«Звуки[м][м’] и буквы М,м»
Пешехонова Ирина Сергеевна воспитатель ГККП ясли-сад №112 г. Павлодар
Область: Коммуникация
Тема: Звуки[м][м’] и буквы М,м
Цель: Знать звуки[м][м’] и буквы М,м
Задачи:
– познакомить детей с согласной буквой М, м и звукам [м][м’]
– формировать умение выделять звук [м] в словах находить его место в слове (начало ,середина конец)
– дифференцировать понятие «звук»-«буква»
– развивать мелкую моторику руки, внимание память, фонематический слух
– воспитывать выдержку, самостоятельность
Билингвальный компонент: медведь – аю
Словарная работа: согласный звук
Оборудование: карточка с буквами М, м, предметные картинки с буквой М, индивидуальные карточки, Д/и «Светофор», «Собери картинку», «Звуковые ромашки»
Мотивационно-побудительный этап
Сюрпризный момент.
Герои из сказки Маша и медведь. С собой они принесли игру «Собери картинку».
Билингвальный компонент: медведь – аю
– Маша и Миша не могут собрать пазл. Давайте поможем им?
(Дети собирают в микрогруппе группе картинки, проговаривают, что получилось)
– На какие звуки начинаются слова, которые вы сейчас назвали?
(Дети отвечают: на звуки [м]/[м’])
– Именно об этих звуках мы с вами и поговорим.
Организационно-поисковый этап
Все мы знаем из мультфильма, что Маша очень любит пошалить, и из-за ее шалостей Мишка попадает во всякие нелепые ситуации. Однако движет ей не простое желание что-нибудь натворить, а из любопытства узнать что-то новое. Вот и про [м] Маша хочет узнать. Предложение взять в руки зеркала.
(Дети берут в руки зеркала, произносят звук самостоятельно, смотря в зеркало.)
– Давайте, глядя в зеркало, вместе произнесем звук [м].
Вопросы:
– Как произносим [м]?
– Раз есть преграда, в данном случае это губы, значит это какой звук?
– Уберите зеркала и положите ладошку на горлышко и еще раз произнесите звук? Что происходит?
– Что еще можно сказать о звуке, если мы посмотрим на нашу таблицу-подсказку?
– Как обозначаем при звуковом анализе слов твердые согласные, а мягкие?
(Дети приходят к выводу, что губы сомкнуты. Есть преграда, значит это согласный звук. Горлышко дрожит, звенит. Значит звук звонкий Звук [м] имеет пару по мягкости)
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: развивать фонематический слух, внимание
Воспитатель называет слова: мама, миска, мел, мост, морковь, морж, муха, мюсли, масло, мыло, мороз, малина, медведь, Маша. (Дети поднимают синий цвет, если в слове звук [м] и зеленый цвет, если в слове звук [м“]).
Д/и «Ромашки для Маши и Миши»
Цель: Дифференцировать звуки по твердости, мягкости (Дети делятся на две команды Лепестки с твердым звуком М к синей сердцевине, с мягким – к зеленой. Побеждает та команда, кто за время правильно соберет цветы)
Знакомство с буквами М, м.
В русском языке мягкие и твердые согласные обозначаются одной буквой, в данном случае, буквой М.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем —
Получилась буква М.
– На что похожа буква М?
(Дети знакомятся с буквой М и пробуют ответить, на что похожа буква М)
Работа по группам
Задание1
На столах карточки с предметом и звуковой схемой. Необходимо определить место звука в слове.
Задание 2
По карточке: найти и обвести все буквы М
Задание 3
Выбрать из набора карточек те, на которых изображены предметы со звуком М
По звонку дети меняются местами.
Рефлексивно – корригирующий этап
– Ребята, Что вы узнали интересного на занятии?
– Какие слова начинающие на звук [м] вы знаете?
– На столах лежат желтые кружочки, дети должны нарисовать на них смайлика в зависимости от настроения, полученного на занятии