Обмен педагогическим опытом по теме «Формирование творческого потенциала учащихся на уроках емц и во внеклассной деятельности через использование проблемно-поисковых заданий творческого характера»


Гаузер Любовь Алексеевна учитель химии и биологии высшей категории,

Гардт  Наталья Федоровна учитель математики и физики первой категории

КГУ «Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко», Аккайынский район, Северо-Казахстанская область

«Школа – это место, где формируется личность. Она дает не только базовые знания и навыки, способствующие дальнейшему обучению, но начальный жизненный опыт»

               Н.Назарбаев

 

В современном Казахстане идёт становление своей национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы.

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющие и на ситуацию в образовании, − это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал общего среднего образования.

Обновление содержания образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и функциональной грамотности, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности на основе творческого поисково-проблемного обучения.

В настоящее время проблемное обучение не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали Каменский Я.А., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д.. Но все их прогрессивные взгляды сталкивались с препятствиями, обусловленными социальными причинами того времени. Психологические и дидактические аспекты организации проблемного обучения нашли отражение в трудах следующих ученых: Кудрявцев В. Т., Лернера И.Я., Махмутова М.И., Матюшкина А.М. и других.

Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целенаправленное развитие интеллектуального потенциала школьников с использованием проблемно – поисковых технологий осуществляется в школах Казахстана, в том числе и в нашей школе.

 

Педагогическая тема Киялинской средней школы:

 

«Развитие интеллектуальной, творческой и духовно- нравственной личности через использование современных педагогических технологий»

Методическая тема Гаузер Любовь Алексеевны: Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках химии и биологии и прикладных курсах.

Методическая тема Гардт Натальи Федоровны: Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках математики и физики и прикладных курсах.

 

Тезис творческой группы:

«Обучать и воспитывать – значит вести к вершинам»

Абай.

 

  1. Тема опыта:

Формирование естественнонаучной и математической функциональной грамотности, исследовательских и творческих компетенций учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через использование технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера

 

  1. Идея опыта:

Развитие творческого потенциала учащихся через использование технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера

  1. Условия формирования опыта:

основание для проведения опыта – объединение  учителей – практиков, имеющих большой опыт работы по развитию  личностного роста учащихся с соблюдением преемственности обучения между основной и средней школой.

  1. Актуальность опыта:

Основным приоритетом образования является воспитание конкурентоспособной, востребованной  личности, способной к творчеству и самоопределению.

Сложность выполнения данной задачи состоит в том, что уровень развития учащихся не одинаков; не все дети хотят и умеют творчески развиваться, не всегда понимают важность и значимость обучения в будущей жизни.

Учебная деятельность, организованная с помощью технологии проблемно-поисковых заданий творческого характера, помогает учащимся более качественно и результативно освоить учебный материал, повысить уровень обученности учащегося.

Цель нашего опыта:

развитие функциональной грамотности  и творческих способностей учащихся для достижения максимального эффекта при минимальных затратах времени.

Задачи творческой группы:

  1. Овладеть теоретическими и практическими основами новых педагогических технологий.
  2. Создать условия для совместной работы педагогов и учащихся по освоению и апробации инновационных технологий, интеграции в предметном обучении, направленных на обеспечение активной мыслительной работы, творческого потенциала учащихся и применение их в практической деятельности.
  3. Создать и расширить научно – методическую базу школы, необходимую для реализации педагогической инициативы и нововведений.
  4. Обобщить педагогический опыт работы учителей с целью повышения методического мастерства педагогов.
  5. Поделиться практическим опытом работы по развитию творческого и творческих и исследовательских компетенций учащихся средней школы.

Ожидаемый результат:

  1. Личностный интеллектуальный рост каждого ученика  в течение всех школьных лет.
  2. Формирование гражданина и патриота, обладающего лидерскими качествами согласно патриотической идеи «Мәңгілік Ел»
  3. Повышение уровня обученности школьника с целью получения высоких результатов на ВОУД, ЕНТ; получение высшего образования.
  4. Готовность ученика к самостоятельному и осознанному выбору будущей конкурентоспособной профессии.
  5.        Теоретическое обоснование опыта:

Нами изучены:

  • Теоретические основы проблемно-поисковых методов обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология критического мышления;
  • Технология метода проектов;
  • Технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе  «Биоинформатика и синергетика»
  • Формы и методы проблемного обучения;
  • Использование проблемно-поисковых методов обучения математике, физике, химии, биологии;
  • Возможности использования мультимедийного оборудования на уроках.

План работы творческой группы

  1. I. Организационно – диагностический
  2. Диагностика затруднений и потребностей педагога.
  3. Выявление творческих способностей учащихся по классам и темам посредством анкетирования и тестирования.
  4. II. Научно – теоретический
  5. Изучение теоретических основ инновационной образовательной технологии проблемно-поискового обучения.

III. Практико–исследовательский

Систематизация и обобщение опыта работы по использованию методических приёмов инновационной образовательной технологии проблемно-поискового обучения.

  1. IV. Результативно – аналитический

Подведение итогов работы проблемной творческой группы

 

Реализация замысла.

 

I Организационно – диагностический

  1. Диагностика затруднений и потребностей педагога «Развитие творческого потенциала учителя», «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»

Проведена диагностика учителей проблемной творческой группы. Диагностика выявила следующие результаты:

Членами проблемной творческой группы обобщён и систематизирован практический опыт по использованию методических приёмов проблемно-поисковой технологии обучения по предметам: математика, физика, химия и биология

 

  1. С целью формирования интеллектуального и творческого развития детей проведена диагностика творческих способностей школьников 5 – 9 классов.

Диагностика осуществляется  учителями-предметниками совместно с социально-психологической службой школы.

 

Диагностика выявила следующие результаты:

 

С заданиями эвристического направления справились                                                                                                  в 5 – 7 классах, в 8 – 9 классах  41%

С заданиями логического  направления справились
в 5 – 7 классах  27%,  в 8 – 9 классах  15%

С заданиями проблемно-поискового, творческого направления справились

в 5 – 7 классах  49% ,  в 8 – 9 классах  34%

С заданиями практического направления справились                                                                                                   в 5 – 7 классах  53%, в 8 – 9 классах  47%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *