Педагогическая статья «Формирование личности»
Сайбель Наталья Дмитриевна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа села Калкаман Калкаманского сельского округа города Аксу»
Я проанализировала различные области физического и нравственного развития ребенка. Достаточно ли этого, чтобы утверждать, будто мы хорошо и всесторонне можем познать своего ребенка? Лишь в определенной степени.
Физическое и духовное развитие ребенка можно оценивать, по моему мнению, двумя способами:
– аналитическим, заключающимся в подробной характеристике отдельных периодов процесса развития ребенка;
– синтетическим, охватывающим весь комплекс физических и духовных качеств ребенка, предусматривающим развитие его индивидуальности.
Который из этих методов более верен? Оба важны и необходимы.
Ежедневно общаясь с ребенком, наблюдая за его развитием, анализируя его разнообразные особенности, родители должны время от времени подводить итог, обобщать свои выводы.
Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играет определенную роль в сложной структуре личности.
Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находящихся на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность. То же самое можно заметить и у детей разного возраста, но из одной семьи. Братья и сестры живут в одних и тех же условиях, находятся под одним и тем же влиянием и воспитательным воздействием. Однако у них наблюдаются разные реакции в проявлении чувств, у них разные интересы и духовные потребности.
Индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребенка проявляются свои, присущие ему душевные качества. Дело в том, что у одних детей доминируют одни качества, у других – другие.
Индивидуальность ребенка зависит от:
– врожденных, биологических задатков;
– влияния среды, в которой живет ребенок;
– личной активности ребенка;
– воспитательного воздействия окружающих людей.
Родители, общаясь с ребенком с первых минут жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детских садах, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.
Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.
Когда происходит наиболее интенсивное общее развитие ребенка?
В самые ранние годы жизни нервная система ребенка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте, примерно до 4 – 5 года жизни, формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те основные качества, которые были заложены в раннем детстве.
Особое значение в формировании личности имеет подростковый возраст. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально, в зависимости от очень многих сложных факторов и только в общих направлениях сходится с принятыми нормами.
В подростковом возрасте развивается самостоятельность мышления, умение критически оценивать окружающую действительность и самого себя, способность к воспитанию собственных нравственных качеств, к активному формированию своей индивидуальности.
Хотя некоторые периоды жизни ребенка играют несколько большую роль в формировании личности, однако следует помнить, что развитие ребенка осуществляется непрерывно и носит постоянный характер.
Наблюдая за особенностями своего ребенка, многие родители начинают задумываться над тем, к какому психологическому типу можно его отнести в соответствии с широкоизвестной, возникшей еще в древние времена типологией (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
Каждый ребенок, каждый взрослый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Каждую личность можно сравнивать с другими людьми, находить между ними определенное сходство, но одновременно при этом надо учитывать и индивидуальные способности. Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.
Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.
Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.