Разработка урока русского языка «Правописание окончаний глаголов в 3 лице, множественного числа» для 7 класса


Жумабекова Ляйля Айткеновна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»

Руководитель СОШ №19:

Кушманова Римма Кабзакировна

Цели урока: закрепление знаний учащихся о правописании окончаний глаголов в 3 лице, мн. ч., развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость, воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету.

урок-закрепление
Оборудование: учебник, рабочие тетради (печатные) по русскому языку для работы в парах; карточки для индивидуальной работы; слайд-презентация к уроку, ноутбук.

Ход урока.
I. Орг. момент  (слайд 1)

наш девиз (говорят хором):    Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться!

– Из слов какой части речи состоит наш девиз? (из глаголов).

Учитель: я прочту стихотворение о значимости глагола:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

– Значит, о какой части речи мы сегодня будем говорить?  (о глаголе).

А точнее о правописании глаголов в 3 лице, мн. ч.,  я вас призываю действовать, то есть трудиться и учиться. Начнём с проверки домашнего задания.

  1. Проверка Д/з. Ответьте на вопросы: (слайд 2)

– Какие части речи вы знаете? – Какая часть речи называется глаголом? Приведите примеры глаголов из домашнего задания 3 на стр. 92

– Как изменяются глаголы? Приведите примеры из 4-го задания.

– Как изменяются глаголы по числам? По лицам?  Приведите примеры из 5 и 6-го задания.

Учитель:
– Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме: спинку держим прямо, стульчик подвинули.
 3. Актуализация знаний уч-ся. Игра «Четвёртый лишний» (слайд 3)

– Прочитайте глаголы, определите лишнее слово в данном ряду, объясните, почему оно лишнее?

а) Пою, читаю, молчу, берегут.

б0 Поёте, читаете, молчите, закаляют.

в) Поют, читает, молчат, верят.

г) Летят, читать, молчать, верить.

д) поёт, читает, молчит, рубят.

е) Поём, читаем, молчим, верят.

ж) Поёшь, читает, молчишь, веришь.

– Выпишите глаголы в 3 лице, мн. ч. На какое лицо указывают глаголы 3 лица, мн. ч.?   (они).   (берегут, закаляют, поют, молчат, верят, летят, рубят).

– Выделите окончания глаголов 3 лица, мн. ч., укажите лицо и число глаголов.

Давайте сделаем вывод: – назовите  окончания глаголов 3 лица, мн. ч.

Ответ детей:  -ут, -ют, -ат, -ят.

Учитель: посмотрите на таблицу (слайд 4)  и запомните окончания глаголов 3 лица, мн. ч.

  1. Физминутка (1-2 мин.)

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.

– Если я назову глагол ед. ч. – вы будете приседать, а если мн. ч. – потянуться вверх, встав на носочки и вытянув обе руки.

– Идёт, шумят, поёт, шуршат, звенит, плывут, лежит, цветут, растёт, кричат, говорит, рисуют.

  1. Работа в парах.
    – А сейчас, я думаю, вы готовы выполнить задание потруднее
    (работа в парах втетрадях на печатной основе стр 110 упр. 271).
    – Чтобы у вас было меньше ошибок, пожалуйста, советуйтесь с вашим соседом по парте. Не зря ведь говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».
    Я даю вам несколько минут, попробуйте сделать правильный выбор гласной в окончаниях глаголов ед. и мн. ч.
    (Проверка: на экране – текст с вставленными окончаниями глаголов,
    слайд 5)
    Учитель: Проверьте, пожалуйста, ребята.
    -Поднимите руку, у кого нет ошибок, т.е. все глаголы записаны правильно?
    – Молодцы!
    -А у кого есть ошибки? Что напутали, давайте разберём! Не бойтесь, ребята, мы пока только учимся!
 6. Самостоятельная работа.
– А теперь, вам задание карточки для самостоятельной работы.
КАРТОЧКА 1
Найди глаголы 3 лица множественного числа, запиши их. Выдели личные окончания глаголов.
мн. ч. (что делают? что сделают? что будут делать?)
Подрастут, видите, растёшь, смотрят, смотрим, журчат, журчу, журчишь, смотришь, летят, будут летать, летишь, полечу, прыгают, прыгаешь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 2
Найди глаголы 3 лица множественного числа, запиши их.  Выдели личные окончания глаголов.

мн. ч. (что делают? что сделают? что будут делать?)
Растут, видишь, прыгаю, берегут, журчу, летишь,  смотрим, летят, прыгаешь, полечу, подрастут, смотришь, будут летать, смотрят, прыгают.
КАРТОЧКА 3
Спиши. Подчеркни глаголы 3-го лица. Укажи число этих глаголов. Выдели личные окончания.
Лес нежно шумит листвой, манит в тенистые просторы. Поле звенит спелыми колосьями пшеницы. Река сверкает голубизной, переливается под солнцем. Они дают мне счастье, наполняют меня радостью.
2. Сделай вывод.
Глаголы 3 л. ед. ч. имеют личные окончания ____________.
Глаголы 3 л. мн. ч. имеют личные окончания ____________ .
КАРТОЧКА 4
Найди глаголы 3 лица множественного числа, запиши их. Выдели личные окончания глаголов.
мн. ч. (что делают? что сделают? что будут делать?)
Видят, растёшь, растут, смотрю, смотрит, журчат, журчу, журчишь, журчит, смотрят, будут летать, полечу, прыгают, прыгает, прыгаю.
__________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                   КАРТОЧКА 5

Спиши  глаголы 3-го лица, множественного числа. Подчеркни личные окончания глаголов.
Берегут, знают, верят, видят, молчат, думают, сверлят, играют.

 
7.   Итог урока.
– Урок подходит к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили следующие предложения: (Слайд 6)
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
Я НАУЧИЛСЯ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
БЫЛО ТРУДНО…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
8. Домашнее задание.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *