Доклад о формах самообразования “Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства мастеров производственного обучения”
Бекетова Раушан Айтжановна
Преподаватель спецдисциплин
ГККП Хромтауский горно-технический колледж
Формулу успеха знают многие, дело за малым –
познать сам успех.
В.И. Лизинский
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Мастеру производственного обучения самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.
Каждый год преподаватели и мастера производственного обучения работают над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть любые трудности.
Основными критериями самообразования мастеров п/о являются:
– эффективность профессиональной педагогической деятельности,
– творческий рост мастеров
-внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Среди мотивов можно выделить следующие:
– мотивы успеха,
– преодоления профессиональных затруднений,
-мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания,
– карьерные мотивы и др
Мастеру производственного обучения необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Мастера производственного обучения ХГТК применяют следующие формы работы по самообразованию
Ø Самообразовательная работа над рефератом по теме
Ø Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Ø Обзор в Интернете информации по теме
Ø Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Ø Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Ø Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Ø Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии
Ø Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Ø Изучение информационно-компьютерных технологий.
Ø Общение с коллегами профессионально-технического образования в области
Ø Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Ø Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
В Хромтауском горно-техническом ежегодно в конце учебного года мастера производственного обучения разрабатывают и утверждают план самообразования на будущий учебный год по следующим направлениям:
1. Методическая работа.
2. Научно-исследовательская, экспериментальная работа.
3. Учебно-воспитательная работа.
4. Самообразование.
5. Работа в мастерской, цехе, лаборатории.
6. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии
Темы для самообразования могут подбираться:
– с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого мастера – они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)
– направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ХГТК;
проблема, которая вызывает у мастера производственного обученияч затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Организацию самообразования мастеров производственного обучения необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учебного заведения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с мастером п/о определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Можно объединить нескольких мастеров п/о в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ХГТК.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы производственного обучения разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
· название темы
· цель
· задачи
· предполагаемый результат
· этапы работы
· сроки выполнения каждого этапа
· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
· способ демонстрации результата проделанной работы
· форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый мастер производственного обучения должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
В ХГТК основными темами самообразования в соответствии с требованиями времени и работодателя являются:
Ø Применение ИКТ на уроках спецдисциплин
Ø Совершенствование техники применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения слесарного дела и спецдисциплин
Ø Использование приемов развития критического мышления на уроках производственного обучения, с целью повышения компетентности обучения учащихся
Ø Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках производственного обучения
Ø Разработка лабораторно-практических работ по производственному обучению
Ø Использование интерактивных форм обучения на уроках производственного обучения
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства мастера прозводственного обучения, так и для развития его личности.
В конце учебного года проводится круглый стол, где мастера производственного обучения отчитываются по самообразованию, показывают пособия, которые изготовили, демонстрируют планы написанные ими. Это дает возможность другим педагогам использовать в работе то, что изготовили и разработали коллеги..
Таким образом, самообразование в нашем колледже зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации мастера производственного обучения, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому мастеру производственного обучения проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
А.С. Макаренко подчеркивал: «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться», а труд обеспечивает профессиональное развитие педагогов, предоставляет возможность самосовершенствоваться и помогает ему самореализоваться.
Памятка
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Советы по реализации самообразования мастера производственного обучения.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для мастеров производственного обучения, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих мастеров производственного обучения:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для мастеров производственного обучения без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Успешность мастера производственного обучения в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи опытных педагогов. Методическая работа необходима мастеру производственного обучения:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
· в изучении и анализе результативности своей работы