ВЛИЯНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ НА СРОКИ УБОРКИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР


Ибраев Н.Е.

ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау» при акимате Акмолинской области,

г. Кокшетау, Республика Казахстан

В стратегии развития Казахстана, провозглашенной Президентом Назарбаевым Н.А., перед транспортным комплексом страны поставлена задача, не только повысить экономическую эффективность деятельности, но и обеспечить безопасность перевозок, сохранность перевозимых грузов и снижение отрицательного влияния транспортного процесса на окружающую среду. [1]

Автомобильный транспорт в современных условиях рыночной экономики является важным средством поддержания и укрепления международного торгового общения между сопредельными государствами. Во всем мире стабильно растут объемы грузовых перевозок. В этой ситуации задача определения путей совершенствования организации перевозок сельскохозяйственных грузов –  автомобильным транспортом  в Республике Казахстан  – является актуальной. [1]

Современный агропромышленный комплекс Акмолинской области это один из наиболее транспортноёмких межотраслевых комплексов народного хозяйства. Область в настоящее время является крупнейшим производителем сельскохозяйственной и промышленной продукции не только в Центрально Казахстанском экономическом районе, но и в Республике Казахстан. По производству зерна область входит в тройку лидеров, а по производству молока в пятерку. [2]

По мере – увеличения объёмов производства, всё большее значение приобретают задачи своевременной уборки урожая с полей, транспортировки его на временные или постоянные хранилища, а так же к местам промышленной переработки с наименьшими потерями.                            Немаловажной задачей при этом является и транспортировка уже готовой продукции к местам её потребления (в особенности скоропортящейся продукции). Практически все вышеуказанные технологические операции осуществляются посредством автомобильного транспорта, являющегося важнейшим интеграционным звеном, поддерживающим целостность функционирования всего агропромышленного комплекса Акмолинской области. В особенности это характерно для тех административных районов, где на долю автотранспорта приходится почти 100% перевозимых как сельскохозяйственных, так и промышленных грузов. [3]

Важность проблемы в масштабах сельского хозяйства Акмолинской области определяется тем, что транспорт, осуществляя транспортировку сырья, материалов, топлива, а, также доставляя готовую продукцию к местам потребления, хранения и переработки, увеличивает ее стоимость на величину транспортных затрат.

Особенно большие объемы перевозок выполняются в период уборочных работ, в частности, при уборке зерновых культур. Сравнительно короткие сроки уборки зерновых культур 10-15 дней и значительные объемы работ определяют большую потребность в транспортных средствах. Вместе с тем производительность транспортных средств, используемых на уборке зерновых культур, низка. Она находится в пределах 16…20 тонн за смену. Это объясняется сложными условиями выполнения сборочно-транспортного процесса. При уборке зерновых культур транспортные средства выполняют сборочную и транспортную операции, условия, реализации которых очень различны. Так, при выполнении сборочной операции транспортные средства работают в более тяжелых условиях. Они движутся по полю, характеризующемуся большим коэффициентом сопротивления движению и плохим сцеплением движителя с почвой, при этом требуется жесткая согласованность транспортных средств с комбайнами. В результате из-за случайного варьирования рабочих циклов, как комбайнов, так и транспортных средств, производительность уборочно-транспортного комплекса снижается.[3]

Вопросы оптимального построения уборочно-транспортных процессов предлагается рассмотреть на примере сельскохозяйственного предприятия: ТОО «Жана – аул 2012», находящегося в Зерендинском районе Акмолинской области. Перевозки зерна  осуществляются преимущественно по грунтовым дорогам, которые выравниваются к периоду уборки. Изучение структуры грузооборота в данном сельскохозяйственном предприятии позволяет сделать вывод, что этот фактор – один из основных при дальнейшем совершенствовании транспортных средств и приведении их в соответствие с условиями производства, а также при организации перевозки сельскохозяйственных грузов. На основании выше изложенного для транспортного обслуживания зерноуборочных комбайнов ТОО «Жана – аул 2012» выбираем технологическую схему «прямые перевозки», когда транспортное средство (автомобиль) принимает, собираемый технологической машиной (зерноуборочным комбайном), продукт, доставляет его к месту складирования или подработки (на ток отделения), выгружает его и вновь отправляется на поле. При этом используется групповая работа комбайнов, и прокладываются транспортные и разгрузочные магистрали. При организации внутрихозяйственных перевозок следует учитывать ежегодно изменения среднего расстояния транспортировки грузов внутри хозяйства главным образом в связи с изменением чередования культур в полях севооборотов.    Ведущим процессом при поточной уборке зерновых является обмолот зерна. Поэтому исходной величиной, определяющей соотношение техники в уборочно-транспортной группе, является число входящих в нее зерноуборочных комбайнов и их характеристики.

 

Особенностями организации перевозок сельскохозяйственных грузов являются:

– Резкие сезонные колебания их объемов;

– Разнообразие дорожных условий;

– Жесткие требования к срокам перевозок;

– Наличие мелких погрузочных точек, расположенных на значительной территории, при относительно небольших количествах приемных и разгрузочных пунктов;

– Оторванность работающего на этих перевозках привлеченного транспорта от постоянной базы АТП.

Перевозки зерновых осуществляют бортовыми автомобилями, автомобилями-самосвалами или автопоездами. На тяжелых участках дорог используют тракторы с прицепами. При осуществлении перевозок высоту бортовых автомобилей наращивают, кузова уплотняют и сверху накрывают брезентом. Выгрузка бортовых автомобилей осуществляется самосвалами.

Внешние перевозки выполняются на большие расстояния – это доставка из хозяйств, продуктов животноводства и полевых культур в приемные или перерабатывающие пункты и пункты временного хранения, в места реализации, завоз в хозяйства минеральных удобрений, кормов, стройматериалов, топлива, запчастей и т.д.

Перевозки внутри хозяйств бывают полевые (вывоза урожая с полей на тока и хранилища, завоз на поля с хранилищ и складов удобрений) и внутренние (перевозки внутри  хозяйства, животноводческих ферм и т.д.).

При уборке урожая независимо от вида сельскохозяйственной продукции используют три основных способа организации работ:

– Текущий, при котором продукт с уборочного агрегата попадает непосредственно в кузов транспортного средства;

– Раздельный, при котором собранный продукт временно до погрузки на транспортное средство сохраняется в поле;

– Комбинированный, сочетающий первый и второй способы.[4]

Перспективными для развития экономики региона считаются следующие формы и методы организации перевозок сельскохозяйственных грузов:

–   Внедрение специальных контейнеров;

–   Специализация подвижного состава;

– Использование съемных кузовов различного назначения (в связи с сезонностью перевозок), для работы и заработка в сфере перевозок других грузов;

–   Создание постоянных баз для сезонной работы транспорта;

–   Совершенствование структуры парка автомобилей по грузоподъемности, дооборудование кузовов с целью повышения, коэффициента использования грузоподъемности автомобиля;

–  Организация центра логистического управления в сфере АПК.

 

Литература:

  1. Программа развития территорий Акмолинской области на 2011-2015 годы
  2. Совершенствование транспортного обслуживания процесса уборки зерновых колосовых в сельскохозяйственных предприятиях. Сенькевич А.А., Филатов С.К. Научный журнал КубГАУ, №79(05), 2012 года.
  3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система / И.Я. Аксёнов. М.: Высшая школа, 1991. – 384 с.
  4. Аксёнов И.Я. Транспорт: История, современность, перспективы, проблемы / И.Я. Аксёнов. М.: Наука, 1985. – 176 с.
  5. Алаев А.Б. Экономико-географическая терминология / А.Б. Алаев. -М.: Мысль, 1977. 197 с.
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *