Интегрированный урок литературного чтения и коррекционной ритмики «Разноцветная ярмарка».
Нужная Елена Геннадьевна
учитель-дефектолог, учитель ритмики КГУ «СОШ №54»
Цели:
· обучающие:
– проверка и обобщение знаний по теме «Разноцветная ярмарка» (устное народное творчество);
– закрепление навыков работы на детских звучащих инструментах;
– закрепление движения «ковырялочка»;
· коррекционно-развивающие:
– развитие у детей интереса к устному народному творчеству;
– развитие памяти;
– развитие навыков передачи средств музыкальной выразительности (метроритм, темп, динамику) через движение;
– формирование пространственной ориентировки;
· воспитательные:
– создание условий для коррекции коммуникативной сферы;
– эстетическое воспитание школьников.
Оборудование урока: музыкальный центр, диски с записями фонограмм, музыкальные инструменты: домбра, гусли, молоточки, деревянные ложки, бубны, колокольчики, трещотки; самовар, расписные доски, рушники, скатерти, матрешки; задания в конвертах для команд: «Перевертыши», «Объясни поговорки», «Выбери пословицу»; таблички с названиями жанров устного народного творчества: заклички, считалки, приговорки, пестушки, потешки, песни, прибаутки; рассказы Е.Пермяка, Л.Н. Толстого.
Психологический настрой. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте лебедки, здравствуйте молодки,
Здравствуйте ребята молодцы, веселые удальцы!
Рады мы гостям, как добрым вестям!
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
(Звучит фонограмма наигрыша на инструментах).
Учитель: Вот веселые матрешки,
Отворяют нам окошко.
А в оконце – светит солнце.
В путь-дорогу нас матрешки зазывают
И сегодня на уроке всем желают:
В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенки знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Крутые ступеньки по лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое знаньем зовут.
(Открывается доска – «ставни» – на ней тема урока: «Устное народное творчество».)
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.
Мы с вами изучили раздел в литературном чтении «Разноцветная ярмарка» и сегодня у нас заключительный урок по устному народному творчеству. А пройдет этот урок в форме игры-состязания. Поэтому предлагаю разделиться на 2 команды по названию музыкальных инструментов: «Гусляры» и «Домбристы».
1 команда: Мы команда «Домбристы», потому что у нас национальный инструмент казахского народа – домбра.
2 команда: Мы команда «Гусляры», потому что нам достался национальный инструмент русского народа – гусли.
3. Основная часть.
Учитель: Скачи, скачи по соломушке,
Не жалей лаптей в хороводушке!
(Исполнение хоровода с песней и движением «ковырялочка»).
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ой, ты солнце-батюшка,
Угоди, угоди.
А землица-матушка,
Уроди, уроди.
Учитель приглашает по одному представителю к столу, чтобы они среди надписей выбрали те названия, которые относятся к устному народному творчеству. Затем ребята поочередно представляют жанры.
а) Колыбельная песенка.
Баю-баю, беленький,
В белой колыбеленьке.
Ты не плачь, малыш, не плач.
Дам я проса горсточку,
Сахарную косточку,
Перышки цапельке –
Потерпи капельку.
Баю-баю, деточка,
Тоненькая веточка,
В черный день и в черный час
Будешь солнышком для нас.
(Звучит колыбельная казахская песенка – исполняет мама).
б) Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы.
Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!
***
– Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идет!
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает.
***
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под столом,
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веником метет.
в) поставить в перевертышах все слова на место.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик – овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
***
Ехал Ваня на ремне,
Вел собачку на коне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Учитель: Веселей-ка, бей ногами,
Бей ногами, пляши с нами!
Ой-ли, ой-ли, ой-ли-лель!
Поплясать еще изволь!
(Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Он упал, упал – лежит,
Никто к Ване не бежит…
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали…
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Да за обе руки брали
На коня его сажали…
Эх, зимушка-зима.
Зима снежная была.
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
Игровой момент. Игра «Звонарь и Жмурка».
(Звучат считалки).
Учитель: Ребята, все встаньте в круг и возьмитесь за руки. Звонарю дадим в руки колокольчик, Жмурке завяжем глаза. Звонарь и Жмурка в центре круга, мы их не выпускаем. По звуку колокольчика Жмурка должен поймать Звонаря.
Обобщение.
Учитель: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Две синицы крошки
Заиграли ложки –
Играли, играли,
Всех потешали.
Ребята, давайте назовем музыкальные звучащие инструменты, которые мы знаем и используем на уроках ритмики для передачи сильных и слабых долей в музыке.
(Дети перечисляют инструменты: трещотки, бубны, ложки, колокольчики, гусли и т.д. Затем учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент и определить, какие музыкальные инструменты в нем звучат. Далее музыкальный фрагмент проигрывается детьми).
Рефлексия в частушках.
Мы завершаем наш урок-игру, и коль матрешки нас встречали и сопровождали по всему уроку им заканчивать его.
(Дети из матрешки достают карточки с надписями).
Давайте по цепочке прочитаем, что в себя включает устное народное творчество: песни, хороводы, игры, скороговорки, пословицы, поговорки, заклички, приговорки, потешки, пестушки, прибаутки, небылицы, считалки.
(Дети исполняют частушки).
Небылицы рассказали
И немного поплясали,
Заиграли мы и спели,
Даже почитать успели.
Хороводом все ходили,
Скороговорки говорили.
Ложки, бубны и трещотки –
В руках у нас звучали четко.
Нас матрешки проводили
В сказочный чудесный мир.
Славно мы все потрудились,
А теперь устроим пир!