Современные педагогические и инновационные технологии применяемые на уроках химии
Жалпанова Шолпан Булатовна
Таразский железнодорожный колледж №13
преподаватель химии
Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,
стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство.
Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перезагружая его, просто заронить в него
искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем.
Анатоль Франс.
В концепции государственной политики Республики Казахстан в области образования подчеркнуто, что стратегическим ориентиром в области образования должна стать идея формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления.
В концепции химического образования указано, что химия вооружает учащихся конкретными химическими знаниями, необходимыми в практической деятельности и формирует качества мышления для полноценного его функционирования в обществе.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Использование мультимедиа в образовательном процессе дает учащимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а учителю возможность варьировать учебную деятельность.
При использовании мультимедиа имеется реальная возможность объединения нескольких способов подачи информации – текст, неподвижные и подвижные изображения (графики, рисунки, чертежи, символы в графическом режиме, фотографии, схемы и др.). Кроме того, аудиоинформация включает в себя звуковые эффекты (речь, музыка) [1].
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса [2].
Сущностная характеристика современных педагогических образовательных технологий:
Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии.
Одна из них технология проблемного обучения. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Учитель ставит проблему, подводит учащихся к ее решению.
Так, например, при изучении темы: «Глюкоза» даю формулу глюкозы. Учащиеся выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении? В молекуле глюкозы есть альдегидная группа. Учащиеся решают проблему, если она есть, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой? В растворе глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов углерода, но и циклические [3]. Молекул с открытой цепью атомов углерода оказывается недостаточно для того, чтобы они проявили себя в реакции с фуксинсернистой кислотой.
Следующая технология интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание на уровне воспроизведение фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций) [4]. Пример проверочной работы по теме:
«Химические реакции»
Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня)
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
1)Н2 +О2→Н2О 3) Na + Cl2 →NaCl
2) К + I2 →KI 4) SO2+ O2→SO3
Вариант 2. (Включает задания частично – поискового уровня познавательной деятельности учащихся). Закончи уравнения химических реакций:
1) Na + HOH = Cu + HCl=… 3) SiO2 + H2O = S + O2=…
2) C + O2 = Hg(NO3)2 + Cu=… 4)AlCl3 + Na= Mg + H2SO4=…
Вариант 3. (Включает задания исследовательского уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите названия веществ и уравнения реакции, с помощью которых их можно получить:
1) FeCl2; 2) ZnCl2; 3) P2O5; 4) Al2S3;
Следующая технология игрового обучения. Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения люди использовали с древности. В своей практике я часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например , при изучении органической химии на 2 курсе: урок – соревнование по теме «Предельные углеводороды», школа детективов « Углеводороды», урок – путешествие « Покорение вершины горы Спиритус фенолюс» [5].
Рассыпанные формулы веществ
Ca PO4 Na Cl2
H O5
Mg Al (OH)2 Ba CO3
P2 NO3 SiO3
SO4 Fe
Игровые карточки «Алфавит»
№1 | Соли | Оксиды | Кислоты | Основания |
HCl | Д | Н | В | И |
KHCO3 | О | Л | Ю | З |
MnO2 | Е | Д | С | Б |
Cr(OH)3 | В | Г | И | А |
Использование информационно – коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Среди инновационных педагогических средств и методов профильного обучения особое место занимают технологии метода проектов. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником [6].
В своей практике я использую:
Информационные проекты, в реализации которых ученики изучают способы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных) методы ее обработки ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Например: 2 курс «Сложные эфиры управляют целым миром» ( форма предоставления результатов – сочинение, выставка рисунков, фотографии) [7].
Метод проектов ориентирован на достижения целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Средством использования всех вышеперечисленных технологий является интеграция. Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, полученные в рамках одного предмета.
Интеграция:
- Помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира;
- Устраняет разобщенность школьных предметов;
- Повышает интерес учащихся к учению;
- Повышает практическую направленность обучения.
Интеграцию провожу на двух уровнях:
- На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией. Литературные отрывки придают изучаемому материалу особую привлекательность, развивают интерес учащихся, логическое мышление, а так же способствуют эвристической деятельности учащихся на уроке [8].
Иллюстрацией является следующий пример: 2 курс тема урока: «Каучук и его свойства» отрывок из произведения Л.Буссенар. «Похитилели бриллиантов»
- Дорогой мой, но ведь порох, должно быть, промок и обратился в кашу.
- Глубокая ошибка, дорогой Альберт [9]. Перед отъездом из Франции я смазал донышки патронов и фитили раствором каучука и сернистым углеродом. Испарение этого вещества оставило тонкую пленку на частях, могущих отсыреть, и таким образом мои патроны оказались такие недоступные для влаги, как банки с притертой пробкой.
- Интегрированные уроки – второй уровень интеграции, он создает условия для развития интереса учащихся к предмету [10]. Например: 2 курс «Кислородсодержащие органические вещества». На уроке осуществляется интеграция химии, биологии, экологии. «Нуклеиновые кислоты» – интеграция химии и биологии. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Она требует вдумчивой рефлексии, основой на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Слово синквейн происходит от французкого, которое означает «пять». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
- четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. (14)
Например: на уроке 2 курса «Кислородосодержащие органические вещества», где проходила интеграция химии, биологии и экологии, рассматривались вещества – экорегуляторы. Рефлексия урока проводилась в форме синквейн.
- Вещества
- Кислородосодержащие , органические.
- Привлекают, предупреждают, защищают.
- Загадочные способы общения в природе.
- Феромоны, алломоны
Подводя итог представленного опыта «Инновационные технологии обучения химии» проведем рефлексию – синквейн.
- Технологии (тема)
- Инновационные, интерактивные (описание темы)
- Развивают, активизируют, способствуют (описание действия).
- Развивают творческую мыслительную деятельность (отношение к теме)
- Компетентность (синоним, повторяющий суть темы)
Таким образом, применяя инновационные технологии мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету [11].
Литература:
- Хуторской А.В. Методика личностно – ориентированного обучения. М. Владос, 2005г. [21-26с.]
- Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. М., Учитель, 2007г. [10-33с]
- Бочарова С.В. Химия. Занимательные материалы. Волгоград: Корифей, 2007г. [6-38с]
- Тулина Н.И. Практикум по органической химии 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006г. [8-9, 31-36с]
- Жексембина К.М. Химия. Методическое руководство 11 класс. Алматы: Мектеп, 2007г. [81с]
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. М.: Новая волна, 2006г. [178-181с.]
- Сармановка К.А. Проверка результатов обучения по химии. Алматы, 2007г. [68-71с]
- Темирбулатова А., Нурахметов Н. Химия. 11 класс. Алматы: Мектеп. 2007г. [330-342с]
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
- Веденина Т.И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.
- М.Р.Танашева, Д.А. Смагулова, Р.К. Калабаева, Ж.Р. Торегожина. Системно –деятельный подход к методическому обеспечению учебного процесса при обучении химии в средней школе. – Алматы, Қазақ университеті, 2009.-22с.