Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов


Попок Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Новомарковская средняя школа им. Б. Жахина

В настоящее время перед учителем стоит задача не только дать определённые знания учащимся, но и научить получать знания самостоятельно. То есть на первое место выдвигается задача развитие познавательной активности учащихся, вовлечение детей в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие  творческой личности.

Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей, активизируются познавательные процессы детей, и учитывая физиологические способности данного возраста и необходимые методические приёмы можно достигнуть заметных результатов. На мой взгляд, исследователь­ская деятельность является одним из таких приёмов.

Для начала разберемся, что же такое исследователь­ская деятельность и как она может протекать у детей младшего школьного возраста.

Итак, исследовательской деятельностью можно наз­вать деятельность, направленную на получение и при­менение новых знаний.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Если учесть, что каждый ребенок от природы любопытен и именно в младшем школьном возрасте развиваются познавательные процессы, то при грамотном подходе можно данную ситуацию использо­вать для активизации познания, создать условия, чтобы развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. Познавательные про­цессы включают в себя восприятие, внимание, вообра­жение, память, мышление, речь. Все познавательные процессы составляют единую, так называемую интел­лектуальную систему, которая и обеспечивает воспри­ятие, понимание, осмысление и применение новых знаний

Дети приходят в школу с хорошо развитыми про­цессами восприятия (зрение, слух),  но  восприятие  характеризуется непроизвольностью. Они воспринима­ют в целом, не умея выделять существенные детали. Но при накоплении знаний и умелом подходе уже к 3 классу дети обучаются произвольному   воспри­ятию. Они уже умеют сравнивать по разным признакам, выделяют главное и т.д.

Память в данном возрасте также можно назвать не­произвольной. Дети лучше запоминают, то с чем активно поработали и то, что вызвало их интерес. Но с накоплением знаний, жизненного опыта у детей разви­вается произвольный вид памяти. При помощи взрослого ребенок овладевает более рациональными приёмами запоминания. Также необходимо отметить, что дети луч­ше запоминают наглядный материал, нежели словес­ный. Это напрямую связано с мышлением, т.к. в данном возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. В процессе обучения мышление ребёнка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому.  Умственные способности детей, их познавательная активность имеет большие резервы и их необходимо развивать. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности маленького школьника. Необходимо дать возможность ученику приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.

Для решения этой задачи большое место отводится профессионализму учителя. А для этого учителю необходимо:

– уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

– уметь проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения;

– устанавливать и поддерживать эмоциональный настрой учащихся, направляя их на поиск;

– уметь интегрировать содержание различных предметов для достижения поставленной цели.

В Конвенции о правах ребёнка говорится: «… образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; …»

Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включён. Перед учителем стоит задача не только дать определённые знания учащимся, но и научить самостоятельно получать знания.  Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.

Исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).

Родители, педагоги часто ограничивают исследовательскую активность малыша. Для этого придумано много приёмов и запретов. В первую очередь это многочисленные запреты: « не лезь», «не тронь», «отстань, тебе ещё рано думать об этом».

Исследовательская практика – не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

 

Основные подходы к организации исследовательской деятельности.

В настоящее время сформировались несколько видов исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеурочное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.

Идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение. При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога.

Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для решения исследовательских задач?              К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.

Упражнения для развития   исследовательского поведения

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.

Приведу примерные задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему. Данные упражнения, я использовала в своей работе, которые дали положительный результат.

Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», «Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».

Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении «Посмотрите на мир чужими глазами» детям читался неоконченный рассказ. Например, «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими   способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных заданий можно придумать много, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованными и отвечали смело. На первых порах следует воздержаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Вначале ответы детей однотипны. В дальнейшем, упражнения подобного рода, позволят развить у детей эти способности.

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: представьте, что вы на какое-то время стали столом в классе, камушком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей жизни.

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые оригинальные ответы, отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, свидетельствующий о глубине проникновения ребёнком в новый непривычный для него образ. На основе игры «Волшебные превращения» можно провести мысленный эксперимент.

Например, при изучении как стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды, предлагаю детям выбрать кого-либо, кто возьмёт на себя роль Огня. Остальные дети становятся капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно, превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.

Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность, смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – предвидение событий. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше». Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска на свои собственные вопросы.

Выдвижение гипотез, предположений – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск, прогресс любой творческой деятельности.  Первое, что заставляет гипотезу появиться на свет – это проблема. Гипотезы возникают, как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?» На уроках по окружающему миру в 1классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например, «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

При обучении детей строить предположения, учила их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими –  Верно ли, что … ; Надо ли создавать…; Должен ли… ., восполняющими – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?. Для развития умения задавать вопросы используются различные упражнения: задавать вопросы, тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок.

Для развития умения задавать вопросы использовались следующие задания, например, «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы о предмете, ребёнок отвечает «да», «нет». Один из детей загадывает слово, называет только первый его звук. Также можно применять игру «Угадай, о чём спросили?». Не читая вопроса вслух, ребёнок громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.

В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми, и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Очень важным, считаю этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

С целью активизации познавательной деятельностью на уроках – исследованиях, рекомендую использовать:

– загадки, ребусы, шарады, логические задания и задания на развитие творческих способностей;

– игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.).

– игр-исследований, фантастических исследований.

– связи с литературным сказочным материалом Знайкой и Незнайкой.

Творческие принципы такого урока-исследования:

1.Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

2.Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.

3.Развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.

Работа с детьми младшего школьного возраста над исследованием достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учащихся постепенно, тщательно продумывая каждый этап. В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу творчества и тогда результат будет закономерен.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *