Современные информационные технологии в образовательной деятельности
Петрова Наталия Ивановна
методист
ГККП «Детский сад №6 «Солнышко» ОО г. Степногорск поселок Шантобе
Делать по – новому то, что делали всегда.
Делать то, что без компьютера делать очень сложно.
Делать то, что не делали раньше.
Мир, в котором развиваются современные дети, контрастен от мира, в котором выросли их родители. Это представляет качественно новые потребности к дошкольному воспитанию как первому элементу непрерывного образования: образования с применением современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Сегодня абсолютно понятно, что настоящий мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее непременно потребует от нынешних педагогов огромного фонда разных сведений, охватывая и знания информационных технологий. Информационные технологии открывают дошкольному воспитанию огромные тенденции.
Информатизация управления дошкольным образованием предполагает совершенствование системы информационного обеспечения на основе рационального использования информационных ресурсов и технологий. Эффективность данного процесса во многом зависит от уровня ИКТ- компетентности педагогов дошкольного профиля. Следовательно, необходимо определить ее сущность и содержание.
Как известно, категория «компетентность» (от лат. – соответствующий, подходящий, способный) объединяет знания, умения и опыт в какой-либо области, а также личностные возможности индивида, позволяющие ему решать установленный круг задач.
К составляющим профессиональной компетентности относят:
· положительное отношение к специальности
· черты характера, темперамент, мотивацию, адекватные требованиям деятельности;
· необходимые знания, базисные умения и навыки;
· устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, эмоциональные и волевые процессы.
Что дает использование ИКТ:
рост профессиональной ИТ- компетенции педагога в условиях информатизации современного образования;
преобразование контента обучения педагогов на рабочих местах;
организация благоприятных условий для применения современных информационных технологий в практику педагогов;
увеличение интереса педагогических работников к применению ИТ в образовательном процессе ДОО.
С каждым годом современные информационные технологии вступают в нашу жизнь. Дошкольное образовательное учреждение- носитель культуры и знаний, не может находиться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОО для повышения эффективности образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании помогает повысить творческий потенциал педагога и положительно влияет на развитие дошкольников.
Организованная учебная деятельность в детском саду имеет свою особенность, она должна быть эмоциональная, яркая, с привлечением большого наглядного материала, с использованием технических средств обучения. Это обеспечивает нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не вытеснять его. Несомненно, дошкольный возраст – это неповторимая пора для развития личности. Именно в это время формируются понятия ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер обладает огромными игровыми и обучающими возможностями, оказывает большое влияние на ребёнка. Но важно целесообразно организовать взаимодействие педагога, ребёнка и компьютера для достижения благоприятного результата. Для повышения мотивации детей к обучению надо правильно подбирать задания и видеоматериалы. Сначала ребенок проявляет интерес к игровой деятельности на ПК, а затем и учебной. Это увлечение и лежит в основе становления таких важных конструкций, как познавательный стимул, произвольные память и внимание, развития логического мышления.
Перед тем, как начать использовать в своей работе данное оборудование, воспитатели разрабатывают технологическую карту ОУД так, чтобы занятие было увлекательным для детей. Используя интерактивную доску педагоги применяют различные виды обучения: наглядные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Никакое другое оборудование не допускает таких умений.
Основная задача перед внедрением информационных и коммуникационных технологий является адаптирование детей к жизни в современном социуме.
Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, причиной интеллектуального развития, создавая основу для появления нового типа мышления. Силой использования компьютерных технологий является поисковая и созидательная работа воспитателя и воспитанников. Соответственно, модифицируется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть информатором, а превращается в участника, помощника.
От умения рационального использования компьютеризации в образовательном процессе дошкольного обучения зависит результативность применяемых педагогических программных средств,
· Текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии)
· Табличная (мониторинг, алгоритмические и, дифференциальные таблицы)
· Графическая (диагностический материал)
· Звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания)
· Видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы)
· Анимация
· Картинки
· Фотографии
· Слайд-шоу
Информационно- компьютерные технологии используются и в методической работе ДОО, а так же как сотрудничество с родителями, общественностью.
· включать пассивных слушателей в активную деятельность;
· делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
· формировать информационную культуру у детей;
· активизировать познавательный процесс;
· дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе.
Преимущество компьютерной формы обучения от традиционной
· вызывает у детей интерес;
· возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
· активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
· Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
· позволяет моделировать ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.
· занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые преимущества применения педагогических приемов в традиционной обучающей методике:
1. Выделять информацию разного уровня сложности: отдельному ребенку можно всегда предложить упражнение, соответствующее его возможностям и задачам обучения.
2. Во время занятия на компьютере можно изменить степень трудности, характер задания, нормальному потенциалу самого «сложного» ребенка.
3. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили второе развитие.
4. Сложное программное обеспечение имеет простое руководство.
Использование ИКТ в методической работе ДОО.
1.Поисковые системы Интернет обеспечивают педагогам возможность найти практически любой наглядный материал.
2. Использование компьютера для ведения документации.
Использование ИКТ в работе с родителями.
Наличие у детского сада собственного сайта оказывает родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, о проводимых мероприятиях.
Ошибки при использовании ИКТ:
· недостаточная методическая подготовленность педагога;
· неверное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
· бесплановость, случайность применения ИКТ;
· перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ прочно входит в жизнь человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению молодого поколения, реализации новых подходов, способствующих не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Литература
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». «Дошкольное воспитание», 1991, № 5.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.
3. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». «Дошкольное воспитание», 2000, № 11.
4. Новоселова С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» М.: Новая школа,