«Роль музыки в развитии творчества дошкольников» (выступление на семинаре)


Вольнова Наталья Николаевна
музыкальный руководитель
КГКП «Детский сад-ясли  «Сәби Әлемі» ГУ «Отдел образования Шемонаихинского района» акимата Шемонаихинского района

Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др. Хотелось  бы раскрыть роль музыки в развитии творчества дошкольников.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Творческое развитие в детском саду осуществляется в различных видах музыкальной деятельности.

Утренняя гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение (например, музыкально-поэтический  комплекс физических упражнений «Клоун Плюх») несет в себе не только заряд бодрости для организма ребенка, но и положительный эмоциональный настрой на весь день.

Слушание.  На музыкальных занятиях дети слушают музыку разного характера, и не просто слушают, а умеют определять жанр произведений (колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке в целом.

Пение – один  из видов исполнительской музыкальной деятельности. Основная цель певческой деятельности — воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Поставленные задачи:

1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство, ритма).

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Для решения этих задач на занятиях использовались упражнения для развития певческого голоса и слуха, дикции и артикуляции, для развития певческого дыхания, упражнения на правильное звукообразование. Песенный репертуар был подобран в соответствие с возрастными особенностями детей (доступный, понятный, интересный). Дети имеют навык пения под фонограмму.

Также проводятся музыкально-дидактические игры.

Музыка помогает и развивает умение распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, грусти. После прослушивания музыкального фрагмента они должны поднять одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

Детям очень нравится играть на шумовых и музыкальных инструментах. С этой целью были сделаны шумовые инструменты из бросового материала. Ребята неоднократно выступали с таким оркестром на утренниках.

В музыкально-ритмической деятельности  дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения, напевая и двигаясь под музыку. В танце, пляске, пантомиме и особенно в музыкально-игровой драматизации они умеют изобразить картинку, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить. Дети успешно с ними справляются.

Эффективным средством развития детского музыкально-сценического творчества в детском саду выступает использование элементов театрализации, которые являются обязательным компонентом театрализованных игр, стимулирующим творческие проявления детей. Они определяют основу взаимодействия музыкальной и театрализованной деятельности детей, способствуя эмоционально-образному восприятию музыки и созданию музыкально-сценического образа. Музыкальную и театрализованную деятельность объединяют такие элементы как язык интонации и язык движений, на базе которых развивается способность к образному перевоплощению. Дети с удовольствием передают образы сказочных героев, зверей. Театрализованные постановки можно смело назвать мюзиклами, т.к. герои в них поют и танцуют. Также очень тщательно подбирается  музыкальное оформление (звуковые эффекты, различные музыкальные заставки).

В течение учебного года в детском саду проводятся развлечения и утренники. Они становятся радостным событием для детей, способствуют проявлению у них положительных эмоций, поднимают настроение. В них соединяются различные виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные),  и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах, различные инсценировки. Особое значение имеет то, что дети сами принимают участие в них как исполнители. Раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.

 

Считаю, что выступления в красиво оформленных костюмах, под музыку, с выразительным чтением, инсценировки, выполнения движений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д. — все это усиливает эмоциональный настрой, интерес детей, развивает их эстетические чувства, эстетическую оценку, творческую активность. Обучение приобретает развивающий характер. Мы подготавливаем детей к дальнейшим занятиям и музыкальной деятельности в школе. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий важное значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

Во всех видах музыкальной деятельности можно выделить деятельность музыкально-образовательного и творческого характера. А взаимосвязь изобразительного, музыкального и литературного искусства только увеличивает радость детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *