Внеклассное мероприятие «Сила слова»
Сахратова Надежда Фёдоровна
Учитель русского языка и литературы, самопознания
Город Костанай. ГУ «Средняя школа № 17»
Директор школы Шарипов Аркабай Сабыржанович
Цели:
1. Показать, как влияют слова на окружающий мир.
2. Расширить представление детей о взаимосвязях в жизни.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои слова и дела.
Ход занятия:
Сегодня мы будем говорить о том, что такое «слово», в чём его сила. Рассмотрим следующие во-просы. Что такое слово.
1. Как слово влияет на окружающий мир.
2. Как слово может служить добру.
3. Бывают ли слова, творящие зло.
4. Как связаны наши слова и дела.
Что же такое «слово»? Если мы обратимся к словарю Даля, то прочитаем «Слово – одна из ос-новных единиц речи, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств…»
«Слово – таинственный дар, данный лишь человеку»
– Как пользуемся мы этим даром?
Люди произносят разные слова:
добрые и злые,
ласковые и грубые,
приветливые и безразличные.
Слова произносятся так же с разной интонацией. Это зависит от того, какие чувства вкладывает че-ловек в свою речь. Например, попробуем произнести слово «здравствуйте» с разными оттенками:
с лестью,
сердито,
приветливо,
с грустью,
радостно. Что же мы видим? В слове заключено его значение, в данном случае – пожелание здоровья, приветствие. Но мы произносим с разными чувствами, и каждый раз появляется
новая атмосфера, которую мы воспринимаем с помощью расположения или неприятного отношения к тому с кем говорим.
Следовательно, сила слова в том, какой смысл в нём и какие чувства вкладываем в него, когда произносим.
Если слово имеет силу, значит, мы можем влиять на окружающий мир. Поэтому мы в ответе за то, что говорим.
Послушайте отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Слово». (Наизусть читает подготов-ленный ученик)
– На что способны слова?
– Какие главные слова есть в нашем языке?
– Как к ним относится поэт?
Мы не можем увидеть воздействие слова, можем только почувствовать. А вот японский учёный Масару Эмото в своих экспериментах доказал, как слово влияет на окружающий мир.
За основу эксперимента он взял воду, т. к. вода, по его мнению, способна впитывать, хранить и передавать человеческие слова, мысли, эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерза-нии воды, зависит от того, какие слова произносят, от того, что думают о ней люди или не обращают внимание. Человек, как и Земля, состоит больше, чем на половину из воды.
В чём суть эксперимента.
Взяли несколько стаканов воды, написали на бумаге слова «спасибо», на разных языках и к каж-дому стакану прикрепили по листу.
– Какие получились кристаллы?
-Чем различаются кристаллы? (Кристаллы разные по цвету, имеют разный узор, но у них 6 граней, они похожи на снежинки.)
Мы видим, что одно и то же слово, произнесённое на разных языках, образовывает разные кри-сталлы, следовательно, даже сила звука может влиять на наше окружение.
Написали слова «ты – дурак» на разных языках и показали воде.
– Что же мы видим?
Произошло полное разрушение кристаллов. Присмотритесь и увидите на второй фотографии образ человека, а в руках – оружие.
– Можем ли мы говорить друг другу хотя бы в шутку «ты – дурак»?
На следующем слайде мы видим, как влияют слова «давай это сделаем», в значении вместе, со-обща. Получился красивый кристалл.
А рядом кристалл от слов «делай это!», в значении под принуждением, без чьей- либо помощи.
– Каков кристалл?
-Какой вывод сделаете?
Рассмотрим кристаллы, полученные в результате эксперимента, проведённого в начальной школе.
Воде говорили «ты хороший», «ты дурак», «ты красивый» несколько раз, «ты красивый» много раз, воду игнорировали.
– Что мы видим? Каковы кристаллы?
– Как люди должны относиться друг к другу?
– Какие слова должны говорить друг другу?
Посмотрите на кристаллы, образованные при воздействии на воду слова «мудрость» на разных языках.
– Какие образовались кристаллы?
– Как понимаете это слово? (Высказывания детей)
Поэтому получились такие красивые кристаллы.
Теперь понаблюдаем, как воздействует на нас телевизор. У экрана поставили стакан с водой с кра-сивыми правильными кристаллами, изображение слева
– Что произошло с кристаллом после просмотра передачи?
– Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?
– Должны ли мы смотреть их?
Ниже можете увидеть, как воздействует на воду компьютер.
– Каково воздействие компьютера на нас?
Стакан с водой поставили у экрана, где показывали хорошую передачу. Посмотрите на кристалл
– Какой он?
– Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?
– Какие передачи теперь выберете вы?
А сейчас увидите кристалл совершенной формы. У воды произнесли слова «любовь и признатель-ность»
Совершенство кристалла указывает на то, что любовь и признательность являются основами жизни.
– Какой вывод сделаем каждый для себя после просмотренных слайдов?
(Дети каждый высказывают своё мнение)
Чтение вывода Масару Эмото
« Благодаря этому эксперименту мы получили очень важный урок. Нам надо дарить друг другу внимание, заботу, проявлять уважение. Произносить только слова доброты и любви».
Итак, слово не просто пустой звук. Слово, как молния, способно поразить в самое сердце, словом можно уколоть, обидеть, испортить настроение. Светлое слово, как солнышко, может обрадовать, укрепить. Вы произнесли слово, звук растворился, а энергия слова осталась, в виде настроения, ощущения.
– Как слова могут служить добру?
Итак, в чём же сила слова?
Будем же говорить друг другу, только добрые и вежливые слова, соответственно так же и поступать.