Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы «Экскурсия в музей игрушек»


Лошкомойникова Татьяна Юрьевна

воспитатель второй квалификационной категории

ГККП  д/с № 36 «Аққу»   г. Кокшетау

Мақсаты / Цель:

Формирование представлений о культуре и быте  народов через историю игрушек.

Познакомить детей с историей на примере старинных  игрушек.

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены. Привлечь внимание детей к коллекционированию; формировать историческое сознание, представление о движении времени.

Продолжать знакомить детей с понятием музей. Познакомить с музеем игрушек, его экспонатами. Знакомить с историей создания игрушек для девочек и мальчиков, театральными игрушками.

Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Активизировать речь детей в описательных рассказах об игрушках, играх. Развивать семантическую сторону речи. Закреплять названия игрушек на государственном языке, умение обыгрывать действия

Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам. Проявлять творчество в конструктивной деятельности. Прививать коммуникативные навыки и навыки социализации.

Предварительная работа: чтение произведений о игрушках, знакомство с различными играми, загадывание загадок, заучивание пословиц.

Сабаққа арналған материал / Материал для занятия: магнитафон с записью музыки движения роботов, кукол, для подвижных игр, для выполнения работы в мастерской. Экспонаты для музея. тюбитейка, матрешки, интерактивная кукла. Соленое цветное тесто для поделок. Стеки, дощечки для лепки, салфетки. Ножницы, лента, шары.

Қостілдік компонент / Билингвальный компонент: музей – муражай, заяц – қоян, волк – қасқыр, лиса -түлкі, собака -ит, кошка – мысық, петух – әтеш , медведь – аю.

Ход :
Круг радости.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочу с вами поиграть.
Если тоже вы желаете,
Много нового узнаете!
Сегодня у нас особенный день в день в детском саду. Мы открываем музей игрушек. Музеи бывают разные: исторические, краеведческие, музеи великих людей, музеи телефонов, музеи пряников, самоваров, музеи забытых вещей и еще очень много разных и необычных музеев. А мы сегодня открываем музей игрушек. А кто помнит, как нужно вести себя в музее? Можно ли что нибудь трогать руками ? По – казахски, слово музей – муражай. По традиции нам нужно разрезать ленточку и это право предоставляется почетным гостям. Разрезают ленточку.
Ленточку мы разрезаем
И гостей всех приглашаем.
Дети проходят.
Всех ребят и всех гостей
Приглашаем мы в музей
Экспонаты здесь такие
Непростые, заводные.
С детства каждому знакомы
Их в любом найдете доме
Наши милые игрушки:
Куклы, мячики, хлопушки.
Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах? (экскурсовод) А как называются предметы, находящиеся в музее?(Экспонаты). Давайте повторим и запомним это слово. Сегодня экскурсоводом буду я.

Ребята вы любите играть в игрушки? Из каких материалов сделаны ваши игрушки?

Ответы детей.

А вот в старину ребятишки могли только мечтать о таких чудесных игрушках как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители. И вот сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена? Тогда начинаем нашу экскурсию.
Пройдемте, я познакомлю вас с первым залом нашего музея.
Зал «Игрушки для мальчиков»
Посмотрите на вывеску, что там нарисовано? (машины, роботы, конструктор). А кто играет с такими игрушками – мальчики или девочки? Какие игрушки вы видите здесь? Из какого материала они сделаны Как можно их назвать одним словом? ( транспорт) Самолет, вертолет, ракета, это какой вид транспорта? (воздушный). Машины: легковые, грузовые, поезд, велосипед, мотоцикл? (наземный). Лодка, корабль, катер, скутер, баржа? ( водный).

Ой, ребята, это что еще за экспонат? Кто его сюда поставил? Не вы? Да ведь здесь конверт, давайте его откроем.
Ваш друг Вини Пух:
-Дорогие ребята, узнал, что в вашем д/с открывается музей игрушек. Я хотел бы узнать хорошо ли вы разбираетесь в транспорте ? Отгадайте мои загадки. (Воспитатель загадывает загадки о транспорте ).

Игрушки появились очень давно, и они не были такими как сейчас. Первые игрушки были из природного материала: мягкого камня, дерева, кожи, травы. Не было и фабрик по изготовлению игрушек, их делали для мальчиков папы, дедушки. Первые машины были деревянные, у них колеса не крутились, их можно было только возить. Их делали несколько дней старательно и аккуратно Малыши всех поколений любили играть с игрушками. Когда появились первые солдатики, мальчики устраивали целые сражения, в королевских семьях вместе с детьми играли маленькие люди – карлики, чтобы играть вместе с детьми и заодно присматривать за ними.
Потом появились железные машины.. А с каким игрушками, мальчики, вы сейчас любите играть? ( на пультах управления, трансформерами, компьютерные игры)
В музеях принято устраивать персональные выставки из своих коллекций. Вот и наши мальчики тоже выставили сегодня свои любимые игрушки и сейчас они о них расскажут. (2, 3 ребенка рассказывают о машинах, роботах). А вы знаете ребята, что самые лучшие роботы производят в Японии, они могут полностью заменить человека. А вы хотите превратиться в роботов?
Физминутка «Роботы».
Сейчас зазвучит музыка и вы превратитесь в роботов и пойдете как они к следующему столу.
Ну что ребята, вам понравился зал игрушек для мальчиков? Сейчас, я познакомлю вас со следующим залом.
Этот зал называется – «Старинные игрушки».
Посмотрите, какие разные здесь куклы. Вы видели когда – нибудь таких кукол? Показывает куклу из травы. Такие куклы делали наши далекие предки своим дочерям. А еще их делали из соломы, поленьев, природного материала, ракушек, камешков, глины, тряпочек. ( Показывает куклы из травы, глины.) Такие куколки называли однодневками. У некоторых кукол не было глаз, а рук и ног не делали, предполагая, что куклы могут уйти от людей. Показывает деревянную куклу. Еще до появления малыша в доме делали куколку и клали ее в колыбельку, а когда малыш рождался, куколка была всегда вместе с ним. Она оберегала его от болезней, как считали люди. Посмотрите, какими были куклы из ткани. .Еще много интересного я могу вам рассказать о куклах, но после. . Какие части тела есть у них?

Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Правильно. Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом?

Ответы детей.

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

В: Давным – давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки им делали сами родители из различного материала. И даже простое полено превращалось в куклу Катю. С такими куклами играли в давние времена. В такие куклы играли деревенские дети. Родители не могли им купить дорогих игрушек, поэтому делали кукол сами. Посмотрите, из каких еще материалов сделаны куклы. Из чего сделана эта кукла? (воспитатель показывает куклу из соломы)

Ответы детей.

В: Правильно. Эта кукла сделана из соломы. Солому сначала собирали, затем варили, чтобы она была мягкая и блестящая. Затем ее скручивали, перевязывали ленточками и украшали. А сейчас соломенные куклы служат для украшения дома, их дарят в качестве сувениров.

А вы знаете куклы в старину и по хозяйству помогали. Во многих домах была вот такая кукла. Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть. Как вы думаете, что у этой куклы внутри?

Ответы детей.

: Из глины делали и игрушки. Вот посмотрите каких кукол делали из глины. Чтобы игрушки были ярче и веселее их разрисовывали красками

Дымковские игрушки и сейчас славятся своей красотой .

Куклы сделанные из лоскутков и ткани называются тряпичными. Их делали родители для своих детей.

Да, это всем знакомая матрешка. Матрешку начали делать не так давно. Всего каких – то 100 лет назад. Русские умельцы сделали матрешку на подобии японской куклы. Русские мастера выточили из дерева фигурки, которые вкладывались одна в другую. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике и платочке. Игрушка состояла из восьми фигурок.

Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название «матрешка». Самую маленькую куколку делают самую первую. Когда малышка готова мастер приступает к изготовлению второй куклы. Количество кукол может быть разным от 2 до 60 штук.

А когда куклы готовы к работе приступают художники. Матрешки очень нарядные. Посмотрите какие узоры украшают матрешек?

Ответы детей.

Матрешки до сих пор всеми любимы. Матрешка является самым популярным сувениром. А сейчас я предлагаю поиграть с матрешками.

Проводиться игра «Кто быстрее соберет матрешку».

В: Вот какая интересная кукла – «матрешка». Каких еще кукол вы здесь видите?

Ответы детей.

В: Тряпичные куклы с лицом, голыши для купания, неваляшка. Неваляшка и как ее еще называют «Ванька – встанька» произошла то матрешки. Была она придумана не так давно в 1958 году. Ее придумали в Научно – исследовательском институте игрушки в Сергиевом Посаде. Первая неваляшка была сделана из древесно – бумажных масс. Во внутрь игрушки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение. Сейчас неваляшки делают из пластика. Неваляшка еще и музыкальная игрушка. Давайте попробуем ее покачать. малыши очень любят играть с неваляшкой. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В:А вот коллекционные куколки из фарфора в национальных костюмах. Как вы думаете для чего предназначены эти куклы?

Ответы детей.

В: Проходили годы и в городах появлялись заводы и фабрики по производству кукол. Кукол начали делать из разного материала.

Восчпит.  А сейчас пойдемте дальше.

Это зал называется «Казахский национальный уголок».

Обратите внимание на экспонаты находящиеся здесь. Сейчас я вам все расскажу. Как вы знаете казахи жили в степях в юртах. Посмотрите какие юрты красивые , украшенные орнаментом.

Посмотрите, а эта игрушка знакома вам? ( показывает асыки ) Из чего они сделаны? Они сделаны из костей барана или лошади.  А вы играете в такие игрушки? Как, расскажите?  У казахов очень много игр. Когда мальчики становились старше , они могли уже скакать на лошадях и играть в игру «Байга». Где они должны  были догнать друг друга. Играли в игру «Көтермек». Где два игрока опираясь друг на друга спинами должны были поднять друг друга. Кто первый поднимет , тот и победил. Еще играли в игру «Октау тартыс». Игра заключалась в том, чтобы перетянуть скалку на свою сторону за линию. Еще играли в игру «Түилген орамал» . Платок завязывали узлом так, чтобы он был похож на мяч. Его кидали друг другу, а центравой должен был поймать. Вот видите через много веков наши предки сохранили для вас эти игрушки, которые учат меткости, вниманию, счету. А еще была очень интересная игра, которая называется «Такия тастамак». В переводе тюбитейка. Давайте в нее поиграем.

Проводится игра «Такия тастамак».

Воспит. Сейчас пойдем те  в следующий зал. Как вы думаете, как называются эти экспонаты ? (Ответы детей).

Правильно. Это зал «Современной игрушки».

Посмотрите, здесь собраны игрушки, которыми играете сейчас вы. Давайте перечислим их. (Дети называют игрушки). В зале старинной игрушки вы видели чем играли дети раньше. Как вы думаете, понравились  бы им ваши игрушки, которыми вы играете сейчас ? (Ответы детей).Но когда бы мы не жили, как нужно обращаться с игрушками ? (Ответы детей).
А какими куклами сейчас играете вы? (Ответы детей). Сегодня появились совсем другие куклы. Они умеют ходить, петь, разговаривать, учить. Я хочу показать вам одну такую чудо – куклу. Только нужно не шуметь, она слышит только один голос. Спросите, любит ли она играть, знает ли стихи, песни, умеет ли она считать.

Проводится игра с интерактивной куклой.

Воспит. Ребята. В мире очень много различных музеев. И один такой я хотела бы вам показать.
Я приглашаю вас «В видео зал», где мы увидим настоящий музей кукол.

Показывается небольшой видео фильм  «Музей игрушек».

Воспит. Ну как понравилось вам ? (Ответы детей).
Воспит. Интересно вам было в зале кукол? А сейчас я вас превращу в заводных кукол и мы пройдем в следующий зал (под музыку дети идут в другой зал)

Физминутка «Заводные куклы» .

Дети под музыку двигаются , как заводные куклы и проходят в следующий зал.
Ребята, это зал « Театрализованной игрушки »
Дети рассматривают экспонаты театрализованных игрушек. Воспитатель раздает заранее приготовленные  театрализованные игрушки. Дети инсценируют  отрывки сказок, подражают голосами героев.

Воспит. Молодцы, вы были настоящими маленькими артистами. Вы знаете, что во всех музеях, есть творческие мастерские, где создаются новые экспонаты. Такая мастерская есть и у нас.

Я предлагаю пройти в эту мастерскую.  Дети проходят в следующий зал. Наш музей только открылся, экспонатов в нем еще немного. Сегодня мы будем делать игрушки сами. У нас с вами есть волшебное цветное тесто из которого мы и будем лепить любимые игрушки. (Дети расходятся по зонам творчества).  Воспитатель помогает и направляет действия детей. После, дети рассматривают игрушки мальчиков и девочек, рассказывают о них.  Воспитатель благодарит детей за совместную деятельность, и говорит, что они обошли не все залы, спрашивает, хотели бы они побывать здесь еще. А за прекрасную работу в мастерской, дети получают по воздушному шарику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *