Разработка урока русского языка «Правописание –тся, –ться в глаголах»


Жумабекова Ляйля Айткеновна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»

Руководитель СОШ №19:

Кушманова Римма Кабзакировна

Цель: закрепить знания учащихся  правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость, корригировать зрительное и слуховое восприятие через игру «Исключи лишнее» и работу в парах, воспитывать интерес к грамматике русского языка.

 Оборудование:  учебник, карточки для индивидуальной работы; слайд-презентация к уроку, ноутбук,   дифференцированные задания.

                                                              Ход урока:

I .  Орг. момент  (слайд 1)

(говорят хором) наш девиз:    Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться!

– Из слов какой части речи состоит наш девиз? (из глаголов). Объясните написание –тся и –ться в глаголах.

  1. Проверка Д/з.  Ответьте на вопросы: Какая часть речи называется глаголом? Как изменяются глаголы? Приведите примеры глаголов из домашнего упражнения.
  2. Актуализация знаний.

– А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” (Прием «мозговой штурм»)

Повар -…, врач – ….., учитель – …, ученик – …, баянист – …, художник – …, портниха – …, продавец – …, пекарь – .., ветер – …, гром – …, трава – .., дождь – …, огонь – …, солнце – .., вода – ..

Учитель: Слова какой части речи мы подбирали? (глаголы) . Сегодня мы будем закреплять умение правильно писать глаголы на –тся и –ться. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, тему урока: смотри  (на  слайде  2)
3 Игра « Исключи лишнее»:  (слайд 3)

– Прочитайте глаголы, определите лишнее слово в данном ряду, объясните, почему оно лишнее?

а) Пою, читаю, молчу, трудится.

б) Поёте,  закаляются, читаете, молчите.

в) Поют, учиться, молчат, верят.

г) Поёшь, находиться, молчишь, веришь.

– Выпишите глаголы, которые вы исключили из каждого ряда   (трудится, закаляются, учиться, находиться).

– Объясните правописание –тся и –ться в глаголах. Укажите форму глаголов.

Учитель: посмотрите на таблицу (слайд 4)

4 Физминутка  (слайд 5)

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

5 Закрепление.

-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?

Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.

-Что заметили? (все глаголы в неопределенной форме)

Работа в парах.

-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Работают в тетрадях.

Проверка устно и на  (слайде 6)

  1. Самостоятельная работа: дифференцированные задания (карточки).

4 ур.     Спиши  пословицы, подчеркни глаголы.

Друзья (что делают?) познаются в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться. 
За всё (что делать?) браться – ничего не сделать.

4 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. 
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

3 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. 
За всё брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Спишите и подберите глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление  –       стремит…ся
  2. Они испытывают волнение      – волнуют…ся
  3. Допускать ошибки           –     ошибат…ся
  4. Он испытывает радость    –    радует…ся

Проверка 3 и 4 уровня вместе.  Проверка 2 уровня  на   (слайде 7)

7 Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет – потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

8 Работа с учебником:  упр. 264, стр.105

Спишите, вместо точек пишите глаголы с –тся или –ться.

IV Итог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *