Доклад на тему: «Нестандартные уроки русского языка как средство повышения познавательной активности младших школьников».


Ф.И.О.: Голубко Анастасия Владимировна

Место работы: Средняя общеобразовательная профильная школа с физкультурно – оздоровительной направленностью г. Павлодара

Должность: учитель начальных классов

«Есть успех – есть и желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе….»

В.А.Сухомлинский

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, математических, технических, экономических, школ-лицеев, школ-гимназий, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения русскому языку в школе. В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.

Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Мы считаем, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, так как в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Овладение знаниями в области русского языка у детей в начальных классах происходит очень трудно, особенно в овладении устной речью. Поэтому для каждого урока необходимо ставить достигаемые задачи. Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой:

  • владение речевой деятельностью в разных ее видах;
  • усвоение основных знаний из области фонетики, графики, грамматики, морфемики;

– обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов.

Реализация всех этих задач не так высока в проведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где дети усваивают материал в форме игры. Ребята ждут этих уроков. Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. Поэтому необходимы новые учебные пособия, методические пособия по данной проблеме, которые бы учитывали веяния сегодняшнего времени, но при этом сохраняли достаточно общий уровень начального образования, достигнутого школой.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

– редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка учителями;

– несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний.

Среди учителей начальных классов СОШ №39 г. Павлодара нами была проведена следующая анкета:

  1. Как часто вы применяли нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий?
  2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков с использованием игровых технологий?
  3. Как часто рекомендуете проводить уроки в нетрадиционной форме, с использованием игровых технологий?

Результаты опроса учителей, оказались следующими: из 10 опрошенных всего 3 учителя 1 раз в месяц применяют нетрадиционные формы закрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 1 учитель -1 раз в 3 месяца и 6 учителей – вообще не применяют.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
  5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
  6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
  7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
  8. Интегрированные уроки.

9.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабекова Н.В., 1995) нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь “с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной”, творческой. Есть и другие признаки:  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу “кто быстрее? больше? лучше?”) и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, “расследования”).

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Составим рекомендации по проведению нестандартных уроков.

  1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
  2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
  3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
  4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
  5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
  6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

А можно ли избежать идеи изучения русского языка как “поглощения” определенных знаний? Как с помощью предмета развить личность ученика, его творческое мышление, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Мы уверены, что ответы на множество вопросов можно найти в разнообразных, нестандартных формах преподавания русского языка.

Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Мы убеждены, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, с использованием игровых технологий.  Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.

Список литературы:

  1. Коновалов Е.И. Нестандартные уроки. – М., Дрофа, 2002
  2. Кузневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., Дрофа, 2002
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., Академия, 2008
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *