Интегрированный урок литературного чтения и коррекционной ритмики «Разноцветная ярмарка».


Нужная Елена Геннадьевна
учитель-дефектолог, учитель ритмики КГУ «СОШ №54»

Цели:

·        обучающие:

– проверка и обобщение знаний по теме «Разноцветная ярмарка» (устное народное творчество);

– закрепление навыков работы на детских звучащих инструментах;

– закрепление движения «ковырялочка»;

·        коррекционно-развивающие:

– развитие у детей интереса к устному народному творчеству;

– развитие памяти;

– развитие навыков передачи средств музыкальной выразительности (метроритм, темп, динамику) через движение;

– формирование пространственной ориентировки;

·        воспитательные:

– создание условий для коррекции коммуникативной сферы;

– эстетическое воспитание школьников.

 

Оборудование урока: музыкальный центр, диски с записями фонограмм, музыкальные инструменты: домбра, гусли, молоточки, деревянные ложки, бубны, колокольчики, трещотки; самовар, расписные доски, рушники, скатерти, матрешки; задания в конвертах для команд: «Перевертыши», «Объясни поговорки», «Выбери пословицу»; таблички с названиями жанров устного народного творчества: заклички, считалки, приговорки, пестушки, потешки, песни, прибаутки; рассказы Е.Пермяка, Л.Н. Толстого.

 

Психологический настрой. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте лебедки, здравствуйте молодки,

Здравствуйте ребята молодцы, веселые удальцы!

Рады мы гостям, как добрым вестям!

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

(Звучит фонограмма наигрыша на инструментах).

Учитель: Вот веселые матрешки,

Отворяют нам окошко.

А в оконце – светит солнце.

В путь-дорогу нас матрешки зазывают

И сегодня на уроке всем желают:

В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

По лесенки знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

Крутые ступеньки по лесенке будут,

Но выверен точно заветный маршрут,

Чтоб вас подружить с удивительным чудом,

Которое знаньем зовут.

(Открывается доска – «ставни» – на ней тема урока: «Устное народное творчество».)

 

2.      Сообщение темы и целей урока.

 

Учитель: Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.

Мы с вами изучили раздел в литературном чтении «Разноцветная ярмарка» и сегодня у нас заключительный урок по устному народному творчеству. А пройдет этот урок в форме игры-состязания. Поэтому предлагаю разделиться на 2 команды по названию музыкальных инструментов: «Гусляры» и «Домбристы».

1 команда: Мы команда «Домбристы», потому что у нас национальный инструмент казахского народа – домбра.

2 команда: Мы команда «Гусляры», потому что нам достался национальный инструмент русского народа – гусли.

 

3.      Основная часть.

 

Учитель: Скачи, скачи по соломушке,

Не жалей лаптей в хороводушке!

(Исполнение хоровода с песней и движением  «ковырялочка»).

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

 

Ой, ты солнце-батюшка,

Угоди, угоди.

А землица-матушка,

Уроди, уроди.

Учитель приглашает по одному представителю к столу, чтобы они среди надписей выбрали те названия, которые относятся к устному народному творчеству. Затем ребята поочередно представляют жанры.

а) Колыбельная песенка.

Баю-баю, беленький,

В белой колыбеленьке.

Ты не плачь, малыш, не плач.

Дам я проса горсточку,

Сахарную косточку,

Перышки цапельке –

Потерпи капельку.

Баю-баю, деточка,

Тоненькая веточка,

В черный день и в черный час

Будешь солнышком для нас.

(Звучит колыбельная казахская песенка  – исполняет мама).

б) Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы.

Ай, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать –

Куплю худой лапоть!

 

***

– Я медведя поймал!

– Так веди сюда!

– Не идет!

– Так сам иди!

– Да он меня не пускает.

 

***

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

Мышка собирает крошки под столом,

По столу котище лапою скребет,

Половички курочка веником метет.

в)  поставить в перевертышах все слова на место.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик – овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

 

***

Ехал Ваня на ремне,

Вел собачку на коне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

 

Учитель: Веселей-ка, бей ногами,

Бей ногами, пляши с нами!

Ой-ли, ой-ли, ой-ли-лель!

Поплясать еще изволь!

(Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

 

Ехал Ваня, поспешал,

С ворона коня упал.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

 

Он упал, упал – лежит,

Никто к Ване не бежит…

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

 

Таня с Маней увидали –

Прямо к Ване подбегали…

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

 

Да за обе руки брали

На коня его сажали…

Эх, зимушка-зима.

Зима снежная была.

 

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

 

Игровой момент. Игра «Звонарь и Жмурка».

(Звучат считалки).

Учитель: Ребята, все встаньте в круг и возьмитесь за руки. Звонарю дадим в руки колокольчик, Жмурке завяжем глаза. Звонарь и Жмурка в центре круга, мы их не выпускаем. По звуку колокольчика Жмурка должен поймать Звонаря.

 

Обобщение.
Учитель: Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Две синицы крошки

Заиграли ложки –

Играли, играли,

Всех потешали.

Ребята, давайте назовем музыкальные звучащие инструменты, которые мы знаем и используем на уроках ритмики для передачи сильных и слабых долей в музыке.

 

(Дети перечисляют инструменты: трещотки, бубны, ложки, колокольчики, гусли и т.д.  Затем учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент и определить, какие музыкальные инструменты в нем звучат. Далее музыкальный фрагмент проигрывается детьми).

 

Рефлексия в частушках.
Мы завершаем наш урок-игру, и коль матрешки нас встречали и сопровождали по всему уроку им заканчивать его.

(Дети из матрешки достают карточки с надписями).

 

Давайте по цепочке прочитаем, что в себя включает устное народное творчество: песни, хороводы, игры, скороговорки, пословицы, поговорки, заклички, приговорки, потешки, пестушки, прибаутки, небылицы, считалки.

 

(Дети исполняют частушки).

Небылицы рассказали

И немного поплясали,

Заиграли мы и спели,

Даже почитать успели.

 

Хороводом все ходили,

Скороговорки говорили.

Ложки, бубны и трещотки –

В руках у нас звучали четко.

 

Нас матрешки проводили

В сказочный чудесный мир.

Славно мы все потрудились,

А теперь устроим пир!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *