Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «В гостях у Алёнушки».


Щелканова Ольга Леонидовна

 воспитатель ГККП «Ясли-сад № 7 «Ботақан» отдела образования акимата г.Экибастуза

Цель: показать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.

Программное содержание:

Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке. Закреплять  умение различать и называть гласные и согласные звуки. Развивать логическое мышление, связную речь.

Закреплять умение  определять первый звук в словах и называть его, определять количество слогов в слове, находить место звука в слове. Развивать интерес к учебным занятиям. Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал и оборудование: иллюстрации из сказки «Гуси – Лебеди», иллюстрации печки, пирожки с вопросами, подборка  картинок,  схемы предложений,  карточки с окошками, фишки для звукового анализа слов.

Организационный момент:

Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперёд, и как солнечные лучики, соединить их в центре круга. Тихо постоять и почувствовать себя солнечным лучиком.

 

Мотивационно-побудительный:

Дети, вы любите сказки?

Показ иллюстраций сказки.

-А кто помнит, как называется эта сказка?

Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорит, мать, – мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Организационно-поисковый:

Дети продолжают рассказывать: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                               – Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Ребята, а вы хотите помочь девочке?

Задание 1.

Воспитатель берет силуэты пирожков из   печки  и читает вопросы.

  • Из чего состоит предложение?
  • Из чего состоят слова?
  • Чем отличаются короткие слова от длинных?
  • Назовите короткие, длинные слова.
  • Какие бывают звуки речи?
  • Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»?
  • Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
  • Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Молодцы,  ребята, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка  дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели.

– А что же было дальше?

Дети продолжают: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».

Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты  выполнишь задание». Задание 2.

На столах у детей сюжетные картинки.

Предлагаю составить предложения по картинкам  состоящие из трех слов.

-Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.

Физминутка:

Ну- ка, вместе дружно встали,

С ветки яблоки достали,

Положили их в корзинку,

Дружно выпрямили спинку.

1,2-выше голова,

3,4-руки шире,

5,6-тихо сесть.

Задание 3.

-Ребята, а на полянке девочка нашла картинки, их нужно разделить на три группы: назвать слово, произнести первый звук в слове и положить в определённый сектор на столе.

1-слова, начинающиеся на  мягкий согласный ,2-слова,начинающиеся на твёрдый согласный, 3- слова, начинающиеся на гласный звук.

Дом, зебра, малыш, котёнок,  огурец, радуга, дерево, арбуз, лес, венок.

А что же дальше было?

Дети продолжают рассказывать .Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

-Ребята, а  речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слов.

Задание 4.

Выполнение звукового анализа слов ЛЕС, ЛИСА.

Молодцы, справились с заданием, помогли девочке. За это речка сказала девочке, где братца искать.

Итак, теперь девочка знала, где искать братца.

-Увидела Алёнушка избушку Бабы Яги, заглянула в окошко а там увидела Иванушку. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замок. Предлагает  помочь девочке  его открыть.

Задание 5.

Игра «Назови слова на заданный звук».

Называет звуки С, Ж, Ш.

-Какие это звуки ? ( Согласные)

Рефлексивно-коррегирующий:

Ребята, как вы думаете, помогли мы спасти девочке братца?

-Какое задание было самым интересным?

– Какое задание было сложным?

-Какие вы испытывали затруднения при выполнении заданий?

-Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.

Пора нам возвращаться обратно в детский сад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *