Урок познания мира.Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.


Савенко Виктория Витальевна
учитель КГУ Киялинская СШ имени Андрея Хименко

Цели:

Сформировать понятие о воздухе как  смеси газов, его составе;

Дать понятие о воздушной оболочке земли –атмосфере, как о защитном слое земли;

Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;      Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха и выявить  важнейшие меры по его защите через приемы критического мышления.

Задачи урока:

– Учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

– Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

– Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование:

– презентация к уроку, видеофильмы «Зачем нужен воздух», «Загрязнение атмосферы», компьютер, медиапроектор;

– карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)

– карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма

– карточки с экологическими задачами

– карточки «тонких» и «толстых» вопросов

 

План урока

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

3. Повторение изученного. 5 мин

4. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Изучаем состав воздуха. 5 мин

2) Изучаем атмосферные слои-8 мин

4. Физкультминутка. 1 мин

5. Продолжение знакомства с новым материалом.

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся  сидят в группах по 4 человека).

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.(№ 1)

Сәлеметсіздер ме, ұстаздар мен балалар!                                                   Сәлеметсіздер ме, таулар мен ормандар.                                                           Здравствуйте воздух и солнце.                                                                                         Здравствуй, чистое небо!
Здравствуй, планета Земля!

Окружающий нас мир (№2)

Интересно познавать                                                                                                                          Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Класс делится на группы (животные, растения, человек)

1 группа- Адам және ауа.  Человек и воздух.Plants and air .

2 группа – Жануарлар және ауа.  Животные и воздух. Аnimals and air .

3 группа – Өсімдік және ауа. Растения и воздух.  Man and air.

Мы начинаем урок. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний,  целеполагание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет. (№3) (Воздух)

– Кто сможет назвать тему урока? ( Мы будем изучать воздух)

Ключевое слова урока – воздух. Тема  урока: «Воздух – щит Земли. Охрана воздуха» (№4)

Сегодня на уроке вы будете искать ответы на следующие вопросы:

-Что такое воздушная оболочка земли, из чего она состоит и для чего она нужна планете земля? Отношение человека к воздуху.

3. а) (№ 5: что уже знаете?) Задание «Ассоциации». Кое – что о  воздухе вы уже знаете, рассмотрите картинки предметов и определите свойства воздуха, запишите в таблицу. (каждой группе по 2-3 картинки)

(мяч, парусная лодка, окно, огонь, воздушный шар, ветряная мельница, свеча, лиса, цвета, лимон, надувной круг)
(поддерживает горение, расширяется/сжимается, не имеет формы, прозрачен, бесцветен ,не имеет запаха и вкуса, занимает  весь предоставленный объём, движется (ветер) ,имеет низкую плотность, плохо проводит тепло,

сжимаем и упруг, легче воды, тёплый воздух поднимается кверху)

Ключевое слово
Свойства воздуха
Воздух
Прозрачный, бесцветный, без запаха, тёплый, холодный, при нагревании расширяется, от холода – сжимается.

б) (№ 6-)Как человек использует воздух в своих целях? (ответы учащихся: воздушный шар, самолеты, ветр мельницы, электростанции)

Знаю.
Хочу узнать.
Узнал.
свойства воздуха
Что такое воздух (атмосфера)?

Из чего он состоит?

Как человек его использует? Как воздух защищает нашу планету?

Как человек заботится об охране воздуха?

Почему нужно заботиться об охране воздуха.

(-Что вы знаете о воздухе. Воздух – это газообразное вещество.

Он есть повсюду.  Воздух имеет определенные свойства.

В воздухе есть кислород, углекислый газ.

Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха.

Растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе, и выделяют кислород.

-Чего вы хотите узнать?

Как называется воздушная оболочка земли?

Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

Как человек использует свойства воздуха?

Как человек использует газы, которые входят в состав воздуха?)

-Что обозначает слово «щит» ? ( Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов)

– Давайте определим цели нашего урока. Обсудите ваши вопросы в группах и запишите в колонку «знаю» «Хочу знать» (Технология ЗУХ)

Тема сегодняшнего урока: «Воздух – щит земли»  (№7)

План

ü    Состав атмосферы.

ü    Строение атмосферы.

ü    Значение атмосферы.

ü    Источники загрязнения

ü    Охрана атмосферы.  Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?

4. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе частично-поисковой работы с составом воздуха, значением воздуха для существования жизни.                                                                                                                                   Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах,  поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

Результаты фиксируются секретарями групп в таблицу, графу «Узнал»

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным  воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.  Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была  бы, лишь безжизненным небесным телом.

Состав воздуха. (№ 8)

– А знаете ли вы, из чего состоит воздух? (газообразное тело)

-Это не просто газ, а смесь  разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха? (каждой группе прочитать об одном из газов- выйти и рассказать  у слайда –по щелчку выходит газ) (Слайд  о составе воздуха)

1 гр: Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожелтела бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими. Азот-действует как удобрение.

2 гр: Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед.  Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, помогает лучше усваиваться питательным веществам. Он помогает очищать кровь. Свыше 90% энергии организма вырабатывается благодаря поступлению в организм кислорода. Нехваткой кислорода в организме чаще всего объясняется наша усталость.

3 гр: Углекислый  газ- 1%  занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары. Углекислый газ не поддерживает горение, тяжелее воздуха, и поэтому его используют при тушении пожаров.

Ролевая игра (№ 9)

– Перед вами важная проблема. Каждая группа должна рассказать, что для вас значит воздух.

1-ая – человек    2-ая – животные.     3-ая – растения

– Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее в таблицу ЗХУ (Азот – 78%, Кислород – 21%. Углекислый  газ- 1% другие газы, пыль, водяные пары.

Физкультминутка Дыхательная гимнастика.

ü    Глубокий вдох, выдох порциями.

ü    Глубокий вдох, выдох с шипением.

ü    Глубокий вдох – руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

– Почему выполнили с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)

5. Продолжение знакомства с темой.

– Сейчас мы представим, что находимся в космосе (слайд № 10)

– Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)

–  Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом. Это атмосфера.

Ответить на вопрос: Проблема: «Как воздушный слой влияет на жизнь планеты Земля».
– Что такое атмосфера, какое значение для жизни имеет атмосфера?

6.Просмотр видеофильма «Зачем нужен воздух» (формат mp4) ( № 11)

– Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:

а) Карточки

1 гр: 1.Первый слой атмосферы – это……

2. Только в этом слое образуются ……

3. В этом слое больше всего ……

Слова для справок:   Облака, осадки, тропосфера,  кислорода

 

2 гр: 1. Озон  задерживает …………………. лучи солнца

2. В слое  ……летают самолеты

3. В мезосфере сгорают…..……………………………

Слова для справок:  губительные ультрафиолетовые, тропосферы, метеориты

3 гр:1. Атмосфера состоит из ………..

2. Каждый….. отличается (массой, названием, высотой)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: слои, нижний, верхний

Ответы представителей групп:

1 гр: 1.Первый слой атмосферы – это… тропосфера …

2. Только в этом слое образуются … Облака, осадки …

3. В этом слое больше всего … кислорода

2 гр: 1. Озон  задерживает губительные ультрафиолетовые  лучи солнца

2. В слое тропосферы ……летают самолеты

3. В мезосфере сгорают… метеориты

3 гр:1. Атмосфера состоит из ………..

2. Каждый…: слои.. отличается (массой, названием, высотой)

3. Больше воздуха содержит нижний, слой атмосферы, а меньше всего воздуха в верхнем слое атмосферы.

-Что нового узнали об атмосфере? Из каких слоев состоит атмосфера (№12)

Сделайте выводы. Просмотр слайда (№ 13)

-Почему у земли изображены: рубашка- 1 гр, бронежелет-2 гр,  одеяло3-

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она  не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и  от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое.

И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

-Как называется воздушная оболочка Земли?

б) (ответы в графу «Узнал» Табл ЗУХ: Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания. Атмосфера   защищает: от метеоритов, от перегрева и от холода, от губительных солнечных лучей.) (№14)  Сделайте вывод (№ 15)

в)Физкультминутка (А -студио)

Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма,  работа в группах.

7.Просмотр видеоролика «Загрязнение воздуха» ( № 17)

-Проблемный вопрос: Какой воздух нам нужен? Зачем нужен чистый воздух? (№ 16) Источники загрязнения воздуха и его охрана.

-Какая звучала музыка? Заставил ли этот видеоролик задуматься вас? О чём?                                                                                                                                       -Может ли воздух сам себе помочь оставаться чистым?

– Кто же виноват в том, что сейчас сложилась такая ситуация с загрязнением воздуха?

Источники загрязнения и пути их решения (Слайд № 18)

Составить «Фиш боун»: Перечислите основные источники  загрязнения воздуха и пути решения.

·                   Причины загрязнения воздуха

·                   Ядовитые газы, сажа, пыль

·                   Выхлопные газы

·                   Радиация

·                   Выбросы

·                   Различные отходы, непереработанный мусор

·                   Вырубка лесов

·                   Пожары, извержения вулканов;

·                   Смог над городами.

-Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?Сейчас немало делается для охраны воздуха:

·                   На предприятиях работают установки, улавливающие пыль и сажу, ядовитые газы.

·                   Разрабатываются новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

·                   Используются источники энергии, не связанные со сжиганием каменного угля, древесины. Это солнечная энергия, энергия воды и ветра.

·                   Озеленяются населенные пункты.

Растения не зря называют «зелеными легкими планеты». (№ 19,20)

8.Задания по группам

А) Задание 1 группы «Решение экологической задачи.»

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

– Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? установка очистных сооружений

Карточка 2 . Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

– Какой способ охраны воздуха указан в задачах? озеленение окружающей среды

 

Б) Задание 2 группы «Собери пословицу» Объясни смысл

ДЫШАТЬ ЛЕКАРСТВА   СВЕЖИМ  ПИТЬ ВОЗДУХОМ , ЧЕМ ЛУЧШЕ (Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства)

Пословица на казахском языке. Переведите пословицу, о чём в ней говорится, как вы её понимаете? Подберите в русском языке аналогичную.

«Бір ағаш кессең ,он ағаш отырғыз». «Срубил дерево, посади десять»

В) Задание 3 группы «Оратор»

Превратить глаголы  в «призывы» к человеку о защите природы.

Ей, Адамзат!

Жас ағашты сындыр..(ма). (не ломай деревья)

Таза ауаны ласта..(ма).  ( не загрязняй воздух)

Жасыл шөпті өрте..(ме).  ( не жги зелёную траву)

Күл,қоқысты шаш…  (не разбрасывай мусор, золу)

Not smoking- не курить

Do not litter- не сорить

9.Обобщение по изученной на уроке теме

А) Итог: (№ 21) Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 1 вопросу.

Слайд  Карточка – помощница

«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему……..?

Почему вы считаете, ….?

Предположим, что будет, если…..?
Что….?

Как …?

Может…..?

Верно ли…?
(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

Б) Игра «Что за цифра?» .( №22)
2000 км – толщина атмосферы.
78 % – азот.
21 % – кислород.
1 % – углекислый газ .
4- слоя

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Может ли один человек или одно государство справится с проблемой охраны воздуха? Нет. Это забота всех государств земного шара.

Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует  «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года президент Нурсултан Назарбаев подписал экологический Кодекс РК, в котором объединены все существующие нормы и правила. (№ 23)

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (№ 24)

Жизнь    -Fresh air    Таза ауа     Свежий воздух

12. Рефлексия.(№ 25)

Г. Маршанова. ( №27)

Береги свою планету!

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Жизнь нашей природы тоже в наших руках. Так давайте сохраним шар земной, наш общий дом.

13.Домашнее задание. кроссворд о воздухе

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *