Статья “Целеполагание в современном дошкольном образовании”


ГККП «Детский сад №4 «Буратино» при отделе образования г. Степногорска»

Третяк Н.Ю., методист ДС № 4 “Буратино”
Кривенко Т.И. заведующая ДС № 4 “Буратино”

 Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает.

Так поставим перед собою цель — высшее благо, чтобы

стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле,

в каждом слове.

Луций Анней Сенека (Младший)

Новый проект ГОСО, а вернее, новый взгляд на образование, поставили перед детским садом инновационные задачи. На смену традиционной системе образования приходит личностно – ориентированное обучение, самостоятельный выбор педагогических технологий. Конечно, не все самостоятельно могут определить и сформулировать личные цели обучения, наметить собственный образовательный путь. Мы поставили перед собой задачу – разобраться с технологией  целеполагания, понимать, как правильно и грамотно формулировать цели и задачи.

Целеполагание — основополагающий этап в проектировании педагогического процесса.

Педагогами нашего детского сада ставится комплексный процесс формирования цели.

В зависимости от одной из 5 образовательных областей, он начинается с мониторинга индикаторов развития, наблюдения развития личностных качеств. Выявление проблемных зон в каждой конкретной области – вот первая задача.

Результаты мониторинга проблемных зон позволяют наметить направление работы педагогов детского сада над будущей образовательной деятельностью. Чтобы обеспечить высокую результативность работы определяются ее цели.

Для максимально точного определения и формулирования цели используются специальные методы или техники постановки цели. Итогом комплексного процесса целеполагания являются сформулированные цели развития, социализации, обучения и воспитания ребенка.

Когда цели поставлены можно переходить к их реализации, т.е., проектированию того пути, по которому пойдет образовательный процесс.

Целеполагание в своей основе содержит три составляющих – смыслообразующую, содержательную и техническую. Первая отвечает на вопрос «Зачем?» вторая на вопрос «Что?» и третья на вопрос «Как?»

Во-первых, мы определяем те образовательные направления, для которых и будет осуществляться конкретная образовательная деятельность. Отвечая на второй вопрос, мы намечаем компетентность, развитие которой  определяется данной целью, а, в третьих, мы определяем подходящую технологию для достижения данной цели.

В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».

Цель необходимо определить и сформулировать так, чтобы она была понятна и конкретизирована. В определении цели педагоги четко определяют, что именно  они хотят получить – не используя термины работы, но описывая конкретный результат.
Для лучшего понимания того, что представляет собой цель, дадим характеристику ее с позиции ключевых критериев.

Цель – это:

  1. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей.Например: «Присвоение высшей категории воспитателя детского сада» .
  2. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например:«Получение Грант-При в профессиональном конкурсе педагогов «Үздік педагог 2013 ».
  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать.Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 20000 тенге».
  4. То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы.Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной проверки за этот год».
  5. То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. Например: «Отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Борового в июле 2013 года».

Рассматривая примеры, мы приходим к выводу – цель – это осмысленная деятельность, которая является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.

Нужно ли ставить цели в дошкольной педагогике?

Риторический вопрос. Педагогический процесс всегда целенаправленный. Педагог дошкольного учреждения управляет не только образовательным процессом, но и конкретно детским коллективом, их деятельностью, естественно, совершенно точно знает, куда, к каким целям приведет его образовательная траектория. Без точного представления о цели нельзя развить достаточно высокие образовательные компетентности.

Для чего педагог детского сада определяет цели?

  1. Определяются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
  2. Определяются направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
  3. Определяются необходимые технологии и парадигма обучения.
  4. Подбираются индикаторы, показывающие результативность образовательной деятельности.
  5. Цель является фактором, способным дать педагогу удовольствие от выполняемой деятельности и повышению своей педагогической компетентности.

Как же грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям? Педагоги нашего детского сада используют технику  или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющую, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Давайте на примерах рассмотрим применение критериев умной цели.

S – конкретность в формулировке цели. С помощью этого критерия необходимо отразить в формулировке цели, что именно вы хотите достичь: например «Научу детей предшколы читать за месяц, используя кубики Зайцева», «Куплю подарок ветерану педагогического труда в субботу вечером».

М – измеримость цели, т.е., введение количественных показателей в формулировку цели. Например, «Прочитаю доклад на конференции ровно за 7 минут», «В Учительском журнале  педагоги нашего сада разместят 7 статей». Достижение любой их этих целей очень легко проверить, сравнив достигнутые показатели с указанными в формулировке.

А – достижимость, реальность цели. «Старшая группа № 3 повысит высокий уровень компетенции в образовательной области «Творчество» на 12% », «В летний период утреннюю гимнастику будем проводить на свежем воздухе»  Для достижения этих целей есть необходимые ресурсы, а существующие условия реально позволяют достичь этих целей.

R – то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным . Например «Добавлю в цели моих занятий метапредметные связи», «В выходной схожу с ребенком в кино». Цель может быть маленькая, но даже в этом случае, надо задуматься о ее соответствии удовлетворяемым потребностям.

Т – вводя в цель показатели времени, Вы обеспечиваете проверяемость цели еще по одному критерию: «Напишу планы до 11 часов вечера»,  «Переформулирую цели в конспектах моих занятий к маю 2013 года». Казалось бы, простой критерий, но редко используется, хотя имеет очень большое значение. Отсутствие данного критерия позволяет достигать цель бесконечно долго, без всяких гарантий когда-нибудь ее достичь.

Метод умных целей позволил принципиально изменить постановки целей  деятельности наших педагогов, наполнил их не только новым содержанием, но  новой мотивацией. Мы желали бы, чтобы и ваши цели стали настоящими магнитами, притягивающими успех, формулируйте их с помощью метода smart, задумывайтесь об индикаторах, доказывающих достижение ваших целей.

Неконкретные формулировки результатов нашей работы затрудняют понимание того, что надо сделать. Неточные, запутанные задачи, недостаточно ясное понимание целей вызывает безразличное отношение к работе, мешают созданию педагогической траектории образовательной деятельности.

Понятность действий обеспечивает Точность формулировок .

Точность формулировок определяет Ясность мысли .

Если ваша цель — отработать смену, приготовить дома ужин и посмотреть любимый сериал, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью прочитать о Марии Монтессори и открыть группу по ее принципиальной технологии, добьетесь поддержки городского отдела образования, то достигнете и этого.

Цели — искра в салюте достижений. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на камни. Человек, имеющий цель, подобен кораблю со штурвалом, направляемому капитаном с помощью карты и компаса, знающим место назначения и ведущим корабль прямо в порт по своему выбору.

Спасибо за внимание!

И помните, чтобы достичь цели, надо, прежде всего – идти!

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *