Открытый урок по музыке «История тюркской двухструнки»


Джетписова Гульбаршин  Сайдалиновна
Учитель музыки средней школы №21
Акмолинской области, г.Кокшетау

Цель урока: дать представление учащимся с историей возникновения казахской домбры, разновидностями, способами звукоизвлечения

 

Задачи урока:

Образовательные:

наглядно показать различные формы инструмента, познакомить со строением домбры; беседовать о происхождении инструмента

Развивающие:

развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;

пробуждение интереса к истории казахского народа;

развивать вокальные навыки

Воспитательные:

приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;

воспитание эстетических чувств;

(звучит домбра дети заходят в класс)

1.Оргмомент – проверить готовность к уроку, организовать, нацелить на урок

Музыкальное приветствие:

 Учитель: поет «здравствуйте» звуками до-ми-соль

Дети отвечают: «здравствуйте» звуками соль-ми-до

  1. Основная часть урока.

Ребята, прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу .  Давайте возмемся за руки. Я желаю вам хорошего настроения.  Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

Но прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним как назывался наш прошлый урок ответе на домашнее задание

  1. Опрос домашнего задания
  2. Как называются инструменты подобные шанкобызу?
  3. Из каких материалов делают варган?
  4. Почему этот инструмент сохранился у многих народов?

В разных странах называют его по разному : варган, хомус, драмбла, доромб, дан мои, маранзано, коу ксианг. Это очень древний инструмент.

дерева, кости и бамбука

  1. Новая тема

Ребята,  когда вы заходили в класс под какую музыку вы заходили?

Правильно ребята, это красивая казахская мелодия, а  на каком инструменте исполняют этот кюй?

И тема нашего урока называется «История тюркской двухструнки», запишем название в тетради.

Ребята, вы когда-  нибудь задумывались о том, почему у разных народов встречаются одинаковые обычаи и традиции, похожие легенды и сказки, а еще родственные инструменты? Вы знаете, что самым любимый музыкальный инструмент у казахов  – домбра.  Как вы думаете, почему инструмент домбра называется «тюркская двухструнка»? (ответы детей). Кыргызы считают, что комуз хранит музыкальную историю народа, туркмены не представляют жизни без дутара, в Азербайджане самым распространенным инструментом является саз.

Домбра и дутар имеют по две струны. Слово дутар переводится как «две струны». Кыргызский комуз и азербайджанский саз имеют по три струны

Но отличаются они тем, что у саза струны двойные, а у кыргизского инструмента нет перне.

Ребята, ответьте пожалуйста на вопрос,  как вы думаете почему эти  инструменты схожи меду собой.

(Дети отвечают)

Много столетий назад, в V-VIII в в. н.э на территории Центральной Азии существовало государство Тюркский каганат, который раскинул свои границы от Горного Алтая до берегов Каспийского моря. Слово – тюрк – означает сильный, крепкий.  Тюркский каганат населяли разные народы, но у них был общий тюркский язык, единые военные традиции, один бог Тенгри и близка друг другу музыкальная культура. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа. Народы тюркской языковой группы: турки, татары, туркмены, узбеки,азербайджанцы, башкиры, казахи, киргизы и др. В настоящее время тюркские народы проживают на территориях разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы.

Прошло почти полторы тысячи лет. Древнее государство давно перестало существовать, но современные казахи, якуты-саха, алтайцы, тувинцы, туркмены, кыргизы, узбеки, азербайджанцы, башкиры, хакасы сохранили сходство языков.

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра — казахский народный инструмент — была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес».

Казахский народ относится к тюркоязычным народам. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана. Этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

Домбра – самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов

Казахская домбра – это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры. С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.

Легенда 

5.Слушание музыки: Кюй тартыс комуз и домбра. Сары арка стиль дэкко

ДЭККО – новое направление в инструментально- домбровой музыке. Само название продуй сокращенных слов: Д – домбыра, Э – эстрада, К- кюй, К-компыютер, О – орындау (исполнение). ДЭККО – как направление, создано в 1997 году известным композитором, домбристом Жасарап Енсеповым.

Ребята какой красочный характер передает муыка мы может ее изобразить на картинеЗначит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, мы сейчас слушаем и рисуем то,  что вы представляете в характере этой музыки

6.Рисуем музыку.

 

7.Анализ кюев:

8.Физминутка

А теперь ребята кто мне скажет у нас впереди какой праздникПравильно ребята Новый год. Вот в преддверии 2016 нового года мы с вами изучим и исполним песню Серебристые снежинки Слова: Раиса Панина
Музыка: Андрей Варламов

9Распевка .

Упражнение на постановку голоса.

  • Работа языком ( покусываем кончик языка и постепенно вытаскиваем язычок, и обратно ) это упражнение несколько раз.
  • Токаем язычком щеки с нутри ( на право и на лево)распеваем гласные буквы( А.О,У,И,Е,)

Разминка  на дыхание ( вдох носом, выход ртом струикой

 

 

10 .Исполнение песни: «Серебристые снежинки » Слова: Раиса Панина
Музыка: Андрей Варламов

1
Покрыты поляны пушистым снежком,
Стучит Дед Мороз ледяным посошком.
И ветви деревьев блестят, как хрусталь,
И тают снежинки в ладонях, а жаль.
Припев: 
Серебристые снежинки надо мной кружат, кружат.
Серебристые снежинки – новогодний снегопад.
Серебристые снежинки, словно добрые друзья,
Только жаль, снег в доме тает, и ему в тепло нельзя.
2
Но я не печалюсь и я не грущу,
Снежинки, я вас таять в дом не пущу.
К вам выйду навстречу и, в вальсе кружась,
Пусть лягут на плечи снежинки, искрясь.
Припев. 
3
Своим волшебством новогодняя ночь,
Наверно, сумеет снежинкам помочь.
И к звездам в ночи улетят они ввысь,
И в Млечном Пути их продолжится жизнь.

Припев.

  1. Закрепление: Вопросы
  2. Какие народы входят в состав группы тюркских народов?
  3. Почему у разных народов есть похожие инструменты?
  4. Какие музыкальные инструменты тюркских народов составлял родственную группу струнных щипковых инструментов?

Я научился :

– Мне это пригодиться ….я буду грамотным.

– Было трудным….

– Было интересно …

–  Понравилось больше всего ….

 

  1. Домашнее задание: Составьте ребусы на тюркские инструменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *