Урок – литературный салон «Серебряный век русской поэзии»


Учитель  русского языка и литературы

Дюсенова Гульнар Кожмухамматовна

Акмолинская область, Зерендинский район, Чаглинская средняя школа

Цель: обобщить знания о ведущих направлениях литературы рубежа веков; развить творческие способности  учащихся.

 

Оборудование: 1). 3 стола полукругом, лампы с абажурами, на столах таблички: акмеисты, символисты, футуристы; лампы зажжены, в классе –полумрак;

2). Презентации учащихся «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм», «Имажинизм»;

3). Классическая музыка для презентации виртуального музея художников-символистов;

4). Эпиграф «Жизнь и поэзия – одно» В.Жуковского

 Ход урока:

  1. Орг. момент.
  1. Вводное слово учителя. Демонстрация презентации «Серебряный век русской поэзии»

– Уважаемые гости, дорогие ребята, сегодня мы собрались не на простом уроке, а в литературном салоне. Тема сегодняшней встречи «Серебряный век русской поэзии» Эпиграфом я взяла слова В.Жуковского «Жизнь и поэзия – одно». Я уверена, что сегодняшние ваши выступления подтвердят это высказывание.

 

Целью сегодняшней встречи является обобщение знаний о ведущих направлениях литературы рубежа веков, поговорим о феномене «серебряный век».

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
(Презентация символизм) Булекбаева В.
Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества — в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене…

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления. В стихотворении “Юному поэту” мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения “я”):
Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.
В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

(Презентация  акмеизм) Ксения.
В споре с символизмом родилось новое литературное течение “серебряного века” — акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам — отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.

И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере

Чад Изысканный бродит жираф.
Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны —

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий —

Сольто моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.
Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

(Презентация футуризм) Ангелина.
Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” — футуризм — отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

 

3) Литературная композиция:

 

Учитель:

 

Шум города затих,

Тоски распались узы,

И чувствует душа

Прикосновенье Музы.

 

Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии.

 

Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена.

 

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин, Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

 

1 ведущий

 

Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”.

 

Анна Ахматова

 

Да, я любила их – те сборища ночные,

На низком столике – стаканы ледяные,

Над черным кофием голубоватый пар,

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки –

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

 

2 ведущий

 

Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

 

В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского (представляемые поэты встают, раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.

 

Звучит фортепиано – “Над окошком месяц”.

 

Сергей Есенин (Подходит, облокачивается о фортепиано.)

 

Я сын крестьянина … С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петроград. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.

 

Блока я знал уже давно, но только по книгам. Был он для меня словно икона, и я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, я дал себе зарок: идти прямо к нему домой. Приду и скажу (подходит к Блоку, сидящему в кресле): “Вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному верю. Как скажете, так и будет”.

 

Александр Блок (сидя в кресле)

 

В дневнике у меня после посещения Есенина появилась запись: “Был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые”.

 

1 ведущий

 

Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что именно с легкой руки Александра Блока началась его литературная дорога.

 

2 ведущий

 

Есенина полюбили, ему многое прощали. Есенина зазывали в литературные салоны, кафе, чтобы послушать нежные, напевные стихи, какие никто не писал.

 

Сергей Есенин

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

 

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”. …

 

1 ведущий

 

Через два месяца Сергей Есенин, уже известный, возвращался к себе на родину.

 

2 ведущий

 

Но не всех поэтов публика приняла так, как Сергея Есенина. Много споров, непонимания, критики встретила поэзия целого ряда художников.

 

На сцене появляются окололитературные дамы.

 

1 дама

 

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

 

2 дама

 

Слова-то все какие-то нерусские. Да это, кажется, литературные течения.

 

1 дама

 

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

 

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском.

Фи!

 

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

 

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

 

1 дама

 

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

 

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

 

2 дама

 

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги”.

 

1 дама

 

А что поэтического в другом его стихотворении?

 

Тень не созданных созданий

Колыхается во сне

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

 

2 дама

 

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

 

Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского.

 

1 ведущий

 

Совсем иными кажутся стихи “царскосельской веселой грешницы”.

 

Анна Ахматова

 

Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой. Годовалым ребенком была привезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет… Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…

 

2 ведущий

 

Она носит зеленое малахитовое ожерелье, затянута в черный шелк, худа, застенчива, элегантно небрежна, с редкостной грацией. Всегда горделиво прекрасна, величава.

 

1 ведущий

 

Известность и настоящую славу Анне Ахматовой принесли ее первые сборники: “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”.

 

Анна Ахматова

 

Сжала руки под темной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна…

 

Звучит баркарола из “Времен года” Чайковского.

 

2 ведущий

 

В царскосельских садах произошла встреча Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым. Ей было 14, а ему – 17. “Книга женской души”, – так говорят о стихах Ахматовой.

 

Под аккомпанемент гитары звучит песня на слова Ахматовой “Ты письмо мое, милый, не комкай”.

 

1 ведущий

 

Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Он объединил литературную молодежь, создав “Цех поэтов”. Гумилев был страстным путешественником, добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя Георгиевскими крестами. О нем привыкли говорить: поэт, путешественник, воин. Слушателей буквально завораживали его живописные стихи: стихи об экзотических животных, о жарких пустынях, далеких морях.

 

Н.Гумилев (читает стихотворение “Жираф”)

 

2 ведущий

 

Лирический герой стихотворения, романтик, мечтатель, обращается к женщине, хрупкой, нежной. Ей сегодня особенно грустно. И чтобы утешить любимую, поэт рассказывает прекрасную сказку про далекую землю.

 

1 ведущий (под звуки адажио из “Лебединого озера” Чайковского)

 

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым интонациям. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы.

 

Марина Цветаева (читает стихотворение “ Мне нравится, что вы больны не мной”).

 

2 ведущий

 

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и другими талантливейшими людьми.

 

1 ведущий (под звуки чарльстона)

 

Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики.

Владимир Маяковский

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор…

2 ведущий

К футуристической кампании Маяковского не было равнодушных. Их публичные выступления, поездки по стране вызывали самые шумные, самые противоречивые отклики. Действительно, необычно парадоксально звучат стихи Маяковского. Он находит в повседневности что-то причудливое и неожиданно, фантастически делает это ярким.

Владимир Маяковский

 

Я сразу смазал карту будня

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1 ведущий

Сам большого роста, он все преувеличивал: любовь, ненависть, улицы, дома, космос. В своей первой футуристической поэме, которая очень броско названа “Облако в штанах”, он дерзко, весело, озорно разговаривает с небесами.

2 ведущий

 

Современники вспоминают, что был Маяковский эмоциональный, романтичный, нежный.

 

Владимир Маяковский

 

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 

1 ведущий

 

Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не слышали стены клуба “Бродячая собака”! Читали еще не напечатанные стихи Мандельштам, Бальмонт, Хлебников. Для нас, живущих в XXI веке, их творчество, несомненно, Большая Поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира. Прав был поэт Осип Мандельштам: “Все эти русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда”.

 

Звучит стихотворение К.Бальмонта “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

 

4) Домашнее задание : выучить стихи .

5) Оценка знаний учащихся.

6) Рефлексия.

Метки: , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *