Открытый урок по истории Казахстана : «Предкризисне состояние общетва. Декабрьские события 1986»


Ткачук Кристина Сергеевна

преподаватель истории

ГККП  «Педагогический колледж, город Щучинск»

Директор Бичун Галина Викторовна

Педагогическая технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый

Цель: создать учебно – познавательную среду, способствующую  мобилизации познавательной активности студентов, развитию интеллекта, творческого потенциала, исторического мышления.

Задачи:

1Обучающая– определить причины, повод, характер Декабрьских событий 1986 г.  в Алматы, выяснить последствия, нравственные  и политические уроки.

  1. Развивающая– Продолжить работу над формированием умений анализировать данные различных источников; давать оценку событий; отработка навыков по установлению причинно-следственных связей.
  2. Воспитывающая– Воспитывать у студентов патриотические чувства к своей Родине, чувства гражданского долга, ответственности перед будущим. Сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории.

Глоссарий: волюнтаризм, манкурт, национализм, протекционизм, революция, перестройка, гласность, демократия, мараторий, мелиорации.

Основная и дополнительная литература: История Казахстана. Ж.Артыкбаев. С.Раздыков, История Казахстана. А. Абдакимов,  История Казахстана Кан Г.В. История Казахстана за 11 класс.

Межпредметные связи:политология, социология, экономика.

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: мультимедийная установка, анимированная слайд-презентация, маркеры, заполнение кластера, раздаточный материал, учебники.

Раздаточный материал: тексты из источников:

– «1986 г. Декабрь» Алма-Ата 1991, с 18-19

– «Патриотизм в ракурсе истории» Ахметова Л Алма-Ата 1996, с. 192-193

– «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» под общей ред. А.Б.Гали, Ж.Касымбаева Алматы, 2003,с. 489

– «История Казахстана» (учебно-методичекое пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ) по ред. Кусаиновой М.А. Алматы 2006,с 305-307.

 

Ход урока

  1. I. Организационный момент.

1.1 Сообщение темы и задач урока.

   1.2 Актуализация знаний

   1.3 Проблемное задание. Вычеркните лишнее слово.

  1. II. Изложение нового материала.

1 часть-объяснение нового материала.

     2 часть – структурированный метод работы с серией вопросов и содействие работе в условиях групп.

     План:

  • Предкризисное состояние общества.
  • Приход к власти М.С.Горбачева -гласность, ускорение, перестройка.
  • Декабрьские события 1986 г. в Алматы: причины и последствия.
  1. Закрепление новых знаний

      2.1 Тесты.

      2.2 Работа у доски

III. Подведение итога занятия. Домашнее задание. Рефлексия.

 

 

Ход урока:

I Организационный момент

Психологический настрой. Здравствуйте! Мне приятно видеть ваши добрые глаза, улыбающиеся лица, потому что я рада каждой встрече с вами. Зная, как вы внимательны и активны, я готова начать нашу работу с вами. У нас все получится. Сегодня у нас гости, это мои коллеги. Они пришли сегодня поддержать меня и разделить вместе с вами успех нашего урока. Ваш успех – это и мой успех!

На уроке мы будем продолжать учиться добывать знания самостоятельно, работая в малых группах, индивидуально; анализировать данные различных источников; давать оценку историческим событиям; устанавливать причинно-следственные связи.

Студенты делятся на 4 группы по цветам красный, желтый, зеленый и фиолетовый.

Красный цвет-  обозначает жизненную энергию.

Желтый – помогает при умственной работе и улучшению усвоению информации.

Зеленый цвет- гармония и уравновешенность

Фиолетовый – является цветом лидеров.

 

  • Актуализация знаний.
  • Проблемное задание. Вычеркните лишнее.
  1. 7 октября 1977г, Конституция Казахской ССР, профсоюзы, целина, комсомол, немецкая автономия, репрессии.
  2. «Аз и я», Олжас, декабрь 1979 г, независимость, Д. Кунаев, Сталин, мелиорация земель, г.Ерейментау.

3.Темиртау, Карибский кризис, Н.С.Хрущев, гласность, МТС, Вьетнам.

4.Семиполатинский полигон, Афганистан, Арал, империализм. (Оценить) 

 

  1. II. Изложение новых знаний.

1 часть-объяснение нового материала и работа с терминами.

Обратите внимание на эту иллюстрацию.

Вам знакомо это монументальное сооружение в виде стелы с величественным «золотым человеком», который управляет барсом?

В честь какого события воздвигнут Монумент Независимости?  Он воздвигнут на том самом месте, где алма-атинская молодежь в студеные декабрьские дни выразила протест против диктата центра.

И сегодня на уроке мы будем говорить о причинах, поводе, характере, последствиях, нравственных и политических уроках «Перестройки» и Декабрьских событий

Запишите тему урока.

План:

  • Предкризисное состояние общества.
  • Приход к власти М.С.Горбачева -гласность, ускорение, перестройка.
  • Декабрьские события 1986 г. в Алматы: причины и последствия.

А) Работа с терминами, волюнтаризм, манкурт, национализм, протекционизм, революция, перестройка, гласность, демократия, мараторий, мелиорации. (стр 314 Ж.Артыкбаев, стр401 История Казахстана 11 класс)

К началу 80-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее  социально- экономическое положение. Предкризисное состояние  проявилось в  неспособности прежнего  руководства не только решить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость.

В марте 1985 года,после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран  М,С, Горбачёв. И грянул ветер перемен!Курс  на ускорение социально –экономического развития  был предложен на Апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС и поддержан 27 съездом ЦК КПСС в феврале 1986 года.

Ускорение от слова ускорить,преобразовать,добиться лучшего.Не случайно М.Горбачёв  стал сравнивать преобразования в стране с революцией.

Значит стране ждать перемен к новому,лучшему. Что же произошло на самом деле?

До декабря  1986 года, в течении 1 года и 8 месяцев с начала перестройки в республике не произошло заметных перемен, в корне меняющих  направление  общественно – политического развития. Были отдельные  попытки реформ, но они носили эпизодический характер и имели не четкие формы изменения отраслевой структуры народного хозяйства. Такие ведомства как министерство среднего машиностроения, цветных металлов, мелиорации, а особенно  обороны стали  настоящими «хозяевами» на территории республики.

Как и прежде, при составлении планов, разработки новых месторождений интересы республики в расчёт практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались  ведомствам, республикам доставались крохи, а местным  жителям и вовсе ничего.

В нашей республике были развиты в основном добывающие отрасли, а до 60 % товаров,необходимых населению,завозилось  из-за пределов республики. Редко, какая страна имела столь искривлённую, колониальную структуру экономики.

Поэтому, многие люди свои надежды  на положительные изменения связывали с объявленным в стране  курсом на перестройку общественно – политической жизни.

И хотя 16 съезд Компартии Казахстана  не смог проанализировать причины социально – экономического кризиса,поразившего республику, люди стали более открыто обсуждать имеющиеся проблемы в стране,интересными стали газеты.Стало видно,сколько проблем в стране:

Гибель Арала;

Бесконечные взрывы на Семиполатинском ядерном полигоне;

Ссуживается, а точнее сказать исчезает сфера применения казахского языка;

Кризис в административной системе

Нерешение социально – бытовых проблем;

Поэтому, вполне закономерно, что в этой обстановке кто –то должен был стать виновным. Для центра, для Москвы объявлялист отдельные руководители: Гришин в Москве, Романов в Санкт Петербурге, в Казахстане им стал Динмуххамед Кунаев. (слайд 4)

Что мы должны изучить по декабрьским событиям 1986 г. в г. Алматы?(Повод, причины, характер, движущие силы, ход событий, последствия..)

2 часть – структурированный метод работы с серией вопросов и содействие работе в условиях групп (работа в группах с текстом).

– По ходу изучения новой темы заполняется кластер и проводится запись в тетрадях. Каждое выступление 4 групп оценивается в оценочных листах.

1.Группа:  Характеризуя два источника, определить повод для декабрьских событий

1 источник

Старт декабрьским событиям дал состоявшийся 16 декабря 1986 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана, который освободил от должности первого секретаря Д. А. Кунаева и предложил для избрания Колбина Г. В. На эту должность. С этим предложением от имени Политбюро выступил секретарь ЦК КПСС Г. П. Разумовский.

Избрание Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Ка­захстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей Компар­тии Казахстана за все годы ее существования только трое были казаха­ми. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило ис­пользовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую сту­пень карьеры». (Алма-Ата. 1986 г. Декабрь. Алма-Ата. 1991, с. 18-19).

2 источник

16 декабря 1986 гола на Пленуме ЦК Компартии Казахстана, при­чем в нарушение всего, Г. Колбин не был принят на учет ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма-Ате, и он становится назначенным из Кремля нашим политлидером. И все это на фоне деклараций М.С. Горбачева о новом мышлении, об отказе от насилия нал республиками, о праве всех и каждого иметь свое мнение, поступать так, как он во­лен.

…Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста (Ахметова Л. Патриотизм в ракурсе истории. Алма-ты. 1996., с. 192- 193).

Заполнение кластера(повод)

2.Группа Причины декабрьских событий определяются, обсудив следующие материалы:

            1  источник

В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, соци­альных и экономических причин. Исторические параллели можно про­вести с эпохой колониального господства, которая в принципе без из­менений продолжалась в эпоху СССР, когда командно-администра­тивными методами значительная часть внутренних дел республики регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя – это сво­еобразный детонатор, подведший черту под систематическим игнори­рованием основных принципов, декларируемых Конституцией, и прин­ципов перестройки.

Выступления явились реакцией на многолетнее попрание нацио­нальных интересов и прав коренных жителей – вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на родине в этническое мень­шинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Под об­щей редакцией А.Б. Гали, Ж. Касымбаева – Алматы, 2003, с. 489).

2   источник

А вот вторая причина, кстати, более конкретная и приземленная. Все это время как бы остается в тени. В августе 1986 года была объяв­лена кампания по борьбе с нетрудовыми доходами, а в октябре того же года, т.е. в традиционные сроки заключения массовых соглашений по найму частных квартир и углов на предстоящий год, она бумерангом ударила по аульной молодежи в столице. Потому что койко-местами в общежитиях Ал маты обычно охватывалось лишь две трети этого кон­тингента, а остававшаяся треть зависела от квартиродателей. Той зло­получной осенью ретивые исполнители из органов власти аккурат к возвращению массы иногородних студентов и рабочих с каникул и от­пусков успели вогнать в прострацию рынок частного жилья. Тысячи людей остались на улице в период стремительно набирающих силу холодов. Запуганные правоохранительными органами потенциальные   квартиродатели захлопывали перед их носом свои двери. Админист­ративные инстанции игнорировали эту социальную проблему, и это несмотря на то, что ее неоднократно поднимала на своих страни­цах пресса».Заполнение кластера(причины)

3.Группа: Характер, ход и движущие силы.

С протестом против реше­ния Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и вы­падов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации. Их опорой была сила, а не разум и добрая воля,

Наше время – время перемен, но не меняется мечта человека о свободе, о достойной жизни. С ними и вышла казахская молодежь на главную площадь республики 17 декабря 1986 года, требуя объяснить причины избрания

Г. Колбина и протестующая против иг­норирования Москвой интересов республики.

По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация начала при­нимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, новые власти Казахстана вновь при­бегли к террору и репрессиям. 17-18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск.

Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подав­ленные властями.

Заполнение кластер(характер, ход, движущие силы)

4.Группа: Каковы же последствия декабрьских событий 1986 г?

Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.

Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабили­тированы). Из них приговорены 2 человека – к расстрелу, 83 человека – к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.

  • 52 человека были исключены из состава партий;
  • 787 человек были исключены  из  членов ВЛКСМ;
  • 1138 человек получили   комсомольские взыскания;
  • 12 ректоров вузов    освобождены    от занимаемой должности;
  • 271 студентов отчислены   из   учебных заведений;
  • 1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек – с министерств здравоохранения и транспорта.
  • Жертва декабрьских событий – Кайрат Рыскулбеков. Студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халык кахарманы».
  1. Закрепление новых знаний

  2.1 Тесты.

        Ключ к тестам :1-Е, 2-В, 3-D, 4-В, 5-С, 6-А, 7-Е, 8-D, 9-А, 10-С.

  2.2. Работа у доски.

«отрицательное»                             «положительное»
1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены  , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из ком сомола – 78. 

2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», пресле дованиям подверглись акаде мики У. Джолдасбеков, Н.На диров, учёный – антрополог  Р. Исмагулов.

3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.           

         

1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова     возникло антиядерное  движение « Невада – Семипалатинск».

2.Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал».

3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.

 

 

III.Домашнее задание: Составить обращение к молодому поколению «Политические и нравственные уроки Декабрьских событий»

Рефлексия: «Дерево урока»

Посмотреть на рисунок и закрасить того человека, где вы себя видите в его роли после нашего урока

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *