«Что такое толерантная личность?»


Кахраманова Оксана Владимировна,педагог-психолог

КГУСШ № 42,г.Петропавловск,СКО

Скачать презентацию

Психологическое мероприятие для старшеклассников

«Что такое толерантная личность?»

Цели: научить детей бесконфликтному решению спорных вопросов; воспитывать чуткость, терпимость к окружающим людям.

Подготовка к мероприятию: проводится тест «Уровень конфликтности личности» и его анализ (см. дополнительный материал).

Эпиграф на доске:

Если ты горяч, как чайник,

Или вспыльчив, как ковер,

Попроси, чтоб остудили

Или выбили тебя.

Г. Остер

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

Психолог. Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной и чем она отличается от интолерантной, нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия (обращается к плакату):

Т – терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О – отказ от причинения вреда и насилия;

Л – лучшее качество человека;

Е – единство, взаимопонимание, дружба;

Р – равноправие народов и рас;

А – альтруизм;

Н – небезразличие к окружающим людям;

Т – творческое общение;

Н – наш мир;

О – ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С – соблюдение прав человека;

Т – терпимость к различиям;

Ь – чуткость и снисходительность.

  1. Лекция-беседа о толерантности

Психолог. Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих различий

(по Г. Оллпорту) довольно много.

  1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолеран-тные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разрыв между «я – идеальный» (представление о том, каким я хотел бы стать) и «я – реальный» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но потенциал саморазвития у них выше.
  2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения, боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.
  3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такая: не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
  4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  5. Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, т. к. им не нужно за кого-то прятаться.
  6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных людей. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили своих собеседников.

  1. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками и не стремятся к превосходству над другими.
  2. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда студентов попросили назвать великих, с их точки зрения, людей, интолерантные назвали имена политических лидеров, имевших власть над другими, а толерантные – имена ученых, артистов. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью, где царит строгая дисциплина. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке и власти.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя и поэтому признающего право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

III. Практическая часть

Упражнение 1. Скажи мне что-нибудь хорошее

Задачи: повысить самооценку; получить поддержку от группы; развивать социальную интуицию, чувствительность, понимание другого человека.

Процедура проведения: каждый по очереди говорит соседу справа что-то хорошее о нем (комплимент), а тот соглашается с ним, произнося слова: «Да, а еще я…», и говорит что-то хорошее о себе.

Упражнение 2. Волшебная лавка

Задача: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать себя подлинно толерантной личностью.

Процедура проведения: ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи (таблички с названиями висят на доске): терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько вещей, которых у него нет. В качестве платы продавец просит взамен то, что у этого человека имеется в избытке. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. Покупатель в качестве оплаты предлагает чувство юмора, которого у него в избытке.

Упражнение 3. Как быть толерантным в конфликтной ситуации?

Задача: обучить конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения: перед упражнением ведущий знакомит участников с правилами выхода из конфликтной ситуации (можно каждому раздать отпечатанные листы).

Правило 1. Контролируйте собственные эмоции, которые мешают оценивать происходящее.

Правило 2. Проанализируйте подлинные причины конфликта, иногда они бывают скрыты под мнимыми.

Правило 3. Стремитесь сузить область противоречий до минимума.

Правило 4. Не увлекайтесь самозащитой, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении противника в споре.

Правило 5. Переформулируйте аргументы оппонента, переведите их на понятный вам язык, выделяя главное.

Правило 6. Проявляйте достаточную активность, сохраняя при этом спокойный эмоциональный тон общения.

Участники объединяются в пары: один выступает в роли обиженного, другой – в роли обидчика. Участники разыгрывают предложенные ситуации. Используя предложенные правила, обиженный пытается достойно выйти из ситуации.

Примеры ситуаций для разыгрывания

  1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Как ему поступить?
  2. Вы поделились секретом со своим лучшим другом, а позже узнали, что он рассказал обо всем знакомым. Как вы себя поведете?
  3. Мама не отпускает вас на улицу, а друзья уже ждут. Вы им давно обещали помочь. Как вы поступите?
  4. Вас несправедливо наказал учитель и вызывает родителей в школу. Какой будет ваша реакция?

Образец. Ситуация 1

1 – Начните разговор с конкретного описания ситуации, которая вас не устраивает: «Когда мама накричала на меня при друзьях…»

  1. Выразите чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам: «…я почувствовал себя неудобно».
  2. Скажите человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложите ему другой вариант поведения, устраивающий вас: «Пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей…»
  3. Скажите, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение: «.. .тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

В процессе обсуждения участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным. Группа приходит к выводу, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать другую сторону, с уважением относиться к иной точке зрения.

Упражнение 4. Датский бокс

Задача: научить конструктивно выражать агрессию при отстаивании интересов в споре.

Процедура проведения: участники разбиваются на пары и встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак, отогнув большой палец, и прижимают его к кулаку своего партнера. Стоят так, словно привязаны друг к другу. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх, затем начинают бокс. Побеждает тот, чей большой палец прикоснулся к руке партнера хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд. IV. Подведение итогов беседы

Психолог. В заключение нашей беседы мне хотелось бы прочитать вам советы известного педагога В.А. Сухомлинского. Надеюсь, они помогут вам в жизни правильно строить взаимоотношения с другими людьми.

Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – это очень важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.

У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и не выставляй напоказ перед ним свое счастье и благополучие. Скромность и мера в радости и благополучии – очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Дополнительный материал

Тест «Уровень конфликтности личности»

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет;

б) когда как;

в) да.

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) да;

б) ответить затрудняюсь;

в) нет.

  1. Кто вы в большей степени?

а) пацифист;

б) принципиальный;

в) предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

  1. В случае неудач, какое состояние для вас характерно?

а) пессимизм;

б) плохое настроение;

в) обида на самого себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да;

б) скорее всего, да;

в) нет.

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность;

б) обидчивость;

в) нетерпимость критики других.

  1. Кто вы в большей степени?

а) независимый;

б) лидер;

в) генератор идей.

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным;

б) оптимистом;

в) настойчивым.

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью;

б) с бюрократизмом;

в) с эгоизмом.

  1. Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности объективно;

в) переоцениваю свои способности.

  1. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

а) излишняя инициатива;

б) излишняя критичность;

в) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А 1 3 1 3 3 2 3 3 2 3 2 3 2 1
Б 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2
В 3 1 2 1 1 1 1 1 3 2 3 1 3 3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов – очень низкий; 18-20 баллов — низкий;

21-23 балла – ниже среднего;

24-26 баллов – ближе к среднему;

17-29 баллов — средний;

30-32 балла – выше среднего;

33-35 баллов – выше среднего;

36-38 баллов – высокий;

39-42 балла – очень высокий.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *