Классный час: «Наши пернатые друзья – птицы»
Темиргалиева Мадина Ляисовна
учитель биологии
КГУ “Шаховская средняя школа”
Цели и задачи:
- Формирование у школьников экологического мировоззрения, экологической культуры.
- Активизация творческой деятельности школьников, вовлечение их в природоохранную деятельность.
- Воспитание доброты, гуманности и эстетических чувств.
1 ведущий. Здравствуйте, уважаемые ребята, все участники нашего мероприятия!
2 ведущая. Дорогие ребята, тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …. (птица)
1 ведущий. Нашу планету нельзя представить без птиц. Кто не слышал пение птиц? Кто никогда не наблюдал за полетом ласточек? Навряд ли мы встретим человека, который на эти вопросы ответит: «Я». Птицы приносят много пользы, и о них нужно заботиться.
2 ведущий. От синего моря, из теплого края,
Под солнцем, под звездами, в темноте,
Упрямо летела птичья стая,
Домой, быстрее, в свой край, к себе!
1 ведущий. А здесь уж от солнца смеясь и играя,
Струится горячих лучей волна,
И мы, конечно же, понимаем –
По всем приметам – пришла весна!
2 ведущий. Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
1 ведущий. Символом мудрости со времен античной Греции является сова, символом храбрости и силы – орел.
2 ведущий. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!
Представление команд. Защита названий команд
- Конкурс «Разминка»
1 ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает птичку.
2 ведущий. «Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь… (голубей).
1 ведущий. В камышах она живёт,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. (Цапля).
2 ведущий. Не за морем птица эта –
Возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (Аист).
1 ведущий. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица … (грач).
2 ведущий. Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова).
1 ведущий. То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный … (попугай).
2 ведущий. В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
Ку-ку, ку-ку – не спит опушка.
А птицу эту звать … (кукушка).
1 ведущий. Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»’ А что пора?
Такая с ней морока, –
Когда трещит … (сорока).
2 ведущий. В лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы).
1 ведущий. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Подведение итогов конкурса.
2 ведущий. Птицы – наши друзья, и им нередко требуется помощь, внимание, забота, любовь. Предлагаю вам подумать над ситуацией. Как бы вы поступили в похожем случае?
1 ведущий. Возвращаясь домой с прогулки, дети заметили в придорожной траве небольшой комочек, который издавал слабый жалобный писк. Ребята подошли ближе и увидели птичку. Она не смогла двигаться. С ней случилась беда: была сломана ножка.
Как бы вы поступили, что бы сделали?
Звучат ответы детей
(Нельзя оставлять беспомощную птичку, надо оказать ей помощь: закрепить сломанную ножку к палочке, принести домой, покормить, ухаживать, а когда выздоровеет, выпустить на волю)
- Конкурс пословиц и поговорок о птицах
Задание – закончить фразы. Ведущий раздает конверты с карточками, в которых пословицы разделены на 2 части, необходимо правильно собрать пословицы. Конверты каждой команде.
1 конверт
Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
Соловья баснями … (не кормят).
2 конверт
Гусь свинье… (не товарищ).
Старого воробья на мякине… (не проведёшь).
Всяк кулик свое … (болото хвалит)
1 ведущий. В следующем конкурсе, очень важно быть внимательным.
2 ведущий. В таблице среди букв, необходимо найти названия птиц. Сколько названий найдете, столько баллов и заработаете.
- Конкурс «Филворд»
П | О | П | О | Л | З | Е | Н | Ь | С |
К | Л | Ё | С | Т | Д | Я | Т | Е | И |
С | П | И | Щ | У | Х | А | Ч | Л | Н |
О | С | В | И | Р | И | С | И | Ж | И |
Р | К | У | К | Ш | А | Т | Е | О | Ч |
О | Щ | Е | Г | О | Л | З | Л | Л | К |
К | С | О | Й | К | А | Ж | Ь | Я | А |
А | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | П | А |
Г | С | Н | Е | Г | И | Р | Ь | К | Н |
А | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | А | Л |
Л | К | А | Ф | И | Л | И | Н | Ж | Е |
1 ведущий. Справились с трудным заданием.
- Конкурс «Живые синонимы»
2 ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1 конверт
- Могучий, как… (орёл).
- Вольный, как… (птица).
- Мудрый, как… (ворон).
- Важный или спокойный, как… (гусь).
- Важный или надутый, как… (индюк).
- Верность… (лебединая).
- Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
- Длинноногий, как… (журавль).
- Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
2 конверт
- Взгляд хищный, как у… (ястреба).
- Взгляд зоркий, как у… (сокола).
- Нос приплюснутый, или… (утиный).
- Шея красивая, или… (лебединая).
- Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
- Болтать или трещать, как… (сорока).
- Ворковать, как… (голубь).
- Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
- Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
Подведение итогов конкурса.
- Конкурс актёрского мастерства
1 ведущий. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
– пение кукушки (для одной команды);
– крик петуха (для другой команды);
Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по птичке.
- Конкурс «Из какой мы сказки?»
Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
- Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
- С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
- С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
- В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
- Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
- В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
- У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
- Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
- Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
2 ведущий. Мы благодарны всем вам и радуемся тому, что вы по-доброму, и по-взрослому относитесь к птицам и свое доброе отношение воплощаете в хорошие, правильные поступки.
Подводятся итоги конкурса и вручается диплом победителя команде, набравшей наибольшее количество птичек.
1 ведущий. Молодцы! Хорошо знаете птиц и о птицах!
2 ведущий. Мне хочется, чтобы по пути в школу и домой, вы не только беседовали друг с другом, но и обращали внимание на окружающую природу, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.
1 ведущий. На восходе очень ярко солнышко встает.
При любой погоде птица запоет,
Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
2 ведущий. Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,
Постарайтесь птиц не трогать,
Чтоб светлей, была Земля!
1 ведущий. Спасибо всем за участие!