“Свойства воды” урок познания мира по технологии БИС
Пастухова Наталья Васильевна учитель начальных классов Привольная средняя школа СКО р-н им.Г.Мусрепова
Цель: дать представление о свойствах воды
Задачи:познакомить со свойствами воды и их использованием; расширять знания o формах существования воды в природе;развивать наблюдательность, умение анализировать; прививать навыки экспериментальной работы; воспитывать чувство коллективизма;воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);подносы c лабораторным оборудованием: стакан c водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и т.д.), две ложки, кусок сахара;вода, молоко,лимон, песок
Ход урока
1.Орг.момент.
- Целеполагание Ребята каждый урок познания мира для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Сегодня у нас урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей) Это значит выяснять, изучать.
Итак, тема урока: «Свойства воды». Сегодня мы работаем по карте «Устный урок-1», а это значит на каждом этапе урока будем подсчитывать качество работы и фиксировать на матрице посадочных мест. В конце урока подведем итоги: если количество «4» и «5» составит не менее 63%, урок цели достиг. В классе 17 учеников, 63% составляет- 11 учеников. Желаю всем удачи на уроке!
3.Разминка. Проведем ТСЗ – Тематический словарный запас.
В течении 5 минут вы будете писать слова по изученной теме (Тема предыдущего урока «Вода. Состояние воды»). Норма- 31 слово.
Засекаю время, ученики одновременно заканчивают и подсчитывают количество слов. Если количество слов не меньше нормы – в матрице посадочных мест ставится +. Затем высчитываю процент качества работы учеников на данном этапе. Ученик, который написал большее количество слов, зачитывает свои слова.
4.Память. Ввожу учащихся в тему, рассказываю о свойствах воды. Ученики рассматривают картины в учебнике.На доске вывешиваются ключевые слова по данной теме: форма,цвет,прозрачность,вкус,запах,текучесть
Предлагаю вам запомнить ключевые слова в течении 30 секунд и затем вы должны будете в такой же последовательности записать их в течении следующих 30 секунд. По окончанию работы в матрице ставится +, если правильно записаны 6-7 слов. Подсчет процента качества работы на данном этапе.
5.Перекрестный опрос. Работа с текстом: ученики внимательно читают параграф учебника в течении 5 минут (2 страницы). По окончанию чтения учитель задает каждому ученику вопрос по тексту:
- Какую форму имеет вода?
- Какого цвета вода?
- Прозрачна ли вода?
- Почему в стакане с водой ложку видно?
- Какой вкус у воды?
- Какой запах у воды?
- Чем пахнет вода в стакане с лимоном?
- Как доказать, что вода прозрачна?
- Как доказать, что вода принимает форму сосуда, в котором она находится?
- Может ли вода растворять вещества?
- Какие вещества может растворить вода?
- Каким свойством обладает вода в жидком состоянии?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- От чего зависит цвет воды?
- Как доказать, что вода в жидком состоянии текуча?
- Какие вещества не может растворить вода?
- Как доказать, что вода не имеет запаха?
По ходу перекрестного опроса учитель заполняет матрицу. По мере надобности учитель проводит дополнительный опрос: дает возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
6.Критический опрос. Ребята, я читаю вам информацию, а вы должны ответить правдиво данное утверждение или нет.Читаю информацию, выслушиваю ответы и заполняю матрицу.
- Вода имеет форму.-
- Вода белого цвета цвета. –
- Красный цвет вода приобретает когда в нее капнешь красной краски.+
- Вода не прозрачна. –
- У воды есть свой вкус. –
- Вода имеет резкий запах. –
- В стакане с водой положенную вишенку нельзя увидеть. –
- Вода сахар не растворяет. –
- Если переложить кубик льда в шарик, то лед станет круглым.-
- Вода в жидком состоянии не текуча.-
- Если положить в воду песок, то он раствориться.-
- Если положить в воду соль, она растворится.+
- Существуют растворимые и нерастворимые вещества.+
- Вода бывает газообразного состояния.+
- Вода имеет несколько свойств.
- Вода пахнет лимоном.-
- Лед-это не вода.-
- Ложка растворяется в воде.-
По мере надобности провожу дополнительный опрос: даю возможность исправить «-». Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
7.ТСЗ по новой теме. В течении 5 минут ученики пишут предложения по новой изученной теме. По окончанию работы ребята посчитывают количество слов. Ученикам, записавшим не менее 31 слово, ставится «+». Ученики, у которых наибольшее количество слов, зачитывают свои предложения. Проводится анализ составленных предложений и их содержания. Затем подсчитывается процент качества работы на данном этапе.
- Подведение итогов работы по матрице, оценивание.
- Объяснение домашнего задания. Запомнить свойства воды. Описать один из экспериментов в тетради.