Максим Дмитриевич Зверев. «Снежная книга»


Рахимжанова Раушан Аскаровна
учитель начальных классов КГУ СОШ №54

Цель: Познакомить  с творчеством М. Д.Зверева на примере рассказа «Снежная книга».

Стимулирование нормального роста и укрепление здоровья ребенка.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с новым произведением, его содержанием, организовать их деятельность по восприятию и осмыслению нового произведения.

Овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства музыкальной выразительности.

Коррекционно-развивающие:

Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать; содействовать формированию навыков чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности; умению пользоваться  различными видами чтения: выборочным,  по заданному началу, концу, середине;  создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз, логических ударений,  придание голосу нужной эмоциональной окраски.

Обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятия локальных зажимов, напряжения. Укреплять мышцы вокруг глаз, снимать зрительное напряжение.

Воспитательные:

Воспитание нравственности через анализ художественного произведения, его содержание, говорить о любви к природе, животным, окружающей среде. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, работе в паре, группе.

Создавать условия для коррекции коммуникативной сферы.

Оборудование: компьютер, презентация «Снежная книга», учебник К.Х.Жаданова, Е.Д.Бражникова «Литературное чтение 3 класс» Алматыкітап 2014, портрет писателя М.Д.Зверева, выставка книг автора, картины с изображением животных, их следов; музыкальное сопровождение: фонограмма «От улыбки», песня «Зимняя сказка», музыка из передачи «В мире животных»,вальс Г.Свиридова «Метель».

Ход урока.

I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.  (фонограмма «От улыбки»)

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Мы рады вас приветствовать на интегрированном уроке литературного чтения и коррекционной ритмики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

II. Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Константина Паустовского «Дружище Тобик».

·        Что мы узнали о Тобике?

·        Как хозяин называл Тобика ? (Дружище)

·        Что случилось с Тобиком после смерти хозяина ? (ослеп)

·        Какими великолепными качествами обладают собаки ? (прочитать)

·        В чем главная мысль рассказа? (прочитать)

·        Чему учит этот рассказ?

·        Дома вы нарисовали картинки к рассказу и подписали предложениями  из текста.

III. Физкультпауза (на укрепление мышц вокруг глаз).

·        Посмотрите вверх – это точка 1; вниз – это точка 2; налево – это точка 3; направо – это точка 4. Повторить 5 раз.

·        Повращайте глазами сначала по часовой стрелке, затем – против.

·        Закройте глаза и посмотрите как можно выше вверх, расслабьтесь.

·        Откройте глаза пошире и 5 секунд смотрите в одну точку. Расслабьте глазные мышцы и повторите упражнение.

·        Закройте глаза, прижмите к ним ладони. Это положение зафиксируйте на 5 секунд.

IV.Знакомство с новым произведением.

– Зима сказочная пора. Я предлагаю вам погулять в зимнем лесу. Закройте глаза, расслабьтесь .Тишина. Падает пушистый снег. Будьте внимательны, запоминай все,  что вы  увидите и услышите. (песня «Зимняя сказка»).

– Итак, расскажите, что вы видели в зимнем лесу.

– Что вы заметили на снегу? (следы)

– Чьи следы вы могли узнать?

– О чем могут рассказать следы?

– На что похожа земля, покрытая снегом со следами животных, птиц? (книгу)

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Снежная книга»  Максима Дмитриевича Зверева.

V. Знакомство с биографией писателя. (слайд 1), с творчеством писателя ( слайд2)

VI. Словарная  работа.

писатель –натуралист – пишущий о природе

зоолог – учёный, который изучает мир животных

VII. Чтение рассказа учителем и учащимися.

VIII. Первичное восприятие произведения.

·        С чем автор сравнивает зимний притихший лес? ( кабинет натуралиста)

·        О каких обитателях леса пишет автор? (хорек, тетерев, мышь, горностай, ласка, лось, рысь)

IX. Физ. минутка. «Глаз – путешественник».(музыка из передачи «В мире животных»)

Исходное положение – стоя по 6 позиции, руки на поясе. Обратите внимание, что в разных углах и по стенам нашего класса находятся рисунки животных и птиц. Не поворачивая головы, найти глазами то или иное животное или птицу, которую я назову.

X.  Выборочное чтение.

Ø Что пишет автор о зимнем лесе?  (с.143)

Ø Что можно утром прочесть в Снежной книге?  (с.143)

Ø Какие записи можно увидеть в снежной книге?  (с.144)

Ø О чем нам рассказали следы рыси?  (с.145)

XI. Физ. минутка «Расскажи стихи руками»

Зимняя прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять
Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы во двор пошли гулять.
Идут, высоко поднимая колени.

Бабу снежную слепили,
«Лепят снежок» двумя ладошками.

Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,
Приседают, руки на поясе.

А еще в снегу валялись.
Наклоны туловища влево — вправо.

Все в снегу домой пришли,
Отряхивают ладони.

Съели суп и спать пошли.
Едят «ложкой»; руки – под щеку.

XII. Танцевальная игра «Лавата». (музыка)

Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та,

Танец веселый наш – это лавата. (двигаемся по кругу вправо и влево приставными шагами).

XIII.Кроссворд (слайд 3)

1.     Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.   (мышка)

 

2.     Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.  (олень)
3.     Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..        (лиса)
4.     Выпал снег, а  эта птица
Снега вовсе не боится,
Эту птицу мы зовем
Красногрудым…(снегирем)

 

5.   У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.  (заяц)

XIV.  «Снежная книга».

– О каких животных мы сегодня говорили?

– Давайте мы с вами придумаем свою снежную книгу. Наша снежная книга будет городская. Нарисуйте следы каких животных и птиц мы можем увидеть на снегу  в городе.

СНЕЖНАЯ КНИГА.

Релаксация.

XV. Релаксация.

XV. Релаксация.

Общее мышечное и эмоциональное расслабление (игра «Волшебный сон»). Звучит музыка.

Учитель:
«Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, всё приятно расслабляется.
И послушный наш язык быть расслабленным привык».
Громче, быстрее, энергичнее:
«Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать — вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!»

Дети встают и хором с ведущим произносят:

«Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы».

XVI. Итог урока.

Выставление оценок; д/з. с.143-146 пересказ; нарисовать, каких лесных зверей вы запомнили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *