Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «В гостях у Алёнушки».
Щелканова Ольга Леонидовна
воспитатель ГККП «Ясли-сад № 7 «Ботақан» отдела образования акимата г.Экибастуза
Цель: показать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.
Программное содержание:
Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке. Закреплять умение различать и называть гласные и согласные звуки. Развивать логическое мышление, связную речь.
Закреплять умение определять первый звук в словах и называть его, определять количество слогов в слове, находить место звука в слове. Развивать интерес к учебным занятиям. Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
Материал и оборудование: иллюстрации из сказки «Гуси – Лебеди», иллюстрации печки, пирожки с вопросами, подборка картинок, схемы предложений, карточки с окошками, фишки для звукового анализа слов.
Организационный момент:
Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперёд, и как солнечные лучики, соединить их в центре круга. Тихо постоять и почувствовать себя солнечным лучиком.
Мотивационно-побудительный:
–Дети, вы любите сказки?
Показ иллюстраций сказки.
-А кто помнит, как называется эта сказка?
Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорит, мать, – мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Организационно-поисковый:
Дети продолжают рассказывать: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
–Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути?
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
–Ребята, а вы хотите помочь девочке?
Задание 1.
Воспитатель берет силуэты пирожков из печки и читает вопросы.
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоят слова?
- Чем отличаются короткие слова от длинных?
- Назовите короткие, длинные слова.
- Какие бывают звуки речи?
- Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»?
- Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
–Молодцы, ребята, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели.
– А что же было дальше?
Дети продолжают: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задание». Задание 2.
На столах у детей сюжетные картинки.
Предлагаю составить предложения по картинкам состоящие из трех слов.
-Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.
Физминутка:
Ну- ка, вместе дружно встали,
С ветки яблоки достали,
Положили их в корзинку,
Дружно выпрямили спинку.
1,2-выше голова,
3,4-руки шире,
5,6-тихо сесть.
Задание 3.
-Ребята, а на полянке девочка нашла картинки, их нужно разделить на три группы: назвать слово, произнести первый звук в слове и положить в определённый сектор на столе.
1-слова, начинающиеся на мягкий согласный ,2-слова,начинающиеся на твёрдый согласный, 3- слова, начинающиеся на гласный звук.
Дом, зебра, малыш, котёнок, огурец, радуга, дерево, арбуз, лес, венок.
А что же дальше было?
Дети продолжают рассказывать .Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
-Ребята, а речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слов.
Задание 4.
Выполнение звукового анализа слов ЛЕС, ЛИСА.
–Молодцы, справились с заданием, помогли девочке. За это речка сказала девочке, где братца искать.
Итак, теперь девочка знала, где искать братца.
-Увидела Алёнушка избушку Бабы Яги, заглянула в окошко а там увидела Иванушку. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замок. Предлагает помочь девочке его открыть.
Задание 5.
Игра «Назови слова на заданный звук».
Называет звуки С, Ж, Ш.
-Какие это звуки ? ( Согласные)
Рефлексивно-коррегирующий:
–Ребята, как вы думаете, помогли мы спасти девочке братца?
-Какое задание было самым интересным?
– Какое задание было сложным?
-Какие вы испытывали затруднения при выполнении заданий?
-Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.
Пора нам возвращаться обратно в детский сад.