Внеклассное мероприятие «Сила слова»


Сахратова Надежда Фёдоровна

Учитель русского языка и литературы, самопознания

Город Костанай. ГУ «Средняя школа № 17»

Директор школы Шарипов Аркабай Сабыржанович

Цели:

1. Показать, как влияют слова на окружающий мир.

2. Расширить представление детей о взаимосвязях в жизни.

3. Воспитывать чувство ответственности за свои слова и дела.

Ход занятия:

Сегодня мы будем говорить о том, что такое «слово», в чём его сила. Рассмотрим следующие во-просы. Что такое слово.

1. Как слово влияет на окружающий мир.

2. Как слово может служить добру.

3. Бывают ли слова, творящие зло.

4. Как связаны наши слова и дела.

Что же такое «слово»? Если мы обратимся к словарю Даля, то прочитаем «Слово – одна из ос-новных единиц речи, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств…»

«Слово – таинственный дар, данный лишь человеку»

– Как пользуемся мы этим даром?

Люди произносят разные слова:

добрые и злые,

ласковые и грубые,

приветливые и безразличные.

Слова произносятся так же с разной интонацией. Это зависит от того, какие чувства вкладывает че-ловек в свою речь. Например, попробуем произнести слово «здравствуйте» с разными оттенками:

с лестью,

сердито,

приветливо,

с грустью,

радостно. Что же мы видим? В слове заключено его значение, в данном случае – пожелание здоровья, приветствие. Но мы произносим с разными чувствами, и каждый раз появляется

новая атмосфера, которую мы воспринимаем с помощью расположения или неприятного отношения к тому с кем говорим.

Следовательно, сила слова в том, какой смысл в нём и какие чувства вкладываем в него, когда произносим.

Если слово имеет силу, значит, мы можем влиять на окружающий мир. Поэтому мы в ответе за то, что говорим.

Послушайте отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Слово». (Наизусть читает подготов-ленный ученик)

– На что способны слова?

– Какие главные слова есть в нашем языке?

– Как к ним относится поэт?

Мы не можем увидеть воздействие слова, можем только почувствовать. А вот японский учёный Масару Эмото в своих экспериментах доказал, как слово влияет на окружающий мир.

За основу эксперимента он взял воду, т. к. вода, по его мнению, способна впитывать, хранить и передавать человеческие слова, мысли, эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерза-нии воды, зависит от того, какие слова произносят, от того, что думают о ней люди или не обращают внимание. Человек, как и Земля, состоит больше, чем на половину из воды.

В чём суть эксперимента.

Взяли несколько стаканов воды, написали на бумаге слова «спасибо», на разных языках и к каж-дому стакану прикрепили по листу.

– Какие получились кристаллы?

-Чем различаются кристаллы? (Кристаллы разные по цвету, имеют разный узор, но у них 6 граней, они похожи на снежинки.)

Мы видим, что одно и то же слово, произнесённое на разных языках, образовывает разные кри-сталлы, следовательно, даже сила звука может влиять на наше окружение.

Написали слова «ты – дурак» на разных языках и показали воде.

– Что же мы видим?

Произошло полное разрушение кристаллов. Присмотритесь и увидите на второй фотографии образ человека, а в руках – оружие.

– Можем ли мы говорить друг другу хотя бы в шутку «ты – дурак»?

На следующем слайде мы видим, как влияют слова «давай это сделаем», в значении вместе, со-обща. Получился красивый кристалл.

А рядом кристалл от слов «делай это!», в значении под принуждением, без чьей- либо помощи.

– Каков кристалл?

-Какой вывод сделаете?

Рассмотрим кристаллы, полученные в результате эксперимента, проведённого в начальной школе.

Воде говорили «ты хороший», «ты дурак», «ты красивый» несколько раз, «ты красивый» много раз, воду игнорировали.

– Что мы видим? Каковы кристаллы?

– Как люди должны относиться друг к другу?

– Какие слова должны говорить друг другу?

Посмотрите на кристаллы, образованные при воздействии на воду слова «мудрость» на разных языках.

– Какие образовались кристаллы?

– Как понимаете это слово? (Высказывания детей)

Поэтому получились такие красивые кристаллы.

Теперь понаблюдаем, как воздействует на нас телевизор. У экрана поставили стакан с водой с кра-сивыми правильными кристаллами, изображение слева

– Что произошло с кристаллом после просмотра передачи?

– Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?

– Должны ли мы смотреть их?

Ниже можете увидеть, как воздействует на воду компьютер.

– Каково воздействие компьютера на нас?

Стакан с водой поставили у экрана, где показывали хорошую передачу. Посмотрите на кристалл

– Какой он?

– Назовите телепередачи, которые могут так воздействовать на воду?

– Какие передачи теперь выберете вы?

А сейчас увидите кристалл совершенной формы. У воды произнесли слова «любовь и признатель-ность»

Совершенство кристалла указывает на то, что любовь и признательность являются основами жизни.

– Какой вывод сделаем каждый для себя после просмотренных слайдов?

(Дети каждый высказывают своё мнение)

Чтение вывода Масару Эмото

« Благодаря этому эксперименту мы получили очень важный урок. Нам надо дарить друг другу внимание, заботу, проявлять уважение. Произносить только слова доброты и любви».

Итак, слово не просто пустой звук. Слово, как молния, способно поразить в самое сердце, словом можно уколоть, обидеть, испортить настроение. Светлое слово, как солнышко, может обрадовать, укрепить. Вы произнесли слово, звук растворился, а энергия слова осталась, в виде настроения, ощущения.

– Как слова могут служить добру?

Итак, в чём же сила слова?

Будем же говорить друг другу, только добрые и вежливые слова, соответственно так же и поступать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *