Методическая разработка урока по познанию мира в 1 классе
Мисуно Татьяна Владимировна – учитель начальных классов
Акмолинская обл., Буландынский район, КГУ «Аккайинская ОШ»
Методическая разработка урока по познанию мира в 1 классе
Тема: Как зимуют дикие животные.
Цели урока: 1. Дать представление о том, как зимуют дикие животные.
- Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообщение в классе. Учить анализировать, делать выводы, развивать речь.
- Воспитывать любознательность, прививать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: словесный, наглядный, наблюдение.
Оборудование и материалы для занятия: ноутбук, проектор, презентационный экран, слайдовый материал, игровой материал.
Ход урока
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Повернитесь ко мне, улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.
Вдохните свежесть сегодняшнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успехов в работе.
Теперь можете сесть поудобнее.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о диких животных, узнаем как они зимуют, как им помогают люди. Тема нашего урока «Как зимуют дикие животные».(слайд)
А девиз нашего урока: «Не грусти, не скучай,
А друг другу помогай» (слайд)
- Повторение.
– О зиме вам много уже известно, повторим что вы знаете? Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
* какие зимние месяцы вы знаете?
* как люди ухаживают за деревьями зимой?
* как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей зимой?
* какая главная причина изменения их жизни?
* а как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно, молодцы. А сейчас мы поиграем в игру «Хлопки».
– ребята, хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы, т.е что бывает зимой.
Листопад, гроза, снег, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, оттепель, прилёт перелётных птиц, гололёд, иней на проводах.
- Новый материал
– Сегодня на уроке мы с вами не покидая классного кабинета, отправимся в зимний лес. Но для этого нам нужно узнать прогноз погоды на сегодня. Послушаем сообщение синоптиков. ( муз. сопровождение)
( Сегодня пасмурно, температура воздуха – 6, осадков нет, ветер слабый)
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой, подвязалася сосна.
– какие изменения произошли в природе с приходом зимы? (слайд)
Хорошо прогуляться зимним днём в лесу. А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (Волка, белку, зайца, лису)
– Как их можно назвать одним словом? ( дикие животные или звери).
– Почему мы их называет зверями?( Они живут в лесу, на лугу, в поле. Сами добывают себе пищу, за ними никто не ухаживает, не строит домики).
– Отгадайте, к какому зверю мы сейчас отправимся?
1) Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (слайд)
– чем питается заяц зимой? (зимой зайцы питаются корой деревьев, сухой травкой, едят веточки и чуть-чуть хвою. Заяц ведёт активный образ жизни)
– Как приспосабливается заяц-беляк к зиме? (слайд)
(заяц-беляк зимой снежно-белый, летом коричневато-бурый, кончики ушей у него всегда чёрненькие. Зимой на лапах вырастает густая шерсть. Питается травой, грибами, побегами, корой деревьев и кустарников.)
– Кто ещё из животных так же как и заяц ведёт активный образ жизни, питается травой, ветками деревьев? (Лось) (слайд)
– Что вы знаете об этом животном?
(,Лось – самый крупный из семейства оленей. Это мощное, но стройное и красивое животное. Хвост у него очень короткий. Копыта большие, но заострённые. Это основное оружие лося. Ударом передних копыт лось легко расправляется с волком, а нередко и с медведем)
– Кто из вас видел лося?
– Ребята, очень трудно приходится лосям зимой найти себе корм и поэтому люди в лесу строят кормушки, в которые кладут сено, траву и насыпают соль для животных. (слайд)
– Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?
2) Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый краса, кто же это? (Лиса) (слайд)
– Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка поиграть с добычей. Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
– Что вы знаете о лисе? (ответы детей)
– В каких сказках лиса является главным персонажем? (ответы детей)
– Почему лису прозвали Патрикеевной?
Давным – давно 700 лет тому назад жил-был князь Патрикей, который прославлялся своей хитростью и изворотливостью. А так как лисичка хитрая, то она и получила отчество Патрикеевна.
-Кто из животных ведёт такой же образ жизни как и лиса? (Волк). (слайд)
Что вы знаете о волке?
(Волк – крупный, хищный зверь. Питается мясом других животных. Очень умён. Имеет хорошее зрение, слух, чуткое обоняние- отлично по запаху чует других животных. Волк- санитар леса.)
- Физкультминутка «Ёлочка» (слайд, музыкальное сопровождение)
3) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (Белка). (слайд)
– К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белочка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. А кто делает дупло для белки? В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, прячутся в свои гнёзда. У белочки гнездо- шар из веток высоко на ёлках.
В нём один или два выхода, а внутри стенки высланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. А что заготавливает белка на зиму?
– Как зимует белочка? ( зимой в лесу нет орехов и грибов, но белка запасла их ещё осенью, а теперь отыскивает свои запасы. У белки на лапках хорошие когти, которые позволяют легко передвигаться по коре стволов или веткам деревьев)
– Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост?
(Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не даёт кувыркаться в полёте при прыжках с дерева на дерево. Хвост у белки руль.
-Какой зверёк меняет свою шерсть?
4) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна,
Он проснётся ото сна (Медведь) (слайд)
-Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, как заяц. Берлогу- яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что медведи зимой в берлоге сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
– Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время он очень опасен. Что может сделать медведь? (слайд)
– А кто знает, как в сказках называют медведя? (Косолапый).
– Почему? (за неуклюжесть)
– Как зимует медведь? Почему он зимой спит? (Медвежьего корма в лесу нет, поэтому он ничего не ест, а живёт за счёт накопленного жира летом и осенью)
– Какие ещё животные впадают в спячку?
(Еж, барсук, хомяк, насекомые, лягушки, ящерица..)
– А что такое спячка? (это глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела)
– Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Вам понравилось?
– смотрите, ребята, снежок пошёл. Давайте, поймаем по одной снежинке. (дети берут снежинки, на которых написаны цифры и буквы)
_ Снежинки не обыкновенные. На них записаны числа. Это животные дали свои объявления. А нам нужно отгадать, кто из животных мог дать такое объявление и заполнить кроссворд. (заполняют кроссворд) (слайд)
5.«Друзья, кому нужны иглы, обращаться ко мне»- ёжик
- «Я- самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу» – лиса.
7«Если вы больны, зовите меня, я – санитар леса» – волк
6«Любите орехи, приходите в любое время года»- белка.
- «Помогу всем, у кого сломался будильник»- петух.
- «Меняю шубку серую на белую»- заяц.
- «Ударом передних копыт легко расправлюсь со всеми».- лось.
Кто здесь лишний, почему? (Петух – это домашняя птица)
– Молодцы, ребята. ( читают слово, которое получилось при заполнении кроссворда- спасибо)
– а теперь давайте расставим по порядку снежинки. (читают слово).
5) Работа по карточкам (дописать) (слайд)
- зимой ищет пищу_______________
- зимой охотится___________________
- питается заготовленными запасами_____________________
- спит зимой__________________________
- зарылись на дне водоёма_________________________________
- спрятались в коре деревьев_______________________________
6) Итог урока.
– Зимой многие животные переключаются на другую пищу. Многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Какие?
– Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Какие?
– Для маскировки меняют окраску какие животные?
– Почему животных называют нашими меньшими братьями?
– Почему природу надо узнавать и беречь?
– как вы можете помочь природе?
Спасибо за урок. (слайд)
Метки: Методическая разработка урока по познанию мира в 1 классе