Конспект выступления на августовской педагогической конференции работников дошкольного образования на тему: «Создание предметно-развивающей среды в старших группах в соответствии с обновленным содержанием дошкольного воспитания и обучения».
Махамбетова Индира Еркеновна
воспитатель КГКП «Детский сад «Дюймовочка»
при отделе образования с. Новоишимское
Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является одним из стратегических направлений государственной образовательной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента РК Н.А Назарбаева значительное внимание уделяется вопросам дошкольного воспитания и обучения.
Об этом свидетельствует ряд государственных документов, нацеленных на обновление системы дошкольного образования, на формирование педагога с новым педагогическим мышлением и менталитетом: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственная программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы, Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК 2016 г, общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения РК рекомендованная научно-методическим советом Республиканского центра «Дошкольное детство».
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 1 марта 2016 года, значимость дошкольного периода развития ребенка обозначена как основа для его успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления. Вместе с этим изменились и программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ГОСО является созданная предметно-развивающая среда.
Так что же мы подразумеваем под термином предметно –развивающая среда? Государственный общеобязательный стандарт РК от 13.05.2016 дает следующее определение данного термина:
Предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Требования к предметно-пространственной развивающей среде: Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и направлена на:
– эффективную реализацию содержания Программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей;
– охрану и укрепление здоровья детей;
– коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;
– реализацию различных образовательных и развивающих программ;
– обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;
– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;
– предоставление возможности для самовыражения детей. При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфику предметов, игрушек и материалов для девочек и мальчиков. Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется, в первую очередь, для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольной организации.
Как известно, развитие ребёнка происходит в содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Организованная предметно-развивающая среда в ДО (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации предметной среды в групповом помещении педагогам
необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить следующие правила:
- среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса;
- необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
- форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
- элементы декора должны быть легко сменяемыми;
5) в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
6) организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
7) цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами;
8) при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
9) предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает
наличие:
- игровых зон;
- зон уединения;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеку, видеотеку;
- спортивного инвентаря и оборудования и т.д.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
– спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
– средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
– зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:
– зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини- лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
– зона художественно – эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ”стеной” творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
– «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
– театрализованная зона располагает различными видами театральных
кукол, масками, декорациями, ширмами;
– зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом
систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
– в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями основной образовательной программы ДО имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
– игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья,
модули- макеты игрового пространства;
– конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
– «уголок уединения»;
– для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс,
нестандартное оборудование для физического развития детей.
Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Пример построения предметно – развивающей среды
1.Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
- Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
- Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра – развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счете, обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес
4.Центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков.
- Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
- Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
- В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
- Яркий, веселый центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
- Центр краеведения
Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно, здесь необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.