Реализация проекта «Веселый летний марафон» в детском саду


 Репихова Алена Юрьевна
 воспитатель
 КГКП «Ясли – сад № 25 «Ак бота», г.Экибастуз, Павлодарская область

Реализация проекта «Веселый летний марафон» в детском саду.

 

 

На своевременном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов.

Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно детскому саду необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.

Одной из наиболее эффективных форм из реализации является организация отдыха воспитанников  сада в летний период.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Учитывая, что в летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе во внезанятийной деятельности, творческая группа педагогов разработала проект «Веселый летний марафон». Он охватывает всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Исходной предпосылкой выбора тематики проекта является проблема недостаточного ознакомления детей с объемными классическими литературными произведениями, способствующими гармоничному развитию личности дошкольников.

Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.

Задачи:

·        Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.

·        Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.

·        Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.

·        Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе на материале произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

·        Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов ДОУ и родителей.

·        Оптимальные психолого-педагогические условия, системное использование здоровьесберегающих технологий и эмоционально-познавательное общение взрослых с детьми будут способствовать развитию общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка.

Особое внимание уделяется именно физкультурно-оздоровительному направлению проекта.

Цель физкультурно-оздоровительного направления:

·        Формировать у воспитанников, родителей, педагогов ответственность за сохранение собственного здоровья.

·        Разносторонне и гармонично развивать детей в летний период.

·        Разнообразно развивать двигательные навыки и физические качества детей.

·        Формировать убеждения представления в области здоровья навыки и умения здорового поведения.

·        Кирпичиками оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются два основных компонента двигательного режима: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период состоящая из пяти основных жизненно важных движений: бега и ходьбы прыжков и лазанья метания.

·        Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневные физкультминутки дыхательные и око-гимнастики психогимнастики пальчиковые игры спортивные и подвижные игры и упражнения –с целью понижения утомляемости переключения повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма улучшения эмоционального состояния повышения творческой активности а в конечном счете –всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников. Поэтому в реализации проекта указываются только новые игры упражнения связанные с конкретной темой недели.

Особое внимание уделяется модулям которые логически пронизывают весь проект:

Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в летний период.

Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. «Минутки отдыха» и сон, как наиболее эффективный отдых. Факторы, приводящие к утомлению в летний период.

Ожидаемый результат:

Дети умеют распознавать признаки физического утомления.

Приобретают навыки переключения на разные виды деятельности, избегают утомления, следуя здоровьесберегающим технологиям.

Модуль 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.

Безопасное поведение на дорогах, в лесу, у водоема. Основные ситуации – «Ловушки», в которые попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «проезжая часть», «берег реки» и др.

Опасные факторы современного жилища, игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями, спичками, химическими средствами и т.д. Оказание первой помощи при простых травмах, укусах насекомых.

Ожидаемый результат:

Дети умеют прогнозировать развитие ситуации на дороге, в походе.

Имеют навык наблюдения, навыки «сопротивления» волнению или спешке.

Умеют распознавать опасные зоны в помещении и на улице.

Имеют навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, открытым огнем.

Умеют оказать помощь себе и другим при простых травмах.

Модуль 3. Питание и здоровье.

Питание –основа жизни. Представление о полезных пищевых веществах, их значении для здоровья, важнейших природных витаминных источниках. Режим питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой (многоразовой и одноразовой).

Ожидаемый результат:

Дети умеют соблюдать элементарные правила режима питания.

Умеют пользоваться столовыми приборами.

У детей выработаны: навыки соблюдения правил хранения пищевых продуктов, обработки фруктов и овощей перед их употреблением; умение мыть посуду и столовые приборы.

Ожидаемые результаты от проведения оздоровительного направления проекта:

Введение оптимального двигательного режима детей в летний период.

Снижение уровня заболеваемости в летний период.

Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Овладение навыками самооздоровления.

 

Формы и методы оздоровления детей в летний период.

 

№ п/п
Формы и методы
Содержание
Контингент детей
1
2
3
4

Обеспечение здорового ритма жизни
Щадящий режим (адаптационный период).

Гибкий режим.

Организация микроклимата и стиля жизни групп в летний период.

Соблюдение питьевого режима.
Вновь прибывшие дети

Все группы

Физические упражнения
1.Утренняя гимнастика.

2.Физкультурно-оздоровительные занятия, упражнения, развлечения, игры.

3.Подвижные и дидактические игры.

4.Профилактическая гимнастика (элементы йоги, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, улучшения зрения и т.д.)

5.Спортивные игры.

6.Физкультурные минутки и динамические паузы.
Все группы

 

 

 

 

 

Средняя, старшая, подготовительные группы

Гигиенические и водные процедуры
1.Умывание.

2.Мытье рук по локоть.

3.Игры с водой и песком.

4.Плавание в бассейне.
Все группы

Свето -воздушные ванны
1.Проветривание помещений (сквозное).

2.Сон при открытых фрамугах.

Прогулки на свежем воздухе 2 раза в день.

4. Обеспечение  температурного режима и чистоты воздуха.
Все группы

Активный отдых
1. Развлечение и праздники.

2. Игры и забавы.

3. Дни здоровья.

Походы на территории детского сада и за ее пределами.
Все группы

Свето- и цветотерапия
1.Обеспечение светового режима.

2.Цветовое и световое сопровождение среды и воспитательного процесса.
Все группы

Музыкотерапия
1.Музыкальное сопровождение режимных моментов.

2.Музыкальное сопровождение игр, упражнений, развлечений.

3.Музыкальная и театрализованная деятельность в летний период.
Все группы

Аутотренинг и психогимнастика
1.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

2.Игры-тренинги на снятие невротических состояний.

3.Минутки вхождения в день.

4.Психогимнастика.

5.Игровой самомассаж.

6.Упражнения кинезиологической направленности

7.Дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастика.
Все группы.

Спецзакаливание
1.Хождение босиком на улице.

2.Игровой массаж.

3.Обтирание.

4.»Тренажерный путь» (в группе).

5.»Дорожка здоровья» (на улице).

6.Обливание  ног водой.
Все группы

Пропаганда ЗОЖ
Организация консультаций, бесед, спецзанятий
Все группы

Витаминотерапия
Включение в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени, фиточая
Все группы
Реализация задач проекта осуществляется по направлениям, которым даны авторские названия: физкультурно-оздоровительное – «Путешествие за здоровьем»;  музыкально-театральное – «Мы – таланты и артисты»; художественно-эстетическое – «Веселые и умелые пальчики»; познавательное –«Интересное рядом».

 

Управление проектом

 

Для реализации проекта «Веселый летний марафон» создана творческая группа, в состав которой входят:

Заведующий;

Старший воспитатель;

Воспитатель;

Педагог-психолог;

Логопед;

Хореограф;

Музыкальный руководитель;

Старшая медсестра.

В  реализации проекта «Веселый летний марафон», кроме творческой группы, принимают участие:

Инструктор по физической культуре;

Музыкальный руководитель;

Педагог дополнительного образования;

Воспитатели;

Медсестра.

 

Результаты реализации проекта:

100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.

Повышение компетентности педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей.

Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Снижение уровня заболеваемости у детей.

 

В ходе проектирования дети приобрели следующие компетенции:

У детей сформированы: эмоционально-положительное, уважительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту, неповторимость; представления о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы; элементарные представления о природных особенностях человека и работе человеческого организма; навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

Дети умеют: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;

Дети создают индивидуальные и коллективные рисунки,0 декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные материалы и способы создания изображения.

Дети выражают свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.

Дети поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию; инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах.

Дети используют разнообразные средства выразительности драматизации; широко используют в театральной деятельности разные виды театра.

 

 

Стратегия реализации проекта

«Веселый летний марафон»

 

Каждый месяц представлен мини-проектами по темам, в которых прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по вышеуказанным направлениям:

 

Название

месяца

№ недели
Июнь
Июль
Август

Детство – это краски радуг!
Құттықтаймын, Астана!
Воздушные путешествия

Свет, наш солнышко!
Волшебница вода
Походная неделя.

Азбука безопасности
Идем за чудесами
Чудеса на грядках

Неизведанное рядом
Песочные фантазии
Олимпиада в «Ромашке»

Экологическая тропа

Алгоритм  проведения недели проекта «Веселый летний марафон»

 

Дни недели
Название дней недели
Основная идея дня

День Любознайки
Любознайка знакомит с темой недели. Вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность.

День Трудолюбика
Герои приступают к воплощению идеи, через ручной труд, труд в природе, ИЗО деятельность и конструирование.

День Микроши
Микроша проводит беседы, наблюдает, эсперементирует , побуждает детей к открытию новых знаний, способов познания.

День Здоровинки
Здоровинка, проводит беседы, наблюдения, опыты, активизирует детей приобщая к здоровому образу жизни, через различные доровьесберегающие технологии, эстафеты, состязания, подвижные игры.

День Чудинки
Развлечения, игры, праздники.
 

 

 

Приложение

МИНИ-ПРОЕКТ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»

 

ДНИ НЕДЕЛИ
Понедельник «День Любознайки»
Вторник «День Трудолюбика»
Среда «День Микроши»
Четверг «День Здоровинки»
Пятница «День Чудинки»
1
2
3
4
5
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Любознайка.
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Трудолюбика.
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Микроша.
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Здоровинка.
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Чудинка.
Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий:

«Что у нас под ногами?»

(Мы живем в городе, где все улицы заасфальтированы, по ним ездят машины, ходят люди, но есть и островки, где растут цветы, деревья, трава,- это живая земля. Она называется почвой.)

Наблюдения:

«Кто живет в почве?»,

«Чем дышат почвенные жители?»

Слушание музыки: «Голоса леса, дождя».

Песочная терапия: «Раскопки».

П/и:

«По кочкам», «Найди свой дом» («дома» – камень, песок, пенек и др.), «Один и много», «Найди звук», «Кто у кого?».

Психогимнастика:

Упражнение на расслабление «Липкая глина» (поглаживание тела ладонями чередуется с потряхиванием кистями); «Отдых на природе» (лечь, закрыть глаза и представить себя на природе + музыкальное сопровождение
Беседа «Какие бывают почвы?»

Наблюдения: Мокрый песок, сухой песок. Из чего удобнее строить?

Летний вернисаж (аппликация, конст-ние, рисование):

Рисование мелками, карандашами почвы, травы, обитателей почвы. Рисование палочками на песке.

Конкурс  «Стеклянное королевство». С/р игра «Магазин «Форне».

Знакомство с картой и глобусом – поиск суши, воды, разных ландшафтов земли (лес, горы, степь, пустыня).

Работа с альбомами «Мои наблюдения и исследования природы»

Стихотворения, загадки о скрытых богатствах природы.

Закаливающая гимнастика («дорожка здоровья»):

«По росе» хождение босиком по разнофактурной поверхности + по влажной).

Игры:

«Что вы видите вокруг?», «Это правда или нет?»
Беседы: «Где люди используют песок?», «Песочные часы»

Наблюдение:

«Песочные часы» (с какой скоростью пересыпается песок, как долго длится минута)

Опыты: «Свойства почвы (рассматривание и изучение сырой и сухой почвы), «Что сделают с почвой пять дождевых червей?», «О чем говорят следы на песке?», «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры, сравнение мокрого и сухого песка).

Строительные игры из песка (с использованием формочек, природного  и бросового  материалов).

Игра-драматизация «Подземные жители» (проигрывание сюжета сказки «Дюймовочка»).

Чтение сказок, рассказов по теме

Игры:

«Лить- поливать»,

«Закончи предложение»,

«Назови одним словом», «Едем, плывем, летим».
Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Зачем нужна почва?»

Наблюдение: «Коллекция камней, сравнение: большие и маленькие, округлые и острые, прозрачные и цветные).

Дыхательная гимнастика «Запах полей» (задержка дыхания и выдох).

Упражнения для профилактики плоскостопия:

Ходьба босиком по песку, камням; «Возьми камешек с помощью пальцев ног»; «Медвежий след» (ходьба с упором на руки), «Утрамбуем площадку»( движения на ребре стопы).

Эстафеты:

«Туннель крота»,»Попади в корзину».

Упражнения на равновесие: «Грибы» (стойка на одной ноге), «Змейка» (ходьба по начерченным линиям).

Песочная терапия:

«Найди клад».

П/и:

«По кочкам», «Найди свой дом» («дома»- камень, песок, пенек и др.)

Игра «Почва: хорошо-плохо?»

С/р игра «Геологи» (расширение знаний детей о профессии геолога и условиях их работы в

экспедиции).

Игровая ситуация: подготовка к раскопкам, раскопки, забор почвы на пробы, исследование почвы и др.

Игры: «Замок из песка», «Археологи» (поиск кисточкой предметов в песке).

Эстафеты:

«Туннель крота», «Попади в корзину»,
Беседы:

«Кто живет в почве?»,

«Что перепутал Тюбик?».

Проект «Уголь» (Зарапина Юля)

Оформление фотовыставки:

«Песочные факты».

П/и:

«Землемеры» (измерение «поля» палочками);

«Лисий след» (бег между кеглями).

Конкурс «Песочные фантазии» (сооружение песочного города по макетам).

Сочинение сказки

«Подземные жители».

(Вручение наград победителям конкурса.)

Игры:

«Прыгает, скачет», «Кто в домике живет?», «Угадай, чей след?», «Лапы и хвосты», «Чей нос?».

Викторина

«Богатство нашей Земли».

Изготовление карты «Полезные ископаемые Казахстана».

Оформление выставки полезных ископаемых.
 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *