Рабочая программа по обучению грамоте и литературному чтению для 1 класса (Учитель Чернова Н.И.)
Пояснительная записка
Обучение грамоте и литературному чтению
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкина «Азбука» и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Вингорадской, М.В. Бойкиной « Литературное чтение», входящих в систему «Школа России», руководитель кандидат пед. Наук А.А. Плешаков.
Предметная линия содержит :
— учебник «Азбука», авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А Виноградская, М.В. Бойкина
— учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
На данные учебники получено заключение «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент и составлена в соответствии с материалом вышеуказанных учебников.
В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:
– овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
– развитие умений слушания и говорения;
-расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
-развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
– раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка.
– формирование у детей чувства грамотной речи.
Программа курса обучение грамоте и литературному чтению содержит:
- Добуквенный период. (4ч.)
- Букварный период (60ч.)
- Литературное чтение (34ч.)
Цель курса обучения грамоте состоит в том, что закладываются основы формирования функционально грамотой личности, обеспечивается языковое и речевое развитие ребенка, помощь в осознании себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем : «Слово», «Предложение», «Текст».
- Добуквенный период. (4ч.)
Задачи добуквенного периода:
- развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова;
- формирование слого-звукового и и звукового анализа слов;
- развитие навыков устной речи, слушания и говорения;
- ввод понятий слово, предложение, гласные звуки, ударение
- умение изображать предложение в виде схемы;
- умение составлять схемы слов.
- Букварный период. (60ч.)
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. На данном этапе предложена особая последовательность введения букв ( ориентация на позиционный принцип чтения).
Цели уроков обучения грамоте:
- формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали.
- развитие интереса к чтению и желания читать.
- Формирование у детей правильной читательской деятельности.
- Ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии ( без введения понятий)
На материале текстов «Азбуки» и прописей формируется у детей тип читательской деятельности – система приёмов понимания текста.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны научиться:
- осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка ( звуки слышим и произносим,
буквы видим и пишем).
- Называть звуки, из которых состоит слово;
- Определять роль гласных букв;
- Обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- Определять количество звуков и букв в слове ;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку;
- правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от30 – 40 слов;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов;
- составлять небольшой текст на заданную тему (3-4 предложения).
Литературное чтение
За основу взят тематический принцип группировки материала. Первоклассник познаёт себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-ом классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Программа по чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Тематика чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного.
- Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетическое ппересказыватнебольшие текстыСредством формирования УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ую линию развития
– формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно сучителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучениия курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассакз, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
-составлять устный – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Пояснительная записка
Технология ( труд)
Рабочая программа составлена на основе авторской прогаммы авторов Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой («Технология». 1класс. Самара: «Учебная литература») в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего образования.
На данный учебник получено заключение «Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ.«Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа России». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с фор-
мированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических
приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – практическая значимость (личная или общественная), доступность,
эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению основных технологических приёмов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных
детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по
изготовлению изделий.
В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие
виды работ:
– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принци-пов и приёмов их создания;
– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);
– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального
решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процес-са и результата работы).
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть
изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами данной местности, другие культурные традиции.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным обра-зом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего
характера – проектов.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существо-вания живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нрав-ственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности –
любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Пояснительная записка
Математика
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения:
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010г.), в соответствии с требованиями авторской программы М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой, с учётом метапредметных и внутрипредметных связей. Учебник и рабочие тетради (№1,№2) этой предметной линии входят в УМК «Школа России».
Предметная линия содержит:
– М.И. Моро Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
– М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Учебник «Математика». 1 класс. В 2-х частях.
На данные учебники получено заключение «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Важнейшее место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к ителлектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения.
- Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий,
- Формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Принципы, лежащие в основе построения программы
- Органическое сочетание обучения и воспитания.
- Усвоение математических знаний.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Формирование основ логического мышления и речи детей.
- Практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Дифференцированный подход к обучению.
Основное содержание курса
В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учётом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».
Курс предполагает формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
- Выделять признаки и свойства объектов;
- Выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- Определять с помощью сравнения их характерные признаки;
- Формировать речевые математические умения навыки;
- Высказывать рассуждения с использованием математических терминов и понятий;
- Ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- Выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия;
- Формировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел;
- Формировать навыки устных и письменных вычислений: навыки табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны :
показывать:
- Предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета
- Над, под, за данным предметом, между двумя предметами;
- Числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- Число большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- Фигуру, изображённую на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
Воспроизводить в памяти:
- Результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
- Результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.
различать:
- Число и цифру
- Знаки арифметических действий (+ многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник)
сравнивать:
- Предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- Предметы по форме, размерам (больше, меньше);
- Два числа, характеризуя результаты сравнения словами «больше», «меньше», «больше на…», «меньше на…».
Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
- Выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
- решать учебные и практические задачи;
- выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- определять. В каком из двух множеств больше (меньше)
- решать текстовые арифметические задачи в одно действие,
- записывать решение задачи;
- выполнять табличное вычитание изученными приёмами;
- измерять длину предмета с помощью линейки;
- изображать отрезок заданной длины;
- читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа.
Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел от 0 до 20;
– названия и обозначения действий (+) и ( – ) ;
-таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания
– находить значение числового выражения в1, 2 действия в пределах 10 ( без скобок)
Пояснительная записка
Обучение письму. Русский язык
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой ( Прописи № 1, 2, 3, 4), программы В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (учебник «Русский язык» ) УМК «Школа России».
Учебно методический комплект содержит:
– В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова «Прописи». № 1, 2, 3, 4
– В.П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник «Русский язык» Данная линия учебников имеет гриф « Рекомендовано» Министерством образования и науки РФ
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе.
В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа, расчленение звучащей речи на звуки (фонемы), мельчайшие структурные единицы;
Цели уроков обучения письму
- Названия строк и элементов букв;
- Начертания заглавных и строчных букв;
- Обозначение звуков соответствующими буквами;
- Связно и ритмично писать буквы и их соединения;
- Правильно располагать буквы и слова в строке;
- Записывать слова и предложения после слого-звукового анализа;
- Списывать слова и предложения с образцов;
- Проверять написанное;
- Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
- Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность
Обучение письму идет параллельно с обучением чтением, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
На уроках письма учитель разнообразит виды деятельности с учетом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков письма.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения письму совершенствуются на уроках русского языка.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Русский язык
.Учебный предмет «Русский язык» в 1 классе занимает ведущее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».
В 1 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики
Учебный курс русского языка в 1 классе состоит из 8 разделов.
Важными в начальном курсе языка является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст».
«Звуки и буквы» Основные знания по этому разделу учащиеся приобретают в период обучения грамоте. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. Работа над темой «Звуки и буквы» направлена также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции.
В 1 классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. В 1 классе формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении.
Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Указанные в программе каждого раздела знания, умения и навыки по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нем, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного вида учебные задачи с привлечением игр, упражнений занимательного характера, использовать разнообразные наглядные пособия, технические средства.
В первом классе необходимо вводить работу в парах постоянного и сменного состава (ППС, ПСС), учить ребят работать в малой группе.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе автора В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого из расчета 5 часов в неделю, 165 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно – дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
- развивать внимание к устной и письменной речи;
- формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
- правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов
- писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Результаты обучения
В конце 1 классе обучающиеся должны знать:
- название букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
- деление на слоги;
- правила переноса;
- правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о грамматических группах слов;
- о различии предложений по цели высказывания;
- о признаках текста и его оформлении;
- об основных признаках согласных звуков и букв.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам;
- вычленять слова из предложений;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения.
- писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
- устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему.
Владеть общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
-интеллектуальными (обобщать, классифицировать, сравнивать);
-познавательными (учебно-познавательная мотивация, учебная самостоятельность, потребность в творческом самовыражении, умение принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
-организационными (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Пояснительная записка
Изобразительное искусство и художественный труд
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Неменской Л.А., Горяевой Н.А., Питерских А.С. и др. (под ред. Неменского Б.М. Искусство вокруг нас. 1класс.М.: Просвещение) в соответствии с требованиями Федерельного Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа “Изобразительное искусство и художественный труд является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности “углубления в себя”, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Метки: 1 класс, Рабочая программа по обучению грамоте и литературному чтению