Открытый урок по истории Казахстана : «Предкризисне состояние общетва. Декабрьские события 1986»
Ткачук Кристина Сергеевна
преподаватель истории
ГККП «Педагогический колледж, город Щучинск»
Директор Бичун Галина Викторовна
Педагогическая технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый
Цель: создать учебно – познавательную среду, способствующую мобилизации познавательной активности студентов, развитию интеллекта, творческого потенциала, исторического мышления.
Задачи:
1Обучающая– определить причины, повод, характер Декабрьских событий 1986 г. в Алматы, выяснить последствия, нравственные и политические уроки.
- Развивающая– Продолжить работу над формированием умений анализировать данные различных источников; давать оценку событий; отработка навыков по установлению причинно-следственных связей.
- Воспитывающая– Воспитывать у студентов патриотические чувства к своей Родине, чувства гражданского долга, ответственности перед будущим. Сформировать чувство ответственности каждого перед лицом истории.
Глоссарий: волюнтаризм, манкурт, национализм, протекционизм, революция, перестройка, гласность, демократия, мараторий, мелиорации.
Основная и дополнительная литература: История Казахстана. Ж.Артыкбаев. С.Раздыков, История Казахстана. А. Абдакимов, История Казахстана Кан Г.В. История Казахстана за 11 класс.
Межпредметные связи:политология, социология, экономика.
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: мультимедийная установка, анимированная слайд-презентация, маркеры, заполнение кластера, раздаточный материал, учебники.
Раздаточный материал: тексты из источников:
– «1986 г. Декабрь» Алма-Ата 1991, с 18-19
– «Патриотизм в ракурсе истории» Ахметова Л Алма-Ата 1996, с. 192-193
– «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» под общей ред. А.Б.Гали, Ж.Касымбаева Алматы, 2003,с. 489
– «История Казахстана» (учебно-методичекое пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ) по ред. Кусаиновой М.А. Алматы 2006,с 305-307.
Ход урока
- I. Организационный момент.
1.1 Сообщение темы и задач урока.
1.2 Актуализация знаний
1.3 Проблемное задание. Вычеркните лишнее слово.
- II. Изложение нового материала.
1 часть-объяснение нового материала.
2 часть – структурированный метод работы с серией вопросов и содействие работе в условиях групп.
План:
- Предкризисное состояние общества.
- Приход к власти М.С.Горбачева -гласность, ускорение, перестройка.
- Декабрьские события 1986 г. в Алматы: причины и последствия.
- Закрепление новых знаний
2.1 Тесты.
2.2 Работа у доски
III. Подведение итога занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока:
I Организационный момент
Психологический настрой. Здравствуйте! Мне приятно видеть ваши добрые глаза, улыбающиеся лица, потому что я рада каждой встрече с вами. Зная, как вы внимательны и активны, я готова начать нашу работу с вами. У нас все получится. Сегодня у нас гости, это мои коллеги. Они пришли сегодня поддержать меня и разделить вместе с вами успех нашего урока. Ваш успех – это и мой успех!
На уроке мы будем продолжать учиться добывать знания самостоятельно, работая в малых группах, индивидуально; анализировать данные различных источников; давать оценку историческим событиям; устанавливать причинно-следственные связи.
Студенты делятся на 4 группы по цветам красный, желтый, зеленый и фиолетовый.
Красный цвет- обозначает жизненную энергию.
Желтый – помогает при умственной работе и улучшению усвоению информации.
Зеленый цвет- гармония и уравновешенность
Фиолетовый – является цветом лидеров.
- Актуализация знаний.
- Проблемное задание. Вычеркните лишнее.
- 7 октября 1977г, Конституция Казахской ССР, профсоюзы, целина, комсомол, немецкая автономия, репрессии.
- «Аз и я», Олжас, декабрь 1979 г, независимость, Д. Кунаев, Сталин, мелиорация земель, г.Ерейментау.
3.Темиртау, Карибский кризис, Н.С.Хрущев, гласность, МТС, Вьетнам.
4.Семиполатинский полигон, Афганистан, Арал, империализм. (Оценить)
- II. Изложение новых знаний.
1 часть-объяснение нового материала и работа с терминами.
Обратите внимание на эту иллюстрацию.
Вам знакомо это монументальное сооружение в виде стелы с величественным «золотым человеком», который управляет барсом?
В честь какого события воздвигнут Монумент Независимости? Он воздвигнут на том самом месте, где алма-атинская молодежь в студеные декабрьские дни выразила протест против диктата центра.
И сегодня на уроке мы будем говорить о причинах, поводе, характере, последствиях, нравственных и политических уроках «Перестройки» и Декабрьских событий
Запишите тему урока.
План:
- Предкризисное состояние общества.
- Приход к власти М.С.Горбачева -гласность, ускорение, перестройка.
- Декабрьские события 1986 г. в Алматы: причины и последствия.
А) Работа с терминами, волюнтаризм, манкурт, национализм, протекционизм, революция, перестройка, гласность, демократия, мараторий, мелиорации. (стр 314 Ж.Артыкбаев, стр401 История Казахстана 11 класс)
К началу 80-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее социально- экономическое положение. Предкризисное состояние проявилось в неспособности прежнего руководства не только решить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость.
В марте 1985 года,после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М,С, Горбачёв. И грянул ветер перемен!Курс на ускорение социально –экономического развития был предложен на Апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС и поддержан 27 съездом ЦК КПСС в феврале 1986 года.
Ускорение от слова ускорить,преобразовать,добиться лучшего.Не случайно М.Горбачёв стал сравнивать преобразования в стране с революцией.
Значит стране ждать перемен к новому,лучшему. Что же произошло на самом деле?
До декабря 1986 года, в течении 1 года и 8 месяцев с начала перестройки в республике не произошло заметных перемен, в корне меняющих направление общественно – политического развития. Были отдельные попытки реформ, но они носили эпизодический характер и имели не четкие формы изменения отраслевой структуры народного хозяйства. Такие ведомства как министерство среднего машиностроения, цветных металлов, мелиорации, а особенно обороны стали настоящими «хозяевами» на территории республики.
Как и прежде, при составлении планов, разработки новых месторождений интересы республики в расчёт практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республикам доставались крохи, а местным жителям и вовсе ничего.
В нашей республике были развиты в основном добывающие отрасли, а до 60 % товаров,необходимых населению,завозилось из-за пределов республики. Редко, какая страна имела столь искривлённую, колониальную структуру экономики.
Поэтому, многие люди свои надежды на положительные изменения связывали с объявленным в стране курсом на перестройку общественно – политической жизни.
И хотя 16 съезд Компартии Казахстана не смог проанализировать причины социально – экономического кризиса,поразившего республику, люди стали более открыто обсуждать имеющиеся проблемы в стране,интересными стали газеты.Стало видно,сколько проблем в стране:
Гибель Арала;
Бесконечные взрывы на Семиполатинском ядерном полигоне;
Ссуживается, а точнее сказать исчезает сфера применения казахского языка;
Кризис в административной системе
Нерешение социально – бытовых проблем;
Поэтому, вполне закономерно, что в этой обстановке кто –то должен был стать виновным. Для центра, для Москвы объявлялист отдельные руководители: Гришин в Москве, Романов в Санкт Петербурге, в Казахстане им стал Динмуххамед Кунаев. (слайд 4)
– Что мы должны изучить по декабрьским событиям 1986 г. в г. Алматы?(Повод, причины, характер, движущие силы, ход событий, последствия..)
2 часть – структурированный метод работы с серией вопросов и содействие работе в условиях групп (работа в группах с текстом).
– По ходу изучения новой темы заполняется кластер и проводится запись в тетрадях. Каждое выступление 4 групп оценивается в оценочных листах.
1.Группа: Характеризуя два источника, определить повод для декабрьских событий
1 источник
Старт декабрьским событиям дал состоявшийся 16 декабря 1986 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана, который освободил от должности первого секретаря Д. А. Кунаева и предложил для избрания Колбина Г. В. На эту должность. С этим предложением от имени Политбюро выступил секретарь ЦК КПСС Г. П. Разумовский.
Избрание Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Пост первого секретаря Компартии республики, как правило использовался в качестве «трамплина для прыжка на следующую ступень карьеры». (Алма-Ата. 1986 г. Декабрь. Алма-Ата. 1991, с. 18-19).
2 источник
16 декабря 1986 гола на Пленуме ЦК Компартии Казахстана, причем в нарушение всего, Г. Колбин не был принят на учет ни в одну из парторганизаций Казахстана, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алма-Ате, и он становится назначенным из Кремля нашим политлидером. И все это на фоне деклараций М.С. Горбачева о новом мышлении, об отказе от насилия нал республиками, о праве всех и каждого иметь свое мнение, поступать так, как он волен.
…Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста (Ахметова Л. Патриотизм в ракурсе истории. Алма-ты. 1996., с. 192- 193).
Заполнение кластера(повод)
2.Группа Причины декабрьских событий определяются, обсудив следующие материалы:
1 источник
В основе декабрьских событий лежит комплекс исторических, социальных и экономических причин. Исторические параллели можно провести с эпохой колониального господства, которая в принципе без изменений продолжалась в эпоху СССР, когда командно-административными методами значительная часть внутренних дел республики регламентировалась из Центра. Смена первого руководителя – это своеобразный детонатор, подведший черту под систематическим игнорированием основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
Выступления явились реакцией на многолетнее попрание национальных интересов и прав коренных жителей – вследствие массовой искусственной миграции на территорию Казахстана других народов произошло превращение казахов у себя на родине в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка. (История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Под общей редакцией А.Б. Гали, Ж. Касымбаева – Алматы, 2003, с. 489).
2 источник
А вот вторая причина, кстати, более конкретная и приземленная. Все это время как бы остается в тени. В августе 1986 года была объявлена кампания по борьбе с нетрудовыми доходами, а в октябре того же года, т.е. в традиционные сроки заключения массовых соглашений по найму частных квартир и углов на предстоящий год, она бумерангом ударила по аульной молодежи в столице. Потому что койко-местами в общежитиях Ал маты обычно охватывалось лишь две трети этого контингента, а остававшаяся треть зависела от квартиродателей. Той злополучной осенью ретивые исполнители из органов власти аккурат к возвращению массы иногородних студентов и рабочих с каникул и отпусков успели вогнать в прострацию рынок частного жилья. Тысячи людей остались на улице в период стремительно набирающих силу холодов. Запуганные правоохранительными органами потенциальные квартиродатели захлопывали перед их носом свои двери. Административные инстанции игнорировали эту социальную проблему, и это несмотря на то, что ее неоднократно поднимала на своих страницах пресса».Заполнение кластера(причины)
3.Группа: Характер, ход и движущие силы.
С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г. Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с этим решением.
Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации. Их опорой была сила, а не разум и добрая воля,
Наше время – время перемен, но не меняется мечта человека о свободе, о достойной жизни. С ними и вышла казахская молодежь на главную площадь республики 17 декабря 1986 года, требуя объяснить причины избрания
Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.
По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация начала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, новые власти Казахстана вновь прибегли к террору и репрессиям. 17-18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск.
Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
Заполнение кластер(характер, ход, движущие силы)
4.Группа: Каковы же последствия декабрьских событий 1986 г?
Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.
Возбуждено 99 уголовных дел. (46 человек через некоторое время были реабилитированы). Из них приговорены 2 человека – к расстрелу, 83 человека – к лишению свободы от 1,5 до 15 лет.
- 52 человека были исключены из состава партий;
- 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ;
- 1138 человек получили комсомольские взыскания;
- 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности;
- 271 студентов отчислены из учебных заведений;
- 1200 человек уволены с Министерства внутренних дел, 309 человек – с министерств здравоохранения и транспорта.
- Жертва декабрьских событий – Кайрат Рыскулбеков. Студент Алматинского архитектурно-строительного института. В 1988 г. Решением Верховного Совета Каз ССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии. В 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халык кахарманы».
- Закрепление новых знаний
2.1 Тесты.
Ключ к тестам :1-Е, 2-В, 3-D, 4-В, 5-С, 6-А, 7-Е, 8-D, 9-А, 10-С.
2.2. Работа у доски.
«отрицательное» | «положительное» |
1.Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из ком сомола – 78.
2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», пресле дованиям подверглись акаде мики У. Джолдасбеков, Н.На диров, учёный – антрополог Р. Исмагулов. 3.Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.
|
1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение « Невада – Семипалатинск».
2.Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал». 3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.
|
III.Домашнее задание: Составить обращение к молодому поколению «Политические и нравственные уроки Декабрьских событий»
Рефлексия: «Дерево урока»
Посмотреть на рисунок и закрасить того человека, где вы себя видите в его роли после нашего урока