Урок на тему: «Агропромышленный комплекс. Растениеводство Казахстана»
Шарафиденова Венера Утеулиевна
г. Атырау, школа №4 имени Ю.А. Гагарина, преподаватель истории и географии
9 – класс. География
Тема урока: Агропромышленный комплекс. Растениеводство Казахстана
Цель урока:
- Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства Казахстана.
- Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
- Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
- Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника
Ход урока
- Организационный момент
- Психологический настрой: “Цветик- многоцветик”
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
- Проверка домашнего задания
Выполнение теста
– Назовите и покажите основные центры сельскохозяйственного машиностроения
– Какие трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение?
ІІ. Объяснение новой темы
Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.
Казахстан — традиционно земледельческая страна
Сегодня мы познакомимся с АПК
План:
- Что такое АПК и его главная задача.
- Состав АПК.
- Особенности сельского хозяйства
- Сельскохозяйственные угодья.
- Земледелие (зерновые, технические культуры).
А что такое АПК?
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).
Пользуясь текстом учебника (стр.58) и словами для справок, дополните схему отраслевого состава АПК
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК
От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).К сожалению. На сегодняшний день, 1 звено не полностью обеспечивает АПК нужной продукцией. Для нормальной работы АПК требуется 4 — видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому ещё используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность сельскохозяйственных растений и продуктивность животных. Перерабатывается лишь малая доля уже произведённой продукции. При большом количестве работающих в АПК страна покупает много продовольствия за рубежом.
– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Сельское хозяйство делится на 3 категории. (стр. 59) Назовите эти категории и запишите определения в тетрадь:
Сельхозпредприятие – это юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с основным видом деятельности в сфере сельского хозяйства.
Крестьянским хозяйством признаётся семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства, переработки и реализации сельхозпродукции.
К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения, коллективные сады и огороды, дачные участки.
ІІІ. Работа с учебником.
Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.
Ответ:
Отличительные особенности сельского хозяйства:
1) Оно зависит от природных условий.
2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.
3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.
4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.
Найдите в учебнике и запишите, что мы относим к сельскохозяйственным угодьям (стр.59)
Пастбища – сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота, а также земельные участки, пригодные для выпаса, не используемые под сенокосы и не являющиеся залежью.
Пахотные земли – это систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары.
Сенокосы – сельскохозяйственные угодья, постоянно используемые для сенокошения.
Какие угодья занимают наибольшую площадь в нашей стране?
Чем обусловлена такая структура сельскохозяйственных угодий Казахстана?
Структура сельскохозяйственных угодий в разных частях нашей страны неодинакова.
Какие части Казахстана отличаются самой высокой долей сельскохозяйственных угодий?
Где самая большая площадь пашни? Сенокосов?
С чем, по вашему мнению, это связано?
Сельское хозяйство включает две взаимосвязанные отрасли – растениеводство и животноводство. Они дают соответственно 56% и 44% сельскохозяйственной продукции.
– В нашей стране возделывается около 50 видов сельскохозяйственных растений. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство (2/3 всех посевных земель). К зерновым культурам относятся –пшеница,(1/2 объёма всех посевных полей страны), рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.
В нашей стране выращивают 2 вида пшеницы – яровую и озимую. Для роста пшеницы большое значение имеют почва и тепло. Она требует чернозёмные и каштановые почвы. На севере Казахстана, где зимы суровые и малоснежные, выращивают яровую пшеницу, которую сеют весной. Именно северная часть нашей республики получила название Пшеничный пояс. Почему?
Какие области входят в состав пшеничного пояса? (Костанайская. Акмолинская, Северо-Казахстанская) Они дают 4/5 всего зерна республики. Также яровую пшеницу выращивают в Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях.
На тёплом юге возделывают озимую пшеницу, которую сеют осенью, под зиму. Она созревает рано, в июне, и даёт устойчивые урожаи, так как используют осенние и весенние осадки.(цветом выделяются все названные районы на карте)
Работа с книгой.
Откройте учебники на странице 63 (от слов «Озимая рожь…») и заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и картами атласа.
Заполнение таблицы.
Культура | Где выращивается |
Взаимопроверка.
Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.
ІV. Закрепление
Назовите 3 звена АПК.
– Какая связь существует между звеньями АПК?
– Назовите отрасли сельского хозяйства.
– Какая культура занимает 1-е место в Казахстане по сбору среди зерновых культур.
– Назовите технические культуры, выращиваемые в Казахстане.
- V. Домашнее задание: 13, задание 1-3, страница 65
VІ. Оценивание
VІІ. Рефлексия. Вспомнить весь ход урока , собраться мыслями и подумать над следующим (метод ЗУХ):
Что понравилось? | Что узнал? | Что бы хотел узнать? |