Открытый урок на тему: «Многообразие животных»


Жиганбаева Валентина Радиковна
Учитель
КГУ «Волховская СОШ»

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животного мира.

Задачи:

·        предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира;

·        развивать познавательные интересы учащихся, наблюдательность, внимание, творческие способности, устную речь.

·        воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.

Оборудование: учебник “Познание мира”, 3 кл., авторы К.Жунусова, А. Бирмагамбетов,  К. Аймагамбетова, компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по теме “Многообразие животных”, компьютер, мультимедийный проектор с экраном, карточки, кластер.

Тип урока: комбинированный

Ход  урока.

1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “5”.

– Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

– Что нужно делать, чтобы урок был именно таким?

– А для этого нам просто необходимо  хорошее настроение.

 

 

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.  (Минутка создания настроения)

 

2. Проверка домашнего задания – карточка.

К предложенным группам растений привести несколько примеров и записать их.

Теплолюбивые –

Холодостойкие –

Засухоустойчивые –

Теневыносливые –

Влаголюбивые –

 

3. Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации.

– мы уже покинули с вами царство растений и перешли  к теме, а к какой вы сейчас должны отгадать.

Они мычат, они рычат,

Они кричат и лают.

Всех нюхают, кусают, жалят

И в общем все их знают.

И вообще они нужны

На нашем белом свете

И точно так как у людей

У них бывают дети.

– О ком  идет речь?

 

4. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.

– Тема нашего урока – «Многообразие животных».  На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.

Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.

Эпиграф урока (на доске)

“Главное богатство природы – её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным”.

Николай Сладков

– Ребята, существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет, тогда я вам дам подсказку: во многих городах есть парки, где собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за парк? (зоопарк) Из каких двух частей состоит слово «зоопарк»?

– Зоо… (от греч. zoon — животное, живое существо), часть сложных слов, указывающая на отношение к животному миру. Приведите пример слова, в котором есть такая часть. (зоомагазин)

– Если перевести слово –УЧЕНИЕ- с русского языка на греческий язык, то получим слово lógos (от греч. lógos — слово, учение), часть сложных слов, означающая: учение, знание.

– Соединим 2 части в одно слово, что получим? (зоология)

– Действительно, наука о животных называется – ЗООЛОГИЯ. Это еще один раздел биологии (учения о живой природе)

– А чем занимаются ученые в этой науке? (рассматривают, исследуют, изучают животных)

– Всего на Земле обитает около 2 миллионов видов животных. Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения, и  каждый животный издает свой      определенный звук по которым мы можем узнать их, вы можете просмотреть видеоролик и послушать какие звуки издают эти животные.(Видеоролик)

– Ребята, вы уже знаете, что животные делятся на домашних и диких. Сейчас мы с вами поделимся на 2 группы, первая группа запишет всех домашних животных которых знают, а вторая всех диких животных. Выберем спикеров команд, которые в конце задания, зачитают результаты.

– Сегодня я вас познакомлю с новой классификацией животных.

– К каждому типу ученые относят свои группы животных. Давайте подробнее познакомимся с этими группами и с их представителями, выделяя основные признаки в каждой группе.

– Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.

Загадка:   На узкой дорожке

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет? (Улитка)

 

– Моллюски обитают в воде, но есть и сухопутные. У моллюсков мускулистое мягкое тело, обычно состоит из головы, туловища, ног и часто защищено известковой раковиной. К этой группе животных относятся двухстворчатые моллюски (ребята часто называют их ракушками) улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы.

– Где мы можем встретиться с моллюсками?

(Ответы учащихся: на водоемах, можно увидеть в аквариуме и т.д

– Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы.

 

– Давайте подберем ключ к следующей группе.

Загадка:  Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк. (Паук)

– Паукообразные – это пауки, скорпионы, клещи. У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Все они имеют 4 пары ног и питаются другими насекомыми. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготавливали перчатки.

– Следующий ключ.

Загадка:  Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– К какой группе относится бабочка?

– Насекомые – самые многочисленные обитатели нашей планеты. На теле любого насекомого вы увидите насечки. Отсюда и произошло название насекомые. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко.  У всех насекомых 6 ног. Поэтому их называют еще шестиногими. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают “музыкальным” слухом и тонким обонянием.

– Знакомимся с представителем следующей группы:

Загадка:  Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка,

Кто это? (Лягушка)

– Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. Второе их название –амфибии.  У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска.

Загадка:  Она, как змейка,

В траве мелькнет,

Хвостом виляет.

Хвост оборвет –

Другой наживет. (Ящерица)

– К пресмыкающимся относятся животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.  Другое их название – рептилии. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Загадка:  В воде – жива,

На суше – мертва. (Рыба)

– Рыбы – животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют “обтекаемую” форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

Загадка:  Кто так заливисто поет,

О том, что солнышко встает?  (Петух)

– Это животные, тело которых покрыто перьями. Они служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Передние конечности превратились в крылья.  Почти все птицы умеют летать. Размножаются, откладывая яйца, а потом неотлучно насиживают их, согревая своим телом. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

 

Физминутка

Загадка:  Какая коняшка

Ходит в тельняшке? (Зебра)

– Млекопитающих называют молочными братьями человека. Почему?

– Все они рождают своих детенышей и вскармливают их молоком. У млекопитающих хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.

 

– Подведём итог. Составление кластера

-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились?

– Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?

5. Закрепление нового материала.

Чтение материала учебника стр.136-137

– Какая наука изучает животных?

– На какие группы делятся животные?

– Приведи примеры позвоночных и беспозвоночных животных.

– У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку №1. На ней дан текст с отличительными признаками всех животных, ваша задача найти и подчеркнуть только  предложение, которое относится к вашей группе.

 

Карточка №1.

 

1.Имеют 3 пары ног, тело состоит из головы, груди, брюшка и 1 пары усиков.

(насекомые)

2.Тело покрыто чешуей и слизью, дышат через жабры кислородом, растворенным в воде.

(рыбы)

3.Часть жизни они проводят в воде, а часть – на суше. Тело покрыто голой кожей, которая участвует в дыхании.

(земноводные)

4.Тело покрыто кожей с сухими чешуйками, щитками или панцирем, все они ползают по земле.

(пресмыкающиеся)

5. Тело покрыто перьями, 2 ноги и пара крыльев.

(птицы)

6.Тело покрыто шерстью. Они умеют сохранять тепло, даже если вокруг холодно. Выкармливают своих детенышей молоком.

(млекопитающие)

 

–  Молодцы, ребята! А сейчас новые задания, для выполнения их вам понадобятся ваши знания.

– Берем карточку №2,читаем задания, выполняем их, готовимся отвечать.

Карточка № 2

Найди лишнее земноводное, подчеркни его.

а) Саламандра, лягушка, черепаха

б) Тритон, ящерица, жаба
 

Карточка № 2

Выбери верное рассуждение и подчеркни его.

а) Птенцы у птиц выводятся из яиц. Ящерицы тоже появляются из яиц. Значит, ящерицы – птицы, (Неверно)

б) У млекопитающих 2 пары ног. У ящерицы тоже 4 ноги. Значит, она млекопитающее. (Неверно).

в) Тело ящерицы покрыто роговыми чешуйками. Выводятся ящерицы из яиц. Ящерица-пресмыкающееся. (Верно)
Работа с рис. на с. 137

Отгадывание ребусов о животных.

Игра «Верно-неверно»

1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит молоко. (–)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (–)
7. Паук – это насекомое. (–)
8. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
9. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)
10. У пингвина есть клюв и перья, но он не умеет летать. Значит, он не птица. (–)
11. Закрасьте брюшко муравья желтым карандашом, голову – красным, грудь – синим.

6. Обобщение и систематизация знаний и умений.

С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например: кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте.  Кошку почитали как олицетворение богини луны Баст (ее называли также Бубастис или Бастет). Баст одновременно была и богиней любви, радости, плодородия и материнства.

Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных.

Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности.     Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их.

Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру!

7. Подведение итога урока.

– Какая наука изучает животных?

– На какие группы делятся животные.

8. Рефлексия учащихся (если урок понравился, поднимите красный квадрат, если нет – синий)

9. Задание на дом: раскрасить рис., подготовить рассказ о животном, загадки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *