Использование инновационных технологии на занятиях по биологии


Абылхалимова Аяулым Сериковна
преподаватель естественных дисциплин КГКП “Есильский сельскохозяйственный колледж им. Ж.Кизатова”

 

Аннотация

“Только те народы, которым удастся опередить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями”

Н.А.Назарбаев.
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного учреждения образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

В одном из   «Посланий Президента  РК Назарбаева Н.А. к народу» и Государственной  программе развития  профессионального и технического  образования(далее ТиПО) в РК,  говорилось о направлениях в развитии профессионально-технического образования в Республике Казахстан на современном этапе. Актуальность этой  проблемы очень важна и  интересна  для нас, специалистов   ТиПО.  Наша главная цель:

модернизация  системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство.

Какие  же первоочередные  задачи стоят перед организациями ТиПО?

Прежде  всего – это обновление структуры содержания с учетом запросов индустриально-инновационного развития  рыночной экономики;   далее развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;   и последнее – повышение престижа обучения.

Что же такое инновации? Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий для достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым для вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. В своих выступлениях Глава государства подчеркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации. «Наша задача – изменить отношение казахстанцев  и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», – говорил Президент.

Поэтому, в настоящее время, перед педагогами стоит задача, качественно выполнять свою работу. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать их интеллектуальные, творческие способности,  умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Информационные и коммуникационные технологии,  входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению задачи подготовки личности, востребованной обществом. Это возможно только при важном условии:  педагог, владеющий ИКТ – компетенциями организует учебную деятельность учащегося и управляет ею. Основная роль педагога для успешного решения образовательных задач, овладения студентом профессиональными знаниями сводится к созданию необходимых условий для достижения поставленной цели.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студента: активность педагога уступает место активности студентов, задачей педагога становится создание условии для инициативы. Интерактивные методы и приемы можно применять на  всех этапах урока и по всем дисциплинам, многие из них универсальны.

Применение ИКТ на занятиях является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации студентов к изучению предмета. Поэтому необходимо как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов.

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

·        технологии дифференциации и индивидуализации;

·        проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

·        технологии проблемного обучения;

·        интерактивные технологии;

• информационные технологии:

1.     мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

2.     уроки на основе электронных учебников;

3.     презентации.

На своих уроках я использую почти все перечисленные технологии. Техническая база нашего колледжа мне этого позволяет. Наш колледж оснащен мультимедийными досками, микроскопами, как ученическими, так и электронными, различными готовыми микропрепаратами, реактивами и оборудованием для различных лабораторных работ, видеофильмами, массой плакатов.  Все это помогает мне разнообразить занятия, сделать работу качественной и достичь поставленной цели. А цель моя – донести  информацию, активизируя деятельность студентов в ходе занятия, используя весь арсенал педагогических приемов и средств, приближая изучаемые темы к реальной профессиональной деятельности.

Использование ИКТ на уроках  биологии позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в обычной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью инновационных технологий. На теоретических занятиях очень удобно пользоваться  мультимедийной доской, показывая видеофильмы , презентации, слайды. Для меня это  наиболее эффективные формы представления нового материала, которые можно применить практически на всех этапах занятий.

Например, при изучении темы “Клетка животного” и “Клетка растений”  использование видеоматериалов и презентации очень удобно, студенты на ярком и красочном видеоматериале видят главные отличия и сходства этих клеток.

Информационные технологии позволяют  показать сложные биологические процессы, которые протекают в живой природе. Например, в природе мы не можем наблюдать явления  фотосинтеза, что становится доступно  с применением элементов  ИКТ.

Также при изучении биологии большую помощь оказывает применение электронных и информационных ресурсов с аудиоинформацией записи звуков живой и неживой природы.

Известно, что  современные технологии должны быть  регламентированы гигиеническими нормами. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье студента, возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия нового материала, отвлечению внимания и привыканию. Поэтому важно использовать здоровьесберегающие технологии . Я часто провожу для студентов “минуты релаксации”, это  негромкая классическая и релаксирующая музыка с записью живой и неживой природы, которая позволяет  снять напряжение и  сосредоточиться.

Программный материал представленный в виде учебных фильмов, слайдов с анимацией и звуковым сопровождением облегчает процесс усвоения и запоминания новой темы. Электронные справочники, энциклопедии являются  неоценимым помощником для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов, докладов и проектов.

Лабораторные занятия очень важны в изучении биологии. Почти каждая тема закрепляется практической и лабораторной работой. Например, при изучений темы “Простейшие” можно воспользоваться видео материалами, но я предпочитаю работу студентов.  Виртуальные лабораторные работы создают условия моделирования, но они не могут заменить реальность настоящих лабораторных и практических работ, когда студенты всё выполняют своими руками, всё наблюдают своими глазами. Кроме того, виртуальные лабораторные работы не дают возможность приобретения практических навыков. При помощи электронных микроскопов и готовых микропрепаратов и различных реактивов студенты воочию могут ознакомиться с особенностями строения клетки инфузории туфельки и т.д.

Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их.  Поэтому необходимо комплексное использование  средств обучения. Использование инновационных технологий на занятиях биологии это  средство повышения эффективности образовательного процесса.

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя.  Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.

 

 

Список использованной литературы:

1.     Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 1/2013 г, стр.77

2.     Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 1/2015 г, стр.43

3.     Техническое и профессиональное образование (информационно-методический журнал) № 2(25)/2016 г, стр.3

4.     http://ru.convdocs.org/docs/index-204411.html?page=3

5.     https://infourok.ru/primenenie-innovacionnih-tehnologiy-na-urokah-biologii-443555.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *