Современные педагогические и инновационные технологии применяемые на уроках химии


Жалпанова Шолпан Булатовна

Таразский железнодорожный колледж №13

преподаватель химии

Не пытайтесь удовлетворить свое тщеславие,

стараясь научить кого-то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство.

Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перезагружая его,   просто заронить в него

искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем.

Анатоль Франс.

 

В концепции государственной политики Республики Казахстан в области образования подчеркнуто, что стратегическим  ориентиром  в области образования должна стать идея  формирования новой генерации  людей  с инновационным, творческим типом  мышления.

В концепции  химического образования указано, что химия  вооружает учащихся  конкретными химическими знаниями, необходимыми в практической деятельности и формирует качества мышления для полноценного его  функционирования в обществе.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный  стимул в обучении. Использование  мультимедиа  в образовательном процессе дает учащимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а  учителю возможность варьировать учебную деятельность.

При использовании мультимедиа имеется реальная возможность объединения нескольких способов подачи информации – текст, неподвижные и подвижные изображения (графики, рисунки, чертежи, символы в графическом режиме, фотографии, схемы и др.). Кроме того, аудиоинформация включает в себя звуковые эффекты (речь, музыка) [1].

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал   активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса [2].

Сущностная характеристика современных педагогических образовательных  технологий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии.

Одна из них технология проблемного обучения. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок становится проблемным. Учитель ставит проблему, подводит учащихся к ее решению.

Так, например, при изучении темы: «Глюкоза» даю формулу глюкозы. Учащиеся выясняют, какие функциональные группы имеются в ее строении? В молекуле глюкозы есть альдегидная группа. Учащиеся решают проблему, если она есть, то почему она не реагирует с фуксинсернистой кислотой? В растворе глюкозы имеются молекулы не только с открытой цепью атомов углерода, но и циклические [3]. Молекул с открытой  цепью атомов углерода оказывается недостаточно для того, чтобы они проявили себя в реакции с фуксинсернистой кислотой.

Следующая технология интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала. Качество  усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой  дифференциации. Уровень  общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня  повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение  каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание на уровне воспроизведение фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций) [4]. Пример  проверочной работы по теме:

«Химические реакции»

Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня)

Поставьте  пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

1)Н2 2→Н2О              3) Na + Cl2 →NaCl

2)  К + I2 →KI                  4) SO2+ O2→SO3

Вариант 2. (Включает задания частично – поискового уровня  познавательной деятельности учащихся). Закончи уравнения химических реакций:

         1) Na + HOH = Cu + HCl=…        3) SiO2 + H2O = S + O2=…

2) C + O2 = Hg(NO3)2 + Cu=…      4)AlCl3 + Na= Mg + H2SO4=…

Вариант 3. (Включает задания исследовательского уровня познавательной деятельности учащихся). Напишите названия веществ и уравнения  реакции, с помощью которых их можно получить:

1) FeCl2;        2) ZnCl2;        3) P2O5;        4) Al2S3;

Следующая  технология игрового обучения. Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру  как метод обучения люди использовали с древности. В своей практике я  часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например , при изучении органической химии на 2 курсе: урок – соревнование по теме «Предельные углеводороды», школа детективов « Углеводороды», урок – путешествие « Покорение вершины горы  Спиритус фенолюс» [5].

 

 

 

 

Рассыпанные формулы веществ

Ca       PO4          Na       Cl2

                   H            O5

Mg      Al       (OH)2              Ba     CO3

P2                                     NO3                  SiO3

SO4      Fe

 

 

 

Игровые карточки «Алфавит»

№1 Соли Оксиды Кислоты Основания
HCl Д Н В И
KHCO3 О Л Ю З
MnO2 Е Д С Б
Cr(OH)3 В Г И А

 

Использование информационно – коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для  обучения химии.  Использование компьютерных программ анимации позволяет увидеть то,  что на обычном уроке  невозможно. Среди инновационных педагогических средств и методов профильного обучения особое место занимают технологии метода проектов.  Метод проектов реализует главный смысл и назначение  обучения – создает условия для  сотрудничества в сообществе  исследователей, тем самым помогает  обучаемому стать  талантливым учеником [6].

В своей практике я использую:

Информационные  проекты, в реализации которых  ученики изучают способы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных) методы ее  обработки ( анализ, обобщение, сопоставление с известными  фактами, аргументированные выводы) и презентации. Например: 2 курс «Сложные эфиры  управляют целым  миром» ( форма предоставления результатов – сочинение, выставка  рисунков, фотографии) [7].

Метод проектов ориентирован на достижения целей учащихся. Он формирует большое  количество умений и навыков, опыт деятельности.

Средством  использования всех вышеперечисленных технологий является интеграция. Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со  сведениями о том же  предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, полученные в рамках одного предмета.

Интеграция:

  • Помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира;
  • Устраняет разобщенность школьных предметов;
  • Повышает интерес учащихся к учению;
  • Повышает практическую направленность обучения.

Интеграцию  провожу на двух  уровнях:

  1. На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией. Литературные отрывки придают изучаемому материалу особую привлекательность, развивают интерес учащихся, логическое мышление, а так же способствуют эвристической деятельности учащихся на уроке [8].

Иллюстрацией  является следующий пример: 2 курс  тема урока: «Каучук  и его  свойства» отрывок из произведения Л.Буссенар. «Похитилели бриллиантов»

  • Дорогой мой, но ведь порох, должно быть, промок и обратился в кашу.
  • Глубокая ошибка, дорогой Альберт [9]. Перед отъездом из Франции я смазал донышки патронов и фитили раствором каучука и сернистым углеродом. Испарение этого вещества оставило тонкую пленку на частях, могущих отсыреть, и таким образом мои  патроны оказались такие недоступные для влаги, как банки с притертой пробкой.
  1. Интегрированные уроки – второй уровень интеграции, он создает условия для развития интереса учащихся к предмету [10]. Например: 2 курс «Кислородсодержащие органические вещества». На уроке осуществляется интеграция химии, биологии, экологии. «Нуклеиновые кислоты» – интеграция химии и биологии. Способность  резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Она требует вдумчивой  рефлексии, основой на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Слово синквейн происходит от французкого, которое означает «пять». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы  тремя словами (глаголы)
  4. четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. (14)

Например: на уроке 2 курса  «Кислородосодержащие органические вещества», где проходила интеграция химии, биологии и экологии, рассматривались вещества – экорегуляторы. Рефлексия  урока проводилась в форме синквейн.

  1. Вещества
  2. Кислородосодержащие , органические.
  3. Привлекают, предупреждают, защищают.
  4. Загадочные способы общения в природе.
  5. Феромоны, алломоны

Подводя итог представленного опыта «Инновационные технологии обучения химии» проведем рефлексию – синквейн.

  1. Технологии (тема)
  2. Инновационные, интерактивные (описание темы)
  3. Развивают, активизируют, способствуют (описание действия).
  4. Развивают творческую мыслительную  деятельность (отношение к теме)
  5. Компетентность (синоним, повторяющий суть темы)

Таким образом, применяя инновационные технологии мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету [11].

 

Литература:

 

  1. Хуторской А.В. Методика личностно – ориентированного обучения. М. Владос, 2005г. [21-26с.]
  2. Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. М., Учитель, 2007г. [10-33с]
  3. Бочарова С.В. Химия. Занимательные материалы. Волгоград: Корифей, 2007г. [6-38с]
  4. Тулина Н.И. Практикум по органической химии 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006г. [8-9, 31-36с]
  5. Жексембина К.М. Химия. Методическое руководство 11 класс. Алматы: Мектеп, 2007г. [81с]
  6. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. М.: Новая волна, 2006г. [178-181с.]
  7. Сармановка К.А. Проверка результатов обучения по химии. Алматы, 2007г. [68-71с]
  8. Темирбулатова А., Нурахметов Н. Химия. 11 класс. Алматы: Мектеп. 2007г. [330-342с]
  9. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
  10. Веденина Т.И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.
  11. М.Р.Танашева, Д.А. Смагулова, Р.К. Калабаева, Ж.Р. Торегожина. Системно –деятельный подход к методическому обеспечению учебного процесса при обучении химии в средней школе. – Алматы, Қазақ университеті, 2009.-22с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *