Логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с ОНР 3 уровня «За камнем историй» (формирование навыков составления повествовательного рассказа с элементами описания)


Карп Светлана Владимировна
Учитель-логопед
КГУ «Детский дом № 1, г. Акколь» отдела образования  Акмолинской области
Логопедическое занятие  с детьми подготовительной к школе группы    с ОНР 3 уровня «За камнем историй» (формирование навыков составления повествовательного рассказа с элементами описания)

Программное содержание.

Связная речь:

 

-формировать представление о композиции повествовательного рассказа.

-учить воссоздавать последовательность фрагментов рассказа с опорой на цветовой план.

-учить отвечать на заданные вопросы и ставить их самостоятельно.

-учить  слушать рассказ товарища, следить за ходом рассказа, дополнять его, если возникает необходимость.

Грамматический строй речи.

-учить детей составлять простые распространенные предложения, используя предлоги: «в», «на», «под», «по».

-использовать сравнительные обороты в предложениях, выраженные словами: «как», «будто», «словно».

-учить образовывать существительные с увеличительным суффиксом «ищ».

Словарная работа.

-уточнить многозначность слова «иголки».

-учить подбирать синонимы к выражениям: «пришла зима», «идет снег», «дует ветер».

-учить подбирать антонимы к словам: «яркое», «веселое»,  родственные слова к слову «снегирь».

Обучение грамоте.

-формировать навыки слогового анализа слов: « снег», «снежок», «снежиночка».

-учить  выполнять частичный звуковой анализ слова [л,эс].

Формирование личностных качеств: доброты, дружелюбия, взаимовыручки.

Ход занятия

-Ребята, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им. Ведь наступил новый день, мы здоровы, мы счастливы, мы спокойны.

Гости пришли посмотреть на то, как вы учитесь рассказывать о том, что видите, слышите, чувствуете, переживаете.

-А сейчас встаньте против меня и послушайте. Богат и удивителен мир окружающих нас красок. Краски не только раскрашивают в разные цвета, предметы и явления, но и чему-то учат нас, о чем – то рассказывают. Голубая успокаивает, белая учит думать о хорошем, делать добро, оранжевая – вызывает радость. Но, к сожалению, есть такие краски, которые портят нашу жизнь, мешают нам.

-О каких красках я говорю? (черной, белой)

-А какие фрагменты из своей жизни вы изобразили этими красками?

(Когда мы ссоримся друг  с другом, обижаем слабых, не слушаем советы взрослых и т. п.)

-А сейчас выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А у меня вот что: идя к вам, на камне я обнаружила вот этот свиток.

Интересно, а что же в нем? Здесь написано: «Кто найдет этот свиток, непременно должен посетить сказочный зимний лес и найти в нем волшебный камень, камень историй. А изображенные в свитке краски послужат вам планом ваших действий».

-Ну, что, ребята, вы согласны пойти в сказочный зимний лес? (да)

-А попасть туда поможет нам лесная тайна:

чтобы туда попасть, нужно подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «снежок».

Чтобы туда попасть, нужно похлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «сне – жи – ноч – ка». Чтобы туда попасть, нужно повернуться через левое плечо столько раз, сколько звуков в слове [лес].

Вот мы и в сказке. А в сказке все возможно.

– А именно? Расшифруйте, раскодируйте сказанное мною (звери разговаривают на человечьем языке, можно в кого – либо превратиться, надеть сапоги – скороходы и оказаться в другой стране, сказке, улететь на ковре – самолете и т. п.).

-Верно, в сказках происходят чудеса, волшебства, превращения.

-Давайте-ка вспомните нашу  песенку и в путь:

Мы веселые ребята,

Путешествовать мы рады.

Никогда не унываем

За природой наблюдаем.

-Ой, следы. Чьи следы? (медвежьи). Вот и в свитке первая –  коричневая краска.

Неужели бурый медведь проснулся. Здесь что-то не так, неспроста все это. А вот и берлога. Да, вход в нее приоткрыт.

-Ребята, мне известно, что проснувшийся зимой медведь очень опасен, поэтому тихонечко стойте, а я пойду к нему, выясню, в чем дело.

-Оказывается, ребята, медведя разбудила хитрая, льстивая лиса. Эта лиса – помощница самой Чернильды-злой волшебницы, которая хочет очернить весь мир, сделать его черным, серым, неинтересным. Ребята, медведь уснет только тогда, когда мы расскажем ему о зиме.

-Расскажем? (да).

– Чем покрыты земля, деревья, поляны зимой? (снегом).

-Что вы знаете о снеге, какой он? (белый, пушистый, серебристый, холодный и т. п.)

– Пришла зима.

-А как по-другому можно сказать о приходе зимы? (наступила зима)

-Падает снег.

– Скажите по-другому, (идет снег).

– Дует сильный ветер.

-А  как сказать по-другому? (свистит ветер, воет ветер, бушует ветер).

-Уважаемый медведюшка, ты знаешь, что летом солнце яркое, а зимой, ребята? (неяркое, тусклое).

-Летом солнышко веселое, а зимой? (грустное, невеселое, печальное).

-Ну что ж, медведюшка, засыпай, до весны сил набирай. До свидания.

-Ребята, в незнакомом лесу нужно идти друг за другом, след в след, чтобы не сбиться с пути.

-Стоп, ребята, а какая краска следует далее? (зеленая)

-Ой, елочка, лес!

-Составим предложения о елочке, используя маленькое слово «в».

-В лесу стоит елочка.

-С кем можно сравнить елочку? (с девочкой в зеленом платьице)

– Скажем  предложение вполголоса: она, как  девочка в зеленом платьице. Повторим это предложение шепотом, помогая движениями рук.

-Скажите, а какая часть у елочки колкая? (иголки). Что еще называют словом «иголка»? Какие еще иголки вы знаете?

– У чего, у кого еще есть иголки? (швейные, иголки для уколов, иголки у кактуса, у ежа,  у сосны).

-Ну вот, елочка, теперь ты знаешь, что словом иголочки называются многие похожие острые предметы. До свидания.

-А нам, ребята, нужно идти дальше. Ветер все сильнее и сильнее.  Спрячем от него лица, пойдем задом наперед, приговаривая: ветер зимний, холодный, ледяной.  Наконец-то ветер утих.

– Какая краска следует по плану дальше? (желтая)

-Ой, синичка, ветка!

-Составьте предложение о синичке, используя маленькое слово «на».

-На березовой ветке сидит синичка.

-Эта синичка, большая модница. Хочет украсить свое название, слово «синичка», длинным, красивым словом, состоящим из двух слов-частей.

-Поможем синичке?

-Итак, у синички желтая… грудка. Значит она какая? (желтогрудая).

-А теперь вставьте слово «желтогрудая» в придуманное предложение перед словом синичка.

-Произнесите, что у нас получилось.

-На березовой ветке сидит желтогрудая синичка.

-Красивое предложение.

-Ну вот, синичка, придумали мы для тебя красивое слово. А теперь, до свидания.

-Пойдем, ребята, дальше.

-Мороз все крепче и крепче.

-Расскажите о нем, наблюдая за моими действиями.

Мороз щиплет щеки, нос, лоб, покалывает руки, ноги.

-Скажем вместе, помогая жестами (изображают действия: щиплет, покалывает, озвучивают их.)

-Замерзли, давайте поиграем в игру «Прыг-скок»?

Ребята, а  какая краска следует далее? (красная).

-Ой, снег, снегирь!

-Придумайте предложение о снегире, используя маленькое слово «по».

-По снегу скачет (ходит) снегирь. Он, будто… румяное яблочко.

-Скажем шепотом, помогая жестами рук:

Он, словно румяное яблочко.

-Скачет снегирь, волнуется, думает, что один на белом свете. А ведь у него есть родственники, слова-родственники.

-Выберите из ряда картинок те, названия которых не только похожи, но и близки по значению со словом «снегирь».

-Прикрепляя картинки к полосочкам, называйте их.

-Почему картинку со словом-названием «снег» расположили посередине снежинки? (это главное слово, от него появились другие слова).

-Ну что ж, снегирь,  до свидания.

-Какая краска следует по плану далее? (белая).

-Ой, куст, зайчик!

-Составьте предложение о зайчике, используя маленькое слово «под».

-Под кустом сидит зайчик. Он, будто…(маленький) снежный комочек.

-Надоело, ребята, зайчику лису бояться. Он хочет, чтобы мы превратили его в большого, сильного, смелого.

-Поможем зайчику?

-А превращать мы будем не с помощью колдовских чар, а с помощью слов.

Поможет нам в этом мастер ИЩ (суффикс)- известный мастер увеличительных дел.

-Приступим к превращению. Я начну, а вы продолжайте.

-У зайчика не глаза, а … глазищи

-У зайчика не голос, а … голосище.

У зайчика не усы, а … усищи.

-У зайчика не нос, а … носище.

-У зайчика не лапы, а … лапищи.

-Прибодрился наш зайчик, стал веселее. Теперь у него сердце большое, сильное, храброе и никого не боится.

-До свидания, зайчик.

(с тревогой в голосе)

-Лиса вдруг промелькнула, будто огонек сверкнул.

-Скажем шепотом, помогая жестами.

А вот и следы.

-Чьи следы? (лисьи).

– А пойдем по ее следам, выскажем ей все, что мы о ней думаем. Не дадим ей делать зла! – Скажите об этом громко, резко, угрожающе, нахмурясь!

-А снега становится все больше и больше. Поднимайте колени повыше. Ведь по глубоким сугробам пробираться трудно.

-Куда же мы зашли, а выйти не можем? Кажется, я поняла, догадалась.

Это Чернильда приказала лисе привести нас в ловушку.

 

-Шубка у лисы  какая? … (красивая, яркая), а сердце какое? (злое, черное).

Что же делать? Что же делать?

-Каково  вам? (страшно, тревожно)

-А давайте покричим? Ау-Ау (громко).

-Никто не откликается, лишь эхо отзывается.

-Стоп, ребята, у нас в руках свиток, он подскажет что делать, (заглядывают)

Понятно, пришла пора отдохнуть, расслабиться, полюбоваться красками неба.

Реснички опускаются,

Глазки прикрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Мы за небом наблюдаем.

Дышите легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают.

Дышите легко, ровно, глубоко.

Нам легко и спокойно, легко и спокойно, мы спокойны (шепотом)

Голубая краска – успокоит.

Белая – научит думать о хорошем.

Фиолетовая – победит страх и тревогу.

Синяя – научит думать.

Хорошо нам отдыхать,

А теперь пора вставать

Крепче кулачки сжимаем,

И повыше поднимаем.

Потянись-ка, позевай,

А теперь быстрей вставай!

-Ой, ребята, какая неожиданная радость! Письмо от друзей. Его синичка нам сверху сбросила.

-О чем в нем говорится? (читает).

-Оказывается, ребята, Чернильда больше всего боится, когда кто-то дружит, помогает другому, делает добро.

И чары ее окончательно исчезнут, если она не может больше делать зла. А для этого нам надо рассказать пословицы о дружбе и добре, (рассказывают).

-Вот мы и на свободе.

-А это еще что за осенний листочек? Да это записка от лисички. Самой-то ей стыдно показываться нам.

-Она пишет, что ушла от Чернильды и больше никогда не будет ей служить.

-Простим, ребята, лисичке ее проделки?

-Простим!

Теперь у нее не только шкурка яркая, красивая, но и сердце…красивое, доброе.

-А вот и дорога, которая приведет нас домой.

Ребята,  а ведь мы не выполнили главное условие, оговоренное в свитке. Не нашли волшебный камень, камень историй! Все путешествующие  по лесу рассказывают свои истории  у его  подножья (показывает).

-Давайте и мы у основания этого камня расскажем о том, что видели, слышали, чувствовали, пережили.

-Пришла пора рассказать историю, одновременно иллюстрируя ее.

(прикрепляя изображения встретившихся  героев)

-Рассказывать будете по порядку, один за другим. И чтобы рассказ был интересным, да поможет нам волшебная указочка! (рассказав фрагмент, передают соседу).

-Но наша история еще не завершена, не закончена. Видите, тропинка, ведущая к дому свободна?

-Придумайте то окончание рассказа, которое вам видится, хочется увидеть.

(3 человека рассказывают).

-Все окончания рассказов добрые, хорошие, интересные.

-Пора и нам заканчивать свою историю. Во время путешествия вы учились рассказывать о том, что видели, слышали, чувствовали, пережили.

– И,  конечно же,  вы поняли, что добро, совершенное вами однажды, к вам непременно возвратится!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *