Подготовка младших школьников с ограниченными возможностями в развитии обучающихся на дому к выполнению арифметических операций по методу М. Монтессори

ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат №3 г.Аксу»

Учитель надомного обучения

Пьянзина Светлана Витальевна

Формирование элементарных математических представлений является важнейшей задачей образования младших школьников с ограниченными возможностями в развитии обучающихся на дому. Значение учебно-воспитательной работы по данному разделу программы для специальных общеобразовательных учреждений очень велико, так как развитие начальных математических представлений способствует коррекции наиболее слабой стороны психической деятельности детей с ограниченными возможностями — развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. У детей с ограниченными возможностями имеются специфические особенности в развитии восприятия и мышления. У них страдают процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления (Т.А.Власова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер, М.Н.Перова, Ж.И.Шиф и др.). В связи с этим дети нуждаются в работе общекоррекционного характера и в воздействии, нацеленном на исправление тех недостатков, которые вызовут значительные трудности при их обучении.

Подготовка к изучению математического материала в педагогической системе М.Монтессори осуществляется посредством развития сенсорики и моторики с помощью достаточно богатого набора дидактических материалов.

При обучении математике М.Монтессори ведет ребенка от сенсорного впечатления к формированию понятия, от конкретного к абстрактному, что облегчает изучение материала и делает его доступным и привлекательным (В.В.Таубман, Ю.И.Фаусек, М.Г.Сорокова и др.).

В системе практических материалов, разработанных М.Монтессори, имеются такие, которые непосредственно влияют на развитие математических понятий и представлений, получившие в Монтессори-педагогике название – «базовые математические материалы». К ним относятся: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», блоки с цилиндрами — вкладышами и другие. Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока его потребность в данном материале не будет полностью удовлетворена. Внутренняя логика работы с Монтессори-материалами такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития ребенка, а косвенная — на ближайшее развитие. Обращение ребенка к одному и тому же материалу в разные промежутки жизни может естественным путем смещать значение этих целей, корректировать их смысл. Так, например, в упражнениях с материалом «Красные штанги» прямой целью является формирование понятий длинный — короткий. Косвенная цель включает в себя развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовку к работе с математическим материалом — числовыми сине-красными штангами той же формы и размера и т.д. Таким образом, многие материалы для развития и утончения сенсорики у малышей превращаются для более старших детей в «материализованные абстракции» математического характера. Воспринятые и впитанные бессознательно на сенсорном уровне, они постепенно обретают в голове ребенка строгие математические очертания, превращаются в понятия.

В период подготовки к изучению математического материала дети овладевают рациональными способами действия с предметами, на основе этих действий у них формируются логические операции: сравнение, сериация, классификация; обогащается их сенсорный опыт; развиваются представления о тождестве и различии, о величине и множестве, о части и целом; расширяется их словарный запас; формируются навыки учебной деятельности. Кроме того, они опосредованно готовятся к выполнению арифметических операций.

Методика работы по подготовке нормально развивающихся дошкольников к выполнению арифметических операций в условиях педагогической системы М.Монтессори описана в учебном пособии М.Г.Сороковой  «Жизненная практика»  и сенсорное воспитание дошкольников по методу «Монтессори». Раскроем специфику работы в данном направлении с детьми с ограниченными возможностями в развитии обучающихся на дому.

Подготовка к выполнению арифметических операций – сложению и вычитанию происходит на материале «Красные штанги» (данный материал включает набор из десяти деревянных штанг красного цвета, длиной от 10см до 1м, каждая последующая штанга длиннее предыдущей на 10см). Для удобства изложения пронумеруем штанги: длиной в 10 см – штанга 1, в 20 см – штанга 2, в 1 м — штанга10. Подготовка к сложению. Штанги раскладываются на коврике в беспорядке. Педагог выбирает самую длинную из них, кладет ее на середину и говорит: «Сейчас мы попробуем сложить такую же по длине штангу из двух других, более коротких». Затем берет штангу 9, кладет ее вплотную под штангой 10, приравнивая концы слева и объявляет: «Для того, чтобы получилась такая же по длине штанга, нужно найти вот такую (при этом педагог указательными пальцами обеих рук показывает длину недостающей штанги». После чего вместе с ребенком отыскивает нужную штангу, акцентируя внимание школьника на том, что штанга стала длиннее на искомый отрезок. Точно также поступают со штангами 8, 7, 6, прикладывая их поочередно к штанге 10. Затем внимание ребенка обращается на то, что осталась еще одна штанга – штанга 5. Педагог объясняет и показывает, что штанга 5 умещается по длине штанги 10 два раза.  Таким образом, на первом этапе обучения педагог постепенно подкладывает одну штангу, а ученик отыскивает недостающую. После многократных упражнений делается вывод: если к одной штанге присоединить другую, то штанга станет длиннее.

На втором этапе обучения педагог только показывает ребенку штангу, а тот, в свою очередь, самостоятельно составляет различные комбинации, и наоборот – ребенку предлагаются две, вместе сложенные штанги, а он отыскивает штангу равную им по длине. Подготовка к вычитанию. (Примечание: в обучении дошкольников с нормальным интеллектом данный раздел не нашел своего отражения). Исходное положение штанг прежнее. Педагог выбирает самую длинную штангу, кладет ее на середину и объявляет: «Сейчас мы будем «плотниками». Нам нужно «отпилить» от длинной штанги (при этом проводит рукой по длине штанги) вот такую короткую штангу (при этом проводит рукой по длине выбранной штанги). Затем присоединяет короткую штангу к длинной, выравнивая слева концы, и показывает ребенку, где нужно «отпилить», имитируя движение при распиливании. «Отпиленную часть закрывает куском материи и совместно с ребенком определяет, какая по длине штанга осталась. После чего выясняется: длиннее стала штанга или короче, насколько короче. Перебирают все возможные варианты. Многократные упражнения позволяют школьникам с ограниченными возможностями совершенно самостоятельно сделать вывод о том, что если отпилить часть штанги, то она станет короче. На втором этапе обучения отрабатываются взаимообратные действия. Сначала складываются две штанги и отыскивается штанга, равная им по длине. Затем, поочередно от длинной штанги «отпиливаются» короткие.

Таким образом, уже работая с данным Монтессори-материалом, школьники  опосредованно готовятся к выполнению арифметических операций и учатся делать простейшие умозаключения. Представления, полученные на подсознательном уровне, служат основой для введения абстрактных понятий, с которыми дети встретятся в дальнейшем при изучении математики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.