Занятие по логопедии «В мире транспорта»
Тырина Елена Алексеевна
учитель-логопед
КГУ «Рудненский детский дом»
Управления образования акимата
Костанайской области, Республики Казахстан
Цели:
Образовательные:
– Учить различать звуки по звонкости- глухости при чтении и на письме;
-Учить сравнивать слова близкие по звучанию, составлять с ними словосочетания и предложения.
Коррекционно-развивающие:
-Развитие словарного запаса по теме «Транспорт».
-Развитие пространственных отношений;
-Развитие ФФС;
-Развитие ММР, ОМ;
-Развитие дыхательной мускулатуры;
– Развитие логического мышления.
Воспитывающие:
-Обучение общению и сотрудничеству.
-Формирования навыков здорового образа жизни, знаний ЗОЖ.
Оборудование:
Набор картинок «Транспорт», молоточки: деревянный, пластмассовый, картинки на дифференциацию звуков в словах, картинки-символы: пароход, вагон, зеркала, ПК, мягкий строитель.
Ход.
1.Организационный момент.
Построение, приветствие. Упражнения в строю: шеренга, равнения, повороты, ходьба на месте с движением рук, ходьба с высоким подниманием бедра, ритмическая ходьба.
Логопед: Ребята сегодня у нас будет необычный урок. Урок – путешествие. Мы побываем в мире транспорта в мире фантазии.
Что бы отправиться в это путешествие наш организм должен настроится на очень сильную работу, ведь работают на разных видах транспорта очень сильные и смелые люди.
Выполняется общеукрепляющая артикуляционная гимнастика под музыку.
Упражнения на дыхание:
«Погреем ручки», «Остудить воду», « Понюхаем цветочки», «Насос».
2.Основная часть.
Д.И. «На чем можно путешествовать».
Логопед бросает мяч, задавая вопрос «На чем можно путешествовать?» учащийся отвечает полным ответом: «Путешествовать можно на ……….»
Логопед: Мы сегодня будем путешествовать, а на чем попробуйте, отгадайте.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Раздаются плотно скатанные комочки бумаги, дети должны аккуратно не разорвав их развернуть и по контуру узнать транспорт: машина, пароход, самолет.
Ориентировка в пространстве.
Логопед проговаривает четверостишия, учащиеся выполняют движения: -«На лошадке ехали, до правого угла доехали ( пароход,) дальше поехали. Ехали, ехали до окна (самолет) доехали и т.д.
Внимание детей обращается на заранее построенные макеты транспорта из мягкого строителя.
Логопед: моделирование и конструирование любого транспорта занимает очень много времени, необходим строительный материал, инструменты. Давайте мы поработаем тоже.
Работа с молоточками. Логопед стучит звонким молоточком, дети слушают, какой звук был у молоточка: громкий, звонкий. Логопед стучит деревянным молоточком, какой звук и молоточка: тихий, глухой.
Игра « Какой звук » (глухой, звонкий)
Вот и в нашем горлышке есть такой молоточек, голос. Он может говорить звуки звонкие и глухие.
Сегодня мы буде слушать 2 звука. Отгадайте, какой первый звук. Логопед показывает картинку с изображением вагона. Когда вагоны едут, колеса стучат Б-Б-Б. Как стучит колеса у вагонов?
Посмотрите в зеркало, что делают наши губки, когда мы произносим звук /Б /: смыкаются, не дают воздуху выйти, но воздух все равно их заставляет открываться. Давайте, приложим ладошку к горлышку и послушаем, звучит наш голосок, дрожит горлышко? Вот как дрожит горлышко, вот как звонко произносится звук/ Б/. А теперь закроем ушки, произнесем звук / Б/ и послушаем, звучит голосок-молоточек в голове. Вот как звонко он звучит. Звук /Б/ звонкий, произносится громко с голосом, я его поставлю в кармашек с колокольчиком.
Если мы слышим звук /Б/, какую букву мы напишем? (Б).
Аналогично проводится работа со звуком /П/. Картинка- пыхтит пароход, буква П
Сравним два звука: чем они похожи (губки сильно смыкаются и не дают воздуху выйти), чем отличаются (Б -голос звучит, он звонкий, П- голос не звучит –глухой)
Звуковые цепочки.
Дети повторяют за логопедом по очереди
Б-П-Б
П-Б-П
П-Б-Б-П
Б-П-П-Б
П-П-Б-Б
Б-Б-П-П
Логопед: «Сели на машину, налили бензину»- долгий звук /Ж/ на выдохе.
Работа с предметными картинками.
Д.и «Разложи правильно».
Предлагается два макета автобуса. В первый автобус помещаются картинки со звуком /Б/, во второй со звуком /П/.
Логопед: «На машине ехали, до реки доехали, трр, стоп, разворот, на реке пароход».
Что бы сесть на пароход необходимо подобрать парные билеты.
Работа со словосочетаниями. Подобрать карточки со словами из первого столбика к карточкам со словами из второго столбика.
Белый голубь
Золотая рыбка
Хрупкий стебелек
Грубая ошибка.
Выделить буквы Б-П.
Логопед: «Пароходом ехали. Всю реку проехали» – короткий, сильный звук /Ш/ на выдохе.
«Пароход не идет, надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит»- на выдохе звук /У/.
Пока летим на самолете, разгадаем головоломки.
Работа в тетрадях с предложениями.
Сравнить пары слов, вставить в предложения по смыслу.
Палка-балка
Миша нашел……..
Строителям нужна……..
Борода- порода
У старика длинная …….
В карьере много ценной…..
Логопед «Мы много сегодня путешествовали, давайте отдохнем»
Упражнения для отдыха и расслабления.
3.Итог.
Что понравилось на занятии?
Что делали?