Концепция гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения
Жалпанова Шолпан Булатовна
Таразский железнодорожный колледж №13
преподаватель химии
Гражданско – патриотическое воспитание – это создание условий для формирования гражданина – патриота свой Родины, активно проявляющего гражданскую сознательность, ответственность за свой выбор, готовность к созидательному преобразованию действительности, направленность на высшие ценности и нормы общества и государства осознающего свое национальное достоинство и духовное своеобразие.
Таким образом, имеется реальная потребность в развитии системы научно-педагогических знаний о гражданско – патриотическом воспитании молодежи в поликультурной среде образовательного учреждения и восполнении пробелов в ее научном осмыслении, что дает возможность определить цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования – разработка концепции гражданско – патриотического воспитания молодежи, раскрывающий методологию, теорию и технологию гражданско – патриотического воспитательного процесса в поликультурной среде образовательного учреждения на основе системно – деятельностного подхода.
Объект исследования гражданско – патриотическое воспитание молодежи. Предмет исследования – педагогический потенциал поликультурной среды образовательного учреждения, обеспечивающий повышение эффективности гражданско – патриотического воспитания молодежи.
Новая концепция образовательной политики Казахстана, направленная на социальную консолидацию и гражданское единение казахстанского общества, учитывает большую динамичность развития общества, быстрые темпы формирования молодежи в образовательном и личностном аспектах.
Заявив об ответственности за воспитание граждан, государство в лице государственных органов рассматривает гражданско- патриотическое воспитание в широком социальном аспекте как важнейшее направление государственной деятельности, как составную часть внутренней идеологической политики страны.
В контексте новых подходов к пониманию важнейших проблем современного воспитания молодежи гражданско – патриотическое воспитание сегодня рассматривается не только на теоретическом уровне, но и как реальный социально – педагогический феномен, как качественно новое явление в педагогической науке и практике.
В образовательном учреждении гражданско – патриотическое воспитание представлена в трех позициях:
– «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм культуры под руководством и при поддержке страшего наставника);
-«гражданин школы» (юный человек, принимающий или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);
– « гражданин общества» (юный человек, принимающий или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества). Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом: – позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;
– позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско- взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;
– позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.
Таким образом, мы имеем три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:
- учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);
- общественная среда учреждения (сфера клубности);
- внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).
Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс, основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.
Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев- клубов краеведческой , военно-патриотической направленности и туристского-краеведческих экспедиций.
Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско- краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений ( организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.
В развитии третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного социализационного пространства – наибольший вклад могут внести технологии социально – образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности. Итак, для достижения первого уровня воспитательных результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями ( в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
– в воспитании патриотизма педагог делает ставку не на становление у ребенка нерефлексивной гордости за « свое» или своеобразной избирательной гордости за страну (гордость только за успехи и достижения), а стремится воспитать целостное принятие и понимание прошлого, настоящего и будущего Казахстана со всеми неудачами и успехами, тревогами и надеждами;
– педагог работает с толерантностью не как с политкорректностью ( модным поветрием современной западной цивилизации) а как с практикой понимания, признания и принятия представителей других культур.
-педагог не ограничивается коммуникацией с воспитанниками в защищенной, дружественной среде класса и школы, но выводит их в пространство общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии для людей и на людях, которые не является «ближним кругом» и вовсе не обязательно положительно настроены к нему, молодой человек действительно становится ( а не просто узнает о том, как стать) общественным деятелем, свободным человеком, гражданином страны.
Несмотря на то что в гражданском воспитании доминирует социальный аспект, выражающийся в большей степени в правовой сфере, а в патриотическом – социальное начало определяется духовно- нравственной сущностью человека, в последние годы наблюдается тенденция сближения этих важнейших направлений воспитания именно на основе их ярко выраженного социального характера, ибо истинную гражданственность личности характеризует высокой уровень сформированности у нее патриотизма (служение своему народу на основе любви и верности к Родине), а истинный патриотизм выражается в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, соцальной активности, политической и правовой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
- Калмырзаев А.Казахстанский патриотизм, размышления политолога о свободе, демократии и национальных ценностях в условиях независимости. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003ж. -286с
- Бижанов А., Касенов У., Жусупов С., Дьяченко С., Абдыгалиев Б., Ешанов Д., Мусин О., Карымсаков Е. Казахстанский патриотизм как ведущий фактор консолидации общества на этапе становления и развития Республики Казахстан как суверного государства. Алматы, 1996г – 88с
- Бижанов А. Казахстанский патриотизмы и решения // Казахстанский патриотизм : Проблемы становления . – Алматы, 1997.47-56с
- Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педогогика, №4, 202№-39-44с
- Бондаревская Е.В. Ценностые основания личностно – орентированного воспитание // Педагогика, №4 1999. 117-121с
- Джилкишиева М.С. Гражданско – патриотической воспитание в контексте новых педагогических тенденций. Учебное пособие. – Тараз: Университет «Аулие – Ата «, 2007.186с