Обмен педагогическим опытом по теме «Формирование творческого потенциала учащихся на уроках емц и во внеклассной деятельности через использование проблемно-поисковых заданий творческого характера»
Гаузер Любовь Алексеевна учитель химии и биологии высшей категории,
Гардт Наталья Федоровна учитель математики и физики первой категории
КГУ «Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко», Аккайынский район, Северо-Казахстанская область
«Школа – это место, где формируется личность. Она дает не только базовые знания и навыки, способствующие дальнейшему обучению, но начальный жизненный опыт»
Н.Назарбаев
В современном Казахстане идёт становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы.
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющие и на ситуацию в образовании, − это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал общего среднего образования.
Обновление содержания образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и функциональной грамотности, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности на основе творческого поисково-проблемного обучения.
В настоящее время проблемное обучение не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали Каменский Я.А., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д.. Но все их прогрессивные взгляды сталкивались с препятствиями, обусловленными социальными причинами того времени. Психологические и дидактические аспекты организации проблемного обучения нашли отражение в трудах следующих ученых: Кудрявцев В. Т., Лернера И.Я., Махмутова М.И., Матюшкина А.М. и других.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целенаправленное развитие интеллектуального потенциала школьников с использованием проблемно – поисковых технологий осуществляется в школах Казахстана, в том числе и в нашей школе.
Педагогическая тема Киялинской средней школы:
«Развитие интеллектуальной, творческой и духовно- нравственной личности через использование современных педагогических технологий»
Методическая тема Гаузер Любовь Алексеевны: Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках химии и биологии и прикладных курсах.
Методическая тема Гардт Натальи Федоровны: Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках математики и физики и прикладных курсах.
Тезис творческой группы:
«Обучать и воспитывать – значит вести к вершинам»
Абай.
- Тема опыта:
Формирование естественнонаучной и математической функциональной грамотности, исследовательских и творческих компетенций учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через использование технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера
- Идея опыта:
Развитие творческого потенциала учащихся через использование технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера
- Условия формирования опыта:
основание для проведения опыта – объединение учителей – практиков, имеющих большой опыт работы по развитию личностного роста учащихся с соблюдением преемственности обучения между основной и средней школой.
- Актуальность опыта:
Основным приоритетом образования является воспитание конкурентоспособной, востребованной личности, способной к творчеству и самоопределению.
Сложность выполнения данной задачи состоит в том, что уровень развития учащихся не одинаков; не все дети хотят и умеют творчески развиваться, не всегда понимают важность и значимость обучения в будущей жизни.
Учебная деятельность, организованная с помощью технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера, помогает учащимся более качественно и результативно освоить учебный материал, повысить уровень обученности учащегося.
Цель нашего опыта:
развитие функциональной грамотности и творческих способностей учащихся для достижения максимального эффекта при минимальных затратах времени.
Задачи творческой группы:
- Овладеть теоретическими и практическими основами новых педагогических технологий.
- Создать условия для совместной работы педагогов и учащихся по освоению и апробации инновационных технологий, интеграции в предметном обучении, направленных на обеспечение активной мыслительной работы, творческого потенциала учащихся и применение их в практической деятельности.
- Создать и расширить научно – методическую базу школы, необходимую для реализации педагогической инициативы и нововведений.
- Обобщить педагогический опыт работы учителей с целью повышения методического мастерства педагогов.
- Поделиться практическим опытом работы по развитию творческого и творческих и исследовательских компетенций учащихся средней школы.
Ожидаемый результат:
- Личностный интеллектуальный рост каждого ученика в течение всех школьных лет.
- Формирование гражданина и патриота, обладающего лидерскими качествами согласно патриотической идеи «Мәңгілік Ел»
- Повышение уровня обученности школьника с целью получения высоких результатов на ВОУД, ЕНТ; получение высшего образования.
- Готовность ученика к самостоятельному и осознанному выбору будущей конкурентоспособной профессии.
- Теоретическое обоснование опыта:
Нами изучены:
- Теоретические основы проблемно-поисковых методов обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология критического мышления;
- Технология метода проектов;
- Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе «Биоинформатика и синергетика»
- Формы и методы проблемного обучения;
- Использование проблемно-поисковых методов обучения математике, физике, химии, биологии;
- Возможности использования мультимедийного оборудования на уроках.
План работы творческой группы
- I. Организационно – диагностический
- Диагностика затруднений и потребностей педагога.
- Выявление творческих способностей учащихся по классам и темам посредством анкетирования и тестирования.
- II. Научно – теоретический
- Изучение теоретических основ инновационной образовательной технологии проблемно-поискового обучения.
III. Практико–исследовательский
Систематизация и обобщение опыта работы по использованию методических приёмов инновационной образовательной технологии проблемно-поискового обучения.
- IV. Результативно – аналитический
Подведение итогов работы проблемной творческой группы
Реализация замысла.
I Организационно – диагностический
- Диагностика затруднений и потребностей педагога «Развитие творческого потенциала учителя», «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»
Проведена диагностика учителей проблемной творческой группы. Диагностика выявила следующие результаты:
Членами проблемной творческой группы обобщён и систематизирован практический опыт по использованию методических приёмов проблемно-поисковой технологии обучения по предметам: математика, физика, химия и биология
- С целью формирования интеллектуального и творческого развития детей проведена диагностика творческих способностей школьников 5 – 9 классов.
Диагностика осуществляется учителями-предметниками совместно с социально-психологической службой школы.
Диагностика выявила следующие результаты:
С заданиями эвристического направления справились в 5 – 7 классах, в 8 – 9 классах 41%
С заданиями логического направления справились
в 5 – 7 классах 27%, в 8 – 9 классах 15%
С заданиями проблемно-поискового, творческого направления справились
в 5 – 7 классах 49% , в 8 – 9 классах 34%
С заданиями практического направления справились в 5 – 7 классах 53%, в 8 – 9 классах 47%