Технология учебного сотрудничества на уроках в начальной школе в свете обновления образования


 Голова Инна Алексеевна
 Учитель начальных классов
 г. Караганда КГУ «СОШ № 60»

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские. [1]

В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Одно из относящихся к общему среднему образованию: поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел» включают в себя сотрудничество: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы, что позволит достичь функциональной грамотности.

«Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле».[2] Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.

Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком.

Суть нового инди­видуального подхода в следующем:

•  отказ от ориентировки на среднего ученика;

•  поиск лучших качеств личности;

•  опора на те возможности, которыми ученик располагает;

•  создание для личности ситуации успеха, одобрения, под­держки, с тем чтобы школьная жизнедеятельность, учеба прино­сили ребенку радость;

•  исключение прямого принуждения, а также акцентов на от­ставание и другие недостатки ребенка;

• предоставление возможности ребенку реализовывать себя
в положительной деятельности.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

I. Обучение в команде. Этот вариант уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом.Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

1. Индивидуальную ответственность каждого ученика означает, что

успех или не успех команды зависит от удач или не удач каждого ее члена.

2. Равные возможности каждого ученика в достижении успеха, каждый ученик приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды.

II. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

III. Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. Акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, которые работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика, развивает коммуникативность.

Основные идеи всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.

Кроме всего прочего, работа в группах, на мой взгляд, позволяет детям учиться разговаривать с людьми. Ни для кого не секрет, что дети плохо разговаривают на уроках, не умеют  высказывать свои мысли. Но во время перемен, в свободное от уроков время, разговаривая между собой, они применяют сложнейшие обороты. Почему они так не говорят на уроках? Без хорошо развитой речи, без активного общения их с учителем, очень трудно влиять на процесс развития мыслительной деятельности. Я пришла к выводу, что они не говорят потому, что не могут преодолеть боязнь перед учителем, стесняются одноклассников. Для себя я установила правила: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика. Со временем я стала использовать на своих уроках технологию обучения в сотрудничестве.

В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Исследования по проблеме учебного сотрудничества показали, что его организация способствует развитию личностных качеств, позволяющих детям эффективно взаимодействовать не только в учебной деятельности: осмысление себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; умение терпимо относится к чужому мнению.

Также сотрудничество учащихся в процессе обучения способствует более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Об образовании в Республике Казахстан, Закон Республики Казахстан ст.3./ Принципы государственной политики в области образования. – п 9.-1999.

2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.–М., ОНИКС.Мир и образование, 2005

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. –М., Просвещение, 1991

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *