Методы работы вальдорфской педагогики в детском-саду №37 «Аленушка»


 Валиева Зульфия  Равильевна
 методист  ГККП «Детский сад №37 «Аленушка»

Наше современное время, в век научно-технической революции, значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания.                                                                                                                                Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и, при этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры, музыки, искусства. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности-психосоматическое, эмоциональное, социальное  и практическое.                                                                                                        В 2003  году, по возвращению с республиканских  курсов повышения квалификации по вальдорфской педагогике, мы стали обладателями большого количества статей Рудольфа Штайнера, основателя Вальдорфской педагогики, потому, как специальной  методики как таковой, не существовало вообще. Мы, прежде всего, познакомились, изучили имеющийся материал и определили этапы внедрения элементов вальдорфской педагогики в учебно-воспитательный процесс  отобрали только то, что приемлимо для нас – так как мы не можем назвать этот процесс экспериментом, потому что в вальдорфской педагогогике определяющими являются законы физического и духовного развития человека, а ни сама  программа  Рудольф Штайнер ребенка сравнивал с растением (семечко садят, прикапывают землей и ждут долгое время всходов – растение еще не появилось, но процесс развития уже идет: полив, рыхление, солнце, свет, и когда уже появляется хороший корень, уход облегчается. Хороший садовник не льет воду ведрами и не пересушит почвы, знает сколько света ему необходимо. Далее садовник не позволит трогать бутон раскрывая его, а будет ждать. И мы видим, что даже растению в период его развития требуется дать время, иначе не будет результата.                                                                                                         Прежде чем перейти к методам работы вальдорфской педагогики, позвольте сказать несколько слов о задачах и принципах  данной педагогики, как одной из альтернативных и популярных в ближнем и дальнем зарубежье. Посредством Вальдорфской педагогики наш коллектив решает следующие задачи:

-Развивать и совершенствовать заложенные в ребенке способности                         – Формировать самостоятельность и уверенность в детях, умение применять полученные знания на практике.

Воспитывать и обучать духовно – физически здорового ребенка.                  -Прежде всего человек, а потом уже ученый, юрист.                               Принципы работы, которых мы обязательно  придерживаемся в работе с детьми: -создание атмосферы, благоприятной развитию                                                        -воспитание через подражание и пример                                                                    -культивирование многообразных форм игровой деятельности, создание пространства, способствующего развитию свободной игры                                        -организация здорового ритма жизни группы                                                              -занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки», и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).                   А как же все это выглядит на практике? Предлагаю посмотреть систему реализации методов Вальдорфской педагогики.                                    Начинается день в нашем саду с традиционного вальдорфского  утреннего круга, который имеет свою структуру, цель и особенности. Чем ритмичнее протекает жизнь маленького ребенка, тем здоровее он будет.             Воспитатель строит день пребывания в детском саду в соответствии с  внутренним ритмом ребенка. Встречает детей с доброжелательной улыбкой, спокойствием. Аура его чиста и открыта. В его арсенале  много различных игр, он играет с детьми заинтересованно радостно.                                         Сценарий утреннего круга  знает наизусть. Утренний круг проводится в часы утренней гимнастики и успешно заменяет ее, так как в комплексе утреннего круга предусмотрены ритмические, психофизические упражнения. Ведущий утреннего круга – либо музыкальный руководитель, либо воспитатели поочередно. Комплекс утреннего круга проводится в течение того времени (месяц и более), пока дети четко усвоят все движения, тексты по мере заинтересованности. Возникает вопрос – зачем собирать всех детей? Во-первых, их много, во-вторых, они могут быть разные по возрасту. В этом то и есть психологическая суть организации детского коллектива. Нашими педагогами рзработаны сценарии утренних кругов по всем временам года.                                                                                                              Мы, не выходя за рамки государственного стандарта образования, адаптируем вальдорфскую педагогику к учебно-воспитательному процессу. Обучение письму-интенсивный процесс, письмо трудная деятельность. Вот здесь мы и прибегаем к «Рисованию форм» как подготовке руки к письму, что предшествует знакомству с буквами.  Причем именно рисование, а не письмо – прямых, изогнутых линий, крупно, восковыми мелками, на больших листах бумаги. Предварительно обязательно рассказывается сказка собственного сочинения, все действия воспроизводятся через собственные ощущения, многократно повторяясь, (можно вести рукой в воздухе, на потолке, носом перед собой, ногами ) Таким образом закладывается основа, которая поможет детям полноценно освоить письмо и позже чтение. Но это еще не все… Данное занятие посредством форм, цвета, слова и числа, сказки и музицирования  формирует у детей более зоркий взгляд на окружающий мир и  очень важное качество – уверенность, самостоятельность.                                                                                   «Живопись»-так называем мы свой кружок или вводим в занятия, где рисование акварелью служит ключом к эмоциональному пониманию искуства, развитию способностей у детей. Это не уроки рисования, а игры с красками, где дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать шаблон, данный воспитателем. Красок при этом дается только три, а дети  путем экспериментирования, смешивания получают дополнительные цвета.Всегда, на всех занятиях, а особенно физминутках, мы используем ритмические движения: хлопки, тихо-громко, протопывания, тихо-громко, обязательно должен присутствовать контраст для лучшего воспроизведения, импровизации как можно больше и чаще. Это позволяет детям раскрываться, развиваться. То есть мы обращаемся к методу темперамента.Каждый ребенок – уникальное и индивидуальное существо, но при поступлении ребенка в учебное заведение он полностью отождествляется с другими детьми, и это лишает его индивидуальных черт характера  Вальдорфская педагогика – это  обучение и воспитание с учетом темпераментов, она представляет собой синтез индивидуального и коллективного воспитания и обучения. Так как цель Вальдорфской педагогики – способствовать развитию человека, как личности, то достаточно  внимания мы обращаем на характерные черты ребенка данного возраста. Характерные свойства возраста могут либо способствовать, либо препятствовать развитию человека. В этих свойствах проявляется  либо талантливость, либо слабость. Существует 4 вида темпераментов, и мы их принимаем во внимание при обучении и воспитании. Учитывая темпераменты детей, мы обращаем внимание на следующее: никода не действовать против темперамента. Как говорят последователи Вальдорфских школ “К корове нельзя относиться “как к жаворонку», или к поросенку нельзя относится “как к коту”.                                   Преимущество методов темперамента заключается в том, что он распространяет улыбку. Для детей такое настроение самое  благополучное.В начале своей жизни ребенок является пленником своего темперамента, поэтому его развитие мы направляем таким образом, чтобы способствовать приобретению свойства противоположного родственному темпераменту. Тогда он становится по новому уравновешенным и активным. Именно с этой целью на занятиях и уроках в ритмической части используется ходьба с протопыванием и прохлопыванием стихотворений различных для каждого темперамента.                                                                Таким образом, «Утренний круг», рисование форм, использование рассказов, сказок взрослых на занятиях, ознакомление с грамотой и математикой с помощью методов вальдорфской педагогики позволяет нашим детям получить знания в более свободной, интересной, безопасной для здоровья детей форме, развивающей образное мышление ребенка открывающей его творческие способности и, главное, что вальдорфская педагогика готовит ребенка к жизни, развивает в нем самостоятельность, уверенность в своих силах и возможностях, что очень необходимо в дальнейшей взрослой жизни. Это значительный процесс, который ведет к воспитанию и обучению прежде всего человека духовно и физически здорового.

Результатом внедрения Вальдорфской педагогики в учебновоспитатель-ный процесс школы-сада являются обобщение опыта работы педагогов: (слайд с фамилиями авторов и названия работ, титулки) На базе нашего дошкольного учреждения проводятся семинары для слушателей  Акмолинского областного института повышения квалификации для методических объединений города.

«Все, чего мы хотим достичь в воспитаниии – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада»

Э.Грюнелиус-основатель первого вальдорфского детского сада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *