Использование инновационных технологии на занятиях по биологии
Абылхалимова Аяулым Сериковна
преподаватель естественных дисциплин КГКП “Есильский сельскохозяйственный колледж им. Ж.Кизатова”
Аннотация
“Только те народы, которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями”
Н.А.Назарбаев.
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного учреждения образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.
В одном из «Посланий Президента РК Назарбаева Н.А. к народу» и Государственной программе развития профессионального и технического образования(далее ТиПО) в РК, говорилось о направлениях в развитии профессионально-технического образования в Республике Казахстан на современном этапе. Актуальность этой проблемы очень важна и интересна для нас, специалистов ТиПО. Наша главная цель:
модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство.
Какие же первоочередные задачи стоят перед организациями ТиПО?
Прежде всего – это обновление структуры содержания с учетом запросов индустриально-инновационного развития рыночной экономики; далее развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики; и последнее – повышение престижа обучения.
Что же такое инновации? Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий для достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым для вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. В своих выступлениях Глава государства подчеркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации. «Наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», – говорил Президент.
Поэтому, в настоящее время, перед педагогами стоит задача, качественно выполнять свою работу. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Информационные и коммуникационные технологии, входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом. Это возможно только при важном условии: педагог, владеющий ИКТ – компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения студентом профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студента: активность педагога уступает место активности студентов, задачей педагога становится создание условии для инициативы. Интерактивные методы и приемы можно применять на всех этапах урока и по всем дисциплинам, многие из них универсальны.
Применение ИКТ на занятиях является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации студентов к изучению предмета. Поэтому необходимо как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов.
И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
· технологии дифференциации и индивидуализации;
· проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
· технологии проблемного обучения;
· интерактивные технологии;
• информационные технологии:
1. мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
2. уроки на основе электронных учебников;
3. презентации.
На своих уроках я использую почти все перечисленные технологии. Техническая база нашего колледжа мне этого позволяет. Наш колледж оснащен мультимедийными досками, микроскопами, как ученическими, так и электронными, различными готовыми микропрепаратами, реактивами и оборудованием для различных лабораторных работ, видеофильмами, массой плакатов. Все это помогает мне разнообразить занятия, сделать работу качественной и достичь поставленной цели. А цель моя – донести информацию, активизируя деятельность студентов в ходе занятия, используя весь арсенал педагогических приемов и средств, приближая изучаемые темы к реальной профессиональной деятельности.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в обычной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью инновационных технологий. На теоретических занятиях очень удобно пользоваться мультимедийной доской, показывая видеофильмы , презентации, слайды. Для меня это наиболее эффективные формы представления нового материала, которые можно применить практически на всех этапах занятий.
Например, при изучении темы “Клетка животного” и “Клетка растений” использование видеоматериалов и презентации очень удобно, студенты на ярком и красочном видеоматериале видят главные отличия и сходства этих клеток.
Информационные технологии позволяют показать сложные биологические процессы, которые протекают в живой природе. Например, в природе мы не можем наблюдать явления фотосинтеза, что становится доступно с применением элементов ИКТ.
Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.
Известно, что современные технологии должны быть регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье студента, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия нового материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии . Я часто провожу для студентов “минуты релаксации”, это негромкая классическая и релаксирующая музыка с записью живой и неживой природы, которая позволяет снять напряжение и сосредоточиться.
Программный материал представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания новой темы. Электронные справочники, энциклопедии являются неоценимым помощником для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов, докладов и проектов.
Лабораторные занятия очень важны в изучении биологии. Почти каждая тема закрепляется практической и лабораторной работой. Например, при изучений темы “Простейшие” можно воспользоваться видео материалами, но я предпочитаю работу студентов. Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда студенты всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения практических навыков. При помощи электронных микроскопов и готовых микропрепаратов и различных реактивов студенты воочию могут ознакомиться с особенностями строения клетки инфузории туфельки и т.д.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их. Поэтому необходимо комплексное использование средств обучения. Использование инновационных технологий на занятиях биологии это средство повышения эффективности образовательного процесса.
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.
Список использованной литературы:
1. Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 1/2013 г, стр.77
2. Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 1/2015 г, стр.43
3. Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 2(25)/2016 г, стр.3
4. http://ru.convdocs.org/docs/index-204411.html?page=3
5. https://infourok.ru/primenenie-innovacionnih-tehnologiy-na-urokah-biologii-443555.html