Педагогические технологии дополнительного образования


Володина Эвелина Юрьевна
Директор, преподаватель фортепиано, синтезатора, концертмейстер
ГККП «Детская музыкальная школа»пр отделе образования г.Степногорска

Дополнительное  образование  на современном этапе развития общества является неотъемлемой частью системы образования Казахстана.   Понятие «дополнительное образование» в законе «Об образовании»  Республики  Казахстан сформулировано, как «процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов [1]. Дополнительное  образование направлено на развитие творческих способностей детей, удовлетворения их  индивидуальных   потребностей, организации досуга,  нравственного и культурного развития.

Много лет учёные искали точную формулировку этому виду образования: оно понималось, как внешкольное (за рамками основного) и говорилось об альтернативном образовании, но, всё же,  в настоящее время устойчиво закрепилось определение «дополнительное». В современных реалиях, дополнительное образование приобретает  статус мотивированного образования, приоритетной задачей которого является потребность индивида в реализации себя через творчество, в познании окружающего мира и самоопределении себя как личности.

Дополнительному образованию отводится социокультурная роль, превращающая детское творчество и самотворчество в «общее дело» всего современного общества, а не отдельных учреждений образования. Оно становится своеобразной инновационной платформой для апробации новейших технологий, моделей и, разного вида,  программ.

Вектор системы дополнительного образования направлен на личность каждого ребёнка, что, в свою очередь, приводит к успешному решению поставленной задачи – подготовке подрастающего поколению к жизни во всеобъемлющем информационном пространстве. Создаются условия, при которых формируются основные компетентности познавательной и практической деятельности, особо необходимые для свободной ориентации в информационном обществе. Ребёнок учится  постановке и решению познавательных задач, умению находить  выход из проблемных  ситуаций, пробует себя, как исследователь, проектировщик, приобретает навык свободного владения информационными технологиями, становится информационно грамотным.

В системе дополнительного образования детских музыкальных школ раскрытие творческого потенциала детей происходит в процессе музыкальной деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день, обучение в этих учреждениях сдвинулось от предпрофессиональной подготовки  в сторону общего музыкального развития. Музыкальные школы  выполняют запрос современного общества, ставящего  перед ними задачу подготовки, прежде всего, музыканта-любителя, свободно владеющего игрой на музыкальном инструменте, умеющего легко ориентироваться в многообразии жанров, стилей и направлений музыки, способном самостоятельно проанализировать и осмыслить музыкальный материал.

Современными  исследователями  детского творчества разработана новейшая педагогическая  технология – «креативная технология», направленная, прежде всего, на развитие творчества обучающихся и  выход за пределы репродуктивной деятельности. Главная идея креативной педагогической технологии заключается в том, что меняется статус самого учащегося,  приобретается  новый смысл –  ученик  из объекта воздействия   становится субъектом творчества.

Модернизация и реформирование музыкальных школ привело к тому, что педагоги-музыканты, желающие «идти в ногу со временем», почувствовали потребность в необходимости внедрения новейших средств обучения  компьютерных и информационных технологий – электронного музыкального творчества. Они стали  разрабатывать   различные курсы, помогающие учащимся освоить  электронный инструментарий, ими создаются всевозможные комплексы обучающих ресурсов, включающих базу различных информационных источников – это литературные тексты, иллюстрации, видеоматериал и аудиофрагменты музыкальных произведений, обучающие уроки, методическая информация и ссылки на интересующие сайты. Что, значительно, облегчило   учителю  решение многих педагогических задач. Курсы оказывают   помощь обучающимся  при создании собственных творческих проектов, повышают  его уровень и творческие способности.

Стремление к самообразованию, курсы повышения квалификации, личностный рост, саморегуляция и самосовершенствование, переоценка собственных сил и возможностей определяют уровень профессионального мастерства педагога дополнительного образования  и  степень  его готовности  к использованию информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании. Проявление интереса  к электронному музыкальному инструментарию  и современным технологиям, потребность в регулярном их использовании в учебной и творческой деятельности, совершенствуют учебный процесс и способствуют успешному повышению эффективности профессиональной подготовки педагога. Именно,  компьютерная грамотность, на сегодняшний  день является одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Педагог дополнительного образования вправе выбирать модель урока в соответствии с поставленными задачами, дополняя его тем или иным материалом, вычленять главное и второстепенное, учитывать, при этом,  стартовые  возможности и потенциал каждого воспитанника, индивидуальные особенности и свойства личности обучающегося, его характер и поведение.  Особое внимание уделяется особенностям восприятия и освоения учебного материала, способу мышления учащегося, что, безусловно, является наиболее эффективным и оказывающим  позитивную динамику  его развития.

 

Литература:

1.Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007г. «Об образовании» № 319 – III, ст. 1, п.39.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *