Статья «Здоровье сберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья студентов колледжа»


Венгловский Виктор Степанович

Республика Казахстан Педагогический колледж г. Щучинск.

преподаватель спецдисциплин «Лечебная физическая культура», «Массаж», «Физкультура», «Спецмедгруппа» и др.

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья студентов.

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

  • Закон РК «Об образовании».
  • Закон РК «О физической культуре и спорте».
  • Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

За последние годы в Казахстане произошло значительное ухудшение здоровья студентов. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников колледжей могут считаться здоровыми, 40% студентов имеют различную хроническую патологию. У каждого второго студента выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в колледже число студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.

Отмечено, что к концу учебного года у студентов: в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций. общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% студентов колледжей.

На здоровье подрастающего поколения  влияет огромное количество факторов:

Учебно-организационные факторы:

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям студента,
  • расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
  • организационно-педагогические условия проведения занятий (плотность, чередование видов учебной деятельности, и т.п.)
  • объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
  • особенности устава колледжа и норм жизни колледжа
  • медицинское и психологическое обеспечение колледжа
  • участие родителей студентов в жизни колледжа
  • стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
  • психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
  • интегрированность колледжа в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь колледжа
  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни студентов
  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов.

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от преподавателя):

  • психологический климат в группе, на занятиях
  • стиль педагогического общения преподавателя со студентами
  • характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
  • степень реализации преподавателем индивидуального подхода к студентам (особенно, группы риска)
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов.
  • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений студентов на занятия (и вообще во время пребывания в колледже)
  • личные, психологические особенности преподавателя, его характера, эмоциональных проявлений
  • состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
  • обременение преподавателя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
  • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности преподавателя
  • профессиональная подготовленность преподавателя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Санитарно-гигиенические факторы:

  • шум
  • освещенность
  • воздушная среда
  • размер помещений, кубатура
  • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
  • используемые стройматериалы, краска
  • мебель: размеры, размещение в помещении
  • видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры
  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
  • качество питьевой воды, используемой в колледже
  • экологическое состояние прилегающей к колледжу территории
  • состояние сантехнического оборудования.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».

С целью сохранения здоровья подрастающего поколения в учебных заведения используют здоровье сберегающие технологии.

Здоровье сберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.

Различают здоровье формирующие и здоровье сберегающие технологии.

Здоровье формирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)- это:

  • Условия обучения студента в колледже (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
  • Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
  • Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям студента.
  • Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задача здоровьесберегающих технологий – обеспечить выпускнику колледжа высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда диплом будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:

Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни.

Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья.

Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой).

Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни.

Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке).

Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:

  • Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму.
  • Антропоцентрическая ориентация учебно-воспитательного процесса в противовес дидактоцентрической.
  • Индивидуализация воздействий.
  • Творческий характер образовательного процесса.
  • Активные методы и формы обучения.
  • Направленность на предупреждение утомляемости.
  • Гибкое и согласованное использование преподавателем визуального и слухового каналов донесения информации до студентов.

В процессе реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство колледжа, которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Особенности здоровье сберегающего пространства колледжа:

  • позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья студентов.
  • инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
  • направленность на вовлечение самих студентов в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению студентов из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *