Статья «Разноуровневая технология на уроках математики»


Насибулина Мунира Макбуловна

Учитель математики

СШ № 5 а.Акмол, Целиноградский район, Акмолинская  область

В современное время перед учителем стоит вопрос, как заинтересовать ученика, обеспечить усвоение им стандартного образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению.

Объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом в объеме и глубине усвоения знаний, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения при традиционном подходе к обучению математике приводят к снижению уровня ярко выраженными способностями. Поэтому необходимо применять разноуровневый подход к обучению математике, ориентированного на степень обученности учащихся с учетом их личностных особенностей.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных предметов и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеются учащиеся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса математики, находящимся на двух «полюсах» весьма велик. Поэтому при обучении должны учитываться потребности всех учащихся – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом.

Чтобы заинтересовать детей, повысить познавательную активность, развивать логическое мышление и интеллектуальные возможности, необходимо выбрать продуктивный способ обучения. Получить знания и удовольствие от урока  может лишь при условии, если учебный материал будет доступен и понятен, то есть, преподнесен учителем, учитывая разные способности учащихся.

В своей работе применяю разноуровневую технологию, которая учитывает индивидуальные способности учащихся.

Цель применяемой технологии:

  • адаптировать школьников к условиям жизни, умение оперировать знаниями, мышлением, интеллектуальное развитие учащихся,
  • усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний.

Поэтому, начиная работать с пятыми классами, были составлены две группы.

Первая группа (группа А) – учащиеся этой группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач. В этой группе можно выделить учащихся, которые могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однотипных задач, находят несколько способов решения.

Вторая группа (группа Б) –  учащиеся имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теорем в применении их к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач. Те из учащихся, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в знаниях и при соответствующем обучении быстро переходят на более высокие уровни развития.

Состав групп меняется (он не должен быть застывшим). Любой ученик из второй группы может перейти в первую группу, если он хорошо усвоит материал и свободно выполняет задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик первой группы может перейти во вторую, если он имеет проблемы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.

В группах создаются такие условия для повышения успешной мотивации и интереса к предмету.

Готовясь к уроку, продумываю как преподнести учебный материал в каждой группе. Стараюсь объяснять в группе Б доступно и просто, приводя примеры, чтобы учащиеся понимали и смогли выполнить несложные задания без подсказки.

Провожу такие виды обучающих самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.

  • Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показанному им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.
  • Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только видеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи межу увиденными тем, что надо сделать.
  • Работа по заданному алгоритму. Приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно ориентирует мыслительную деятельность учащихся.

Учащимся этой группы нравится, когда у них получается. У них появляется чувство осознания того, что они «могут и них получиться». С каждым уроком появляется интерес к предмету математика. Домашние задания разбираем на уроке. И если не смогли выполнить, обязательно в классе разбираю и объясняю.

Я практикую применение тестов по отдельным темам и при заключительном повторении в конце года. Тесты позволяют учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или при текущей проверки знаний.

А также проверочные работы, которые включают в себя и теоретический материал. И контрольные работы, где обязательно есть дополнительное задание.

В этой группе у некоторых учащихся наблюдается падение интереса к анализу самостоятельных и контрольных работ после оглашения им оценок. Записываю фрагмент работы одного из учеников, допустившего ошибку в решении. Учащимся предлагаю выяснить, правильно ли выполнено решение, где допущена ошибка, как ее исправить. Затем выясняем, что такую ошибку допустил не только этот ученик. На доске с обратной стороны записано правильное решение и   учащиеся находя ее выполняют правильное решение. Я помогаю в это время тем, кому необходима помощь.

В своей практике я веду учет типичных ошибок, допущенных в письменных работах (контрольные, самостоятельные, домашние) учащимися с тем, чтобы сразу же организовать работу по их устранению. При повторении данного материала через определенный промежуток времени предлагаю учащимся аналогичные задания.

На уроке часто происходит так: после моего предложения выполнить определенное задание в группе Б находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чем причина? Я думаю, что обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученика в том, что выполнить это задание предложат более успевающему.

Как же привлечь внимание таких учащихся к поставленному заданию?

Предлагаю кратко записать условие задачи слабоуспевающему ученику, затем коллективно ищем план решения. Этот способ показывает, что с одной стороны, способствует осознанию условия задания слабым учеником, а с другой стороны, приобщает его к активной познавательной деятельности на уроке. Тогда все учащиеся стремятся вникнуть в условие задачи. И тогда каждый учение в не зависимости от склонностей и уровня подготовки принимают активное участие в решении задачи. А затем по алгоритму решают подобную задачу. Это придает уверенность таким ученикам и желание работать на уроке.

Учащиеся  группы Б быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Большой объем времени на уроках в V – VI классах отводится на формирование умений и навыков выполнения действий над положительными и отрицательными дробями. В такой ситуации помогают игровые моменты, разнообразные математические соревнования. Например, при закреплении материала интерес учащихся вызывают эстафеты по командам или между мальчиками и девочками. Такие моменты провожу и группе А. Например, на доске записан пример на все действия. Представитель от каждого команды, выполнив на доске одно действие, передает эстафету члену команды. Члены команды имеют право на исправление ошибок во время эстафеты.

Некоторым учащимся сложно выучить и запомнить правило и тогда использую ассоциации вместо правил. Например, в пятом классе решение уравнений вызывает затруднения: составляем простейший пример на данное действие и видно, что можно легко найти неизвестное. В шестом классе затруднения вызывают сложение  и вычитание отрицательных и положительных чисел. При сложении отрицательных чисел вспоминаем про мороз зимой: сколько градусов стало после понижения температуры. А при сложении отрицательных и положительных чисел: отрицательное число – это долг, а положительное – сколько отдал долга. Умножение многочлена на многочлен легче усваивается, если пользоваться ассоциацией «стрельба из лука стрелами». Такие ассоциации вместо правил хорошо срабатывают всеми учащимися с различным уровнем подготовки.

В группе А   при объяснении  нового  материала использую частично-  поисковый метод. При закреплении новой темы у учащихся есть выбор, какие задания выполнить. Они по мере  своих знаний выполняют под моим контролем. Те, которые решают вперед обязательно проверяю и подсказываю, если есть вопросы.  Обязательно отрабатываю умения и навыки по новой теме.

Готовя карточки для индивидуальной работы, учитываю способности учащихся. В этой группе есть четыре ученика, которые выполняют проверочные, контрольные, самостоятельные работы, тесты боле сложного уровня, чем остальные ребята из этой группы.

При закреплении нового материала в группах подбираю задания из сборников тестов. Это делаю для того, они психологически подготовить к ЕНТ.

Задаю домашние задания, чтобы учащиеся выбрали тестовые задания и объяснили решение.

 

На уроке создаю ситуации, в которых ученик должен выполнить самоконтроль, самооценку, самоанализ, что постепенно приводит его к осознанию учебной деятельности – считаю это важным в своей работе. Чтобы учащиеся сознательно относились к учению. К этому пробуждают такие вопросы:

– Для чего мы будем выполнять это задание?

– Как  вы  думаете решить это задание?

– Какие правила (формулы) потребуются, чтобы решить задачу?

– Как ты рассуждал, решая задачу?

– Как ты думаешь, почему ты допустил ошибку?

– Как ее исправить?

Скачать статью полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *