Всем известно, что черчение очень трудный предмет. Не всем даются чертежи. Но не секрет, что уроки черчения развивают наблюдательность студентов. На каждом занятии я не устаю напоминать студентам о значимости и универсальности знания по черчению.
Для студентов с низким уровнем подготовки по моей дисциплине, я ставлю следующие задачи:
– развитие пространственного восприятия;
– умение работать с чертежными принадлежностями;
– умение выполнять самостоятельную работу с преподавателем;
– направить студента на самостоятельное выполнение упрощенных заданий.
Для студентов со средним уровнем подготовки:
– формирование правильного восприятия изучаемого материала;
– контроль самостоятельного выполнения простых задач;
– развивать у студента стремления к решению более сложных задач.
Для студентов с хорошим уровнем:
– умение правильно читать и выполнять чертежи;
– развивать профессиональные навыки по предмету;
– умение решать логические сложные задачи.
На занятиях связываю теоретический материал с практическими заданиями. Например, даю студентам задание продумать схему оформления кабинета, нарисовать эскиз книжной полки, вычертить деталь к бытовому прибору и т. д. На каждом занятий по черчению осуществляю связь с трудовым обучением. Если эти задания носят творческий индивидуальный характер, то они не только развивают технические способности студентов, но и формируют инженерное мышление. Также черчение является предметом, требующим исполнительской четкости. Очень часто, при проведении урока закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающего занятия, я использую дидактическую игру, во время которой мы:
-
путешествуем по странам, где зарождалась наука черчение;
• становимся дизайнерами, архитекторами и создаём чертежи новых игрушек, зданий.
Чтобы студенты не «замкнулись» в себе, не боялись высказывать своё мнение, необходимо стараться не скупиться на позитивные оценки, в каждом студенте увидеть что – то, за что его можно похвалить.
Если формы учебного диалога используются регулярно, от занятия к занятию, то у студентов к концу учебного года формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказывать неправильное мнение, устанавливаются доверительные отношения с преподавателем и друг другом, воспитывается толерантность.
В ходе полного изучения предмета студент приобретает хорошие качества, как:
– четкий глазомер;
– красивый почерк;
– чувство соразмерности;
– правильное восприятие цвета;
– развитый вкус.
Все это приобретается только в том случае, если у студента проявится желание к предмету. Для этого преподаватель должен хорошо знать индивидуальные способности каждого студента:
- Выяснить общую характеристику студента и установить сним налаженное отношение;
- Уважать мнение и точку зрения студента.
- Дать возможность показать свои способности (не обязательно по предмету)
- Давать направление студенту и выбирать задание по соответствующему уровню
- Хвалить за получаемый результат и плавно вносить корректировки
- Приглашать на дополнительное занятие в любое рабочее время, удобного для студента.
Список литературы
- Г.А.Цукерман «Виды общения в обучении» Томск, 1993 г.
- Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное
пособие. – М.: Гардарики, 2009.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М., 2007.