Обобщающий урок по теме: «Состав слова»


Учитель русского языка и литературы

средней школы № 40 имени Алькея Маргулана

Тлеубекова Дина Ахметкалиевна

Тема урока: Обобщающий урок по теме: «Состав слова».

Морфемный   разбор слова

Цель: повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Состав слова »; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь.

Задачи:          

  1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова »
  2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, умение работать в группе.
  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.

Форма работы:  групповая, индивидуальная

Класс делится на группы для совместного решения определенных задач.

Каждая группа получает пакет с заданиями.

В каждой группе назначен помощник-консультант.

Консультанты отмечают правильность ответов и активность членов группы, на уроке звучит музыка  Антонио Вивальди “Зима”.

Оборудование:

1.интерактивная доска,  карточки с заданиями, опорные схемы-«домики» состава слова,

Ход урока:

I.Оргмомент

На доске записан эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Обратимся к эпиграфу урока. Выразительное чтение эпиграфа.

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

  1. II. Целеполагание.

-А какова будет цель нашего урока?

– Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы).

Какие морфемы знаете?

III. Сообщение  целей  урока. Подготовка к основному этапу занятия.

  1. IV. Психологический аспект
  2. Мы урок начнем с небольшой разминки.

– Скажите, пожалуйста,  какое сейчас время года? (Зима).

Правильно. А теперь, посмотрите на экран. Описание зимы. Звучит музыка

Зима

Итак, пришла долгожданная зима!  Земля покрыта белоснежным ковром. Кругом только снег, снег, снег. Причудливым узором мороз покрыл ветви деревьев. Даже голые березы, сосны и ели убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую пушистую шубу. Нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: « Здравствуй, зима!» 

                                                                                    Шолохов М.А.

  1. Игра «Собери «зимние» слова»

1111

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

  1. Новые понятия и способы действия

Еще раз посмотрите на слово зима, снежинки.  Давайте разберем эти слова по составу, то есть выделим приставку, корень, суффикс, окончание, если таковые здесь есть.

СНЕГ, СНЕЖИНКИ

Совершенно верно. Вот именно об этом мы и будем сегодня говорить. Будем раскрывать секреты частей слова.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.

(Морфемный разбор слова)

  1. V. Практикум.

1-й этап.

Проверка домашнего задания.

  1. Наши ребята могут писать лингвистические сказки и этюды. Сейчас мы послушаем сообщения ребят в форме лингвистического этюда «Душа слова».

Учащиеся каждой группы дома готовили сообщение  «Какая  часть слова важнее?»

  1. Прослушайте сообщения и выберите ответ на вопрос: «Какая часть слова важнее?». Выступления учащихся.
  2. «Корень – самая важная часть слова»
  3. «Приставка – самая важная часть слова»
  4. «Суффикс – самая важная часть слова»
  5. Все части слова одинаково важны
  6. Все части слова не важны.

Учащиеся записывают в тетрадях «тезисы».

  1. Корень- сердце слова
  2. Приставка- голова
  3. Суффикс – руки
  4. Окончание – одежда

(Проверка задания)               

  1. Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. А кто здесь живет? Чьи секреты мы будем сегодня раскрывать?

 2-й этап.

Проверка теоретических знаний. А для того, чтобы вспомнить основные теоретические моменты данной темы мы разгадаем кроссворд. Все внимание на экран.

Решите кроссворд «Части слова».

Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?

Вопросы

  1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение

всех однокоренных слов.

2.Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
  2. Часть изменяемого слова без окончания.
  3. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено грамматическое значение слова.

3-й этап.

А теперь попробуем раскрыть 1-ый секрет, для этого нужно выполнить задание.

Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

– Что вы знаете об окончании? (Окончание – значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова).

– Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).

Задание: Выделите окончание . Самостоятельно. Проверка  друг у друга.    Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.

4-й этап.

– А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

– Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).

Задание: выделите основу (слайд 11).

1 команда: заснеженный, снежок, зимнему

2 команда: серебристым, сугроб, снежинки

 5-й этап.

  1. А теперь попробуем раскрыть следующий секрет, для этого нужно выполнить задание, которое оставила нам следующая морфема.
  2. Задание: уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬУСУЛУОУВУАУ  (корень слова)

Нахождение однокоренных слов. Обозначение корня.

Выпишите однокоренные слова из стихотворения. Сколько их?

Будто легкие пушинки,                                        Проплясали по снегам

Тихо падают снежинки,                                      Снежные метели.

Возле дома много снега,                                     Снегири снеговикам

Возле дома Снеговик                                          Песню просвистели.

В шубу снежную одет.                                            У заснеженной реки

Он кряхтит на всю округу,                                      В снежном переулке

Он зовет свою подругу.                                           Звонко носятся снежки,

Мы и стали во всю прыть                                       Режут снег снегурки.

Бабу снежную лепить.

А она сказала: – Скука!

Нету внучки, нету внука!

Мы слепили и внучат

Маленьких снеговичат.

М. Вайнилайтис

(Проверка задания)   

– Как называются эти слова? (однокоренные).

   Вывод: Корень- главная значимая часть слова.

Дополнительный вопрос: – Чем являются слова снегам – снег, снежные – снежной?  (формы слова)

Без чего не может существовать слово? (без корня). Что мы еще выделяем при разборе слова по составу (приставку, суффикс, окончание, основу).

6-ой этап.

     Раскрывая следующий секрет, мы увидим, как добавление только одной морфемы способна  изменить значение слова. Найдите эту морфему.

Сравните два текста. Чем они отличаются?

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.

У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он стоял на краю льдинки и грелся в ласковых лучиках солнышка.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвина. У него ещё только вырос пух на голове и короткий хвост. Он стоял на краю льдины и грелся в лучах солнца.

Какая часть слова «помогла» автору передать свое отношение к

пингвинёнку? Найдите суффиксы.

  1. суффикс
  2. корень
  3. приставка
  4. окончание

– Эта морфема, конечно, суффикс. Для чего служат суффиксы?    

(Проверка задания)           ответ    

 7-ой этап.

-Ребята, как вы думаете, секрет какой морфемы мы будем отгадывать? Для этого вы должны выполнить задание этой морфемы. Конечно, приставка.

Отгадывание загадок.

1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)

2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Задание: Выписать слова с приставками, выделить приставки.

(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)

Где стоит приставка?

 (Проверка задания)            

8-ой этап.

Разбор слова по составу.

Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом. (Опорные схемы – «домики» на интерактивной доске)

Холодец, гигантский, рассмотреть, настенный, издавна, розоватый, снова, хоккеист.

В каком «домике» нет жильцов?

(Проверка задания)              

9-ый этап.

  1. Игра «Разбери матрёшку» 

К доске приглашаются 3 ученика

На доске карточки со словами:

подносчики     перевозчики     обходчики

Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.

В результате этого на интерактивной доске появляется следующая запись:

подносчики перевозчики обходчики
подносчик перевозчик обходчик
поднос перевоз обход
нос воз ход

Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными?

Теперь мы можем приступить к выполнению 10 задания.

   10-ый этап.  Восстановление деформированных слов. 

Ребята, пока мы работали, налетел ветер, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На доске и в тетрадях)

1 группа:  ок, лес, пере         ___________________(перелесок)
к, беж, про, а       ____________________(пробежка)
ок, гор, при         ____________________(пригорок)
2 группа:   ушк, корм, а        _____________________(кормушка)
за,енн,снеж, ый    ____________________(заснеженный)
н , зим, ий             _____________________(зимний)

Иллюстрации на тему “Зимний лес” – просмотр, музыка.

– Я хочу вам предложить музыку из цикла “Времена года”. Антонио Вивальди, “Зима”. Слушая это произведение, постарайтесь выполнить задания “грамматического человека”.

Задание для 1-ой группы:

Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

Задания для 2-ой группы:

Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а.

.. летел ветер, деревья ..качались.

Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.

Проверка  работ по карточкам.

11-ый этап.

– Ребята вы любите рисовать? (Да)

– У вас на листочках нарисован круг, сейчас   мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.

– Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)   Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.

– Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

– Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Обозначьте  рот в виде корня.

– Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

– А помните ли вы из курса 4 класса, что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Обозначьте  значком приставки нос.

А теперь проверьте, у всех ли  получился   такой “человек”, как у меня.

1 из 23 ф

 

 Молодцы. Вы всё сделали верно. И пока мои помощники-консультанты проверяют ваши карточки, попробуйте самостоятельно собрать слово из частей.

12-ый этап. 

Индивидуальное задание

«Собери слово»

Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» я встречала,

окончанье было из «начала».

Запиши получившееся слово.

(Проверка задания)           ответ: оценка  

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

  1. Составление пословицы: По ученику и об учителе судят.
  2. VI. Отчет консультантов. Выставление отметок.

Каждый ученик получает отметку в   

Работу консультантов оценивает учитель.

VII. Рефлексия.

Каждый ученик цветным значком отмечает на доске свое отношение к уроку:

-урок очень понравился

-урок понравился

-урок не понравился

VIII. Домашнее задание:   упр.194 стр. 83. Выполните задания

Карточка учащегося.

Фамилия ученика ___________________________

Цифры верного ответа записывайте справа от задания в квадрат

1-й этап

Прослушайте сообщения и выберите ответ на вопрос: «Какая часть слова важнее?»

2-й этап 

Решите кроссворд «Части слова». Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?

3-й этап

Задание: Выделите окончание . Самостоятельно. Проверка  друг у друга.    Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.                                                                                                                                  

4-й этап.

– А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

– Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).

Задание: выделите основу (слайд 11).

1 команда: заснеженный, снежок, зимнему

2 команда: серебристым, сугроб, снежинки                                                                       

5-й этап.                                                                                                                                                

А теперь попробуем раскрыть следующий секрет, для этого нужно выполнить задание, которое оставила нам следующая морфема.

Задание: уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬУСУЛУОУВУАУ  (корень слова)

Нахождение однокоренных слов. Обозначение корня.

Выпишите однокоренные слова из стихотворения. Сколько их?

Выпишите однокоренные слова из стихотворения, обозначая корень.

Будто легкие пушинки,                                        Проплясали по снегам

Тихо падают снежинки,                                      Снежные метели.

Возле дома много снега,                                     Снегири снеговикам

Возле дома Снеговик                                          Песню просвистели.

В шубу снежную одет.                                            У заснеженной реки

Он кряхтит на всю округу,                                      В снежном переулке

Он зовет свою подругу.                                           Звонко носятся снежки,

Мы и стали во всю прыть                                       Режут снег снегурки.

Бабу снежную лепить.

А она сказала: – Скука!

Нету внучки, нету внука!

Мы слепили и внучат

Маленьких снеговичат.

М. Вайнилайтис

Сколько в стихотворении однокоренных слов?

            6-й этап.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он стоял на краю льдинки и грелся в ласковых лучиках солнышка. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвина. У него ещё только вырос пух на голове и короткий хвост. Он стоял на краю льдины и грелся в лучах солнца.

 

Сравните два текста. Чем они отличаются?

Какая часть слова «помогла» автору передать свое отношение к

пингвинёнку?

  1. суффикс            3. приставка
  2. окончание                        4. Корень                                                     

 7-й этап.

-Ребята, как вы думаете, секрет какой морфемы мы будем отгадывать? Для этого вы должны выполнить задание этой морфемы. Конечно, ….

Отгадывание загадок.

1) Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (Зима)

2) Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Задание: Выписать слова с приставками, выделить приставки.

(Потерплю, закручу, побелю, разукрашу, замету, упала, пропала)

Где стоит приставка?

 (Проверка задания)           ответ                                                                              

 

8-ой этап.

Разбор слова по составу.

Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом.

.

В каком «домике» нет жильцов?

(Проверка задания)           ответ     

9-ый этап.

  1. Игра «Разбери матрёшку» 

Учитель: Без какой части слово не может жить? Как называются слова одного корня? Какие слова называют родственными?

   10-ый этап.  Восстановление деформированных слов. 

Задание для 1-ой группы:

Прочитай внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавь текст.
Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там!

Задания для 2-ой группы:

Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес ..гудел, все в нем ..шипело. По лесу .. бежала позем..а.

.. летел ветер, деревья ..качались.

Началась пурга. Она ..должалась день и ночь, весь лес ..лепила снегом.

Проверка  работ по карточкам.                                                                                    

 (Проверка задания)          

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

  1. VI. Отчет консультантов. Выставление отметок.

 

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *