Урок познания мира: «Значение органов растений. Листья»


Литке Ирина Владимировна
учитель начальных классов КГУ «СОШ № 54» г. Караганда

Цель: Углубление и расширение знаний о роли листьев в жизни растений, знакомство с разнообразием форм листьев у растений, развитие речи и наблюдательности учащихся, воспитание бережного отношения к растениям

Задачи:

Углубление и расширение знаний о роли листьев в жизни растений, знакомство с разнообразием форм листьев у растений,
формировать навыки исследовательской деятельности;
формировать умения и навыки работы с природными материалами;
развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;
прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.

Оборудование: технологическая карта (у каждого ребёнка), дидактический наглядный материал: на 4 столах тарелочки – (1) с разного вида листьями: (берёзы, осины, рябины, дуба, каштана), 1 тарелочка.  (2) с листочками (оценки за ответы), карточки для проверки ранее изученного материала; таблица, текст – у каждого ребёнка; для творческой работы « Осенняя фантазия»: для 1-й группы трубочки для напитков;

для 2-й группы – ушные палочки, краски, баночка с водой; для 3 группы – клей, конфетти; для 4 – группы – краски, кисточка, баночка, для всех – салфетки.

На доске: рисунок дерева, закрытые готовые работы (4 шт.) для творческой работы «Осенняя фантазия», выполненные в разных техниках: 1 – работа, выполненная выдуванием из трубочек для напитков, 2 – выполненная ушными палочками, 3 – при помощи разноцветного конфетти и клея, 4- раскрашивание красками; 2 презентации по теме урока; музыка О. Вивальди «Осень»; мультфильм  из серии «Лунтик» – «Жёлтые листочки»;

Ход урока:

I.Орг. момент

1. Эмоциональный  настрой.

– Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и можем использовать. Сегодня не совсем обычный урок,когда мы будет использовать богатства нашего сундучка – вспомним ранее изученные темы, а еще познакомимся с новой.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение: улыбнемся своему соседу, скажем ему добрые слова (получи сегодня «5», я тебе помогу, поработаем вместе).

Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь к своему другу по-доброму и помогите ему.  Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.

2. Сообщение темы и задач урока

Слайд 1

– Сегодня у нас много интересной работы. Мы будем узнавать новое и интересное, спорить и доказывать. А за правильный ответ на уроке вы будете получать  фишку.

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос.

– Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о растениях.

– На какие группы делятся все растения? Приведите примеры. К какой группе растений относится дуб? Почему? (деревья) Что мы называем стволом? (утолщенный стебель у дерева)

Продолжите моё предложение

– Сирень является растением группы … (кустарники)

– Одуванчик, подорожник – относятся к группе растений – … (травы)

– Какой вывод мы сделали на прошлом уроке и можем повторить сейчас? (У всех групп растений органы растений одинаковы)

– Для чего нужны органы растению? (с помощью них растения дышат, питаются, поглощают воду)

– Какие условия необходимы для жизни растений? (свет, воздух, тепло, вода и питание)

– Что мы называем подземной частью растений? (то, что у растения находится под землёй, что мы не видим)

– Подземным органом растения является … (корень)

– Для чего растениям нужны корни? ( Во – первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его; во-вторых, через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду)

– Какие органы являются надземной частью растения? (стебель, лист, цветок, плод с семенами)

– Что такое стебель? (один из надземных органов)

– Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням)

-Какие периоды развития растения вы знаете? (семена-всходы-побеги и листья- цветки- плоды)

– Какую пользу приносят листья растению? (растение листьями дышит, также испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается)

2. Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы»

под музыку А. Вивальди «Осень»

-Поиграем в игру «Деревья, кустарники, травы».

Если я называю дерево, вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите  кустарник – разводите руки в стороны.

Травы – приседаете.

Дуб, малина, одуванчик, сирень, берёза, подорожник, секвойя( самое высокое дерево), банановое дерево (самая высокая трава в мире)..

III.Постановка проблемы

– Тема нашего урока – это часть растения… А какая часть вы узнаете угадав загадку. Слайд 2

-Рыжий Егорка упал в озёрко,

Сам не утонул и воды не всколыхнул.

(лист)  (Щелчок)

– Ребята, посмотрите начало мультфильма и подумайте, над какой проблемой мы сегодня на уроке будем работать?

Включается начало мультфильма «Лунтик» ( просмотр с 38-й секунды по 1 мин 1 сек)

– Как вы думаете, ребята, как будет звучать проблема нашего урока?

·        Красит ли кто-то осенью листья ?

·        И почему они опадают ?.                     Слайд  3

Интеллектуальная рефлексия

– В течение сегодняшнего урока  вы попробуете заполнить таблицу

Слайд 4

Что я знал
Что узнал
В чём ошибался

IV.Изучение нового материала

1.Работа над темой урока

Слайд  5

Листики кружатся, падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат, тихо  шепчут «Листопад!»

Листопад, листопад засыпает старый сад!

 

Листья, словно бабочки, кружатся, порхают,

И крыльцо, и лавочку листья осыпают.

Листопад, листопад засыпает старый сад!

Слайд 6

В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в жёлтые, оранжевые, красные цвета. Начинается пора листопада. Почему же осенью с деревьев опадают  листья?

2. Самостоятельная работа

– Давайте прочитаем об этом  информацию в текстах на ваших столах

Слайд 7

(Чтение текста вслух, от каждой группы по 1 ученику)

(1 группа) Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в тёплые дни.

(2 группа) Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист.  Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает.

(3 группа)  Ветер срывает его с дерева. После того, как все листья опадают, дерево засыпает до весны.

(4 группа) Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву  и дадут деревьям полезные вещества.

–  Обсудите. Заполните таблицу. Чья группа будет готова, поднимет руки.

– Итак, что вы знали?

– Что нового узнали?

– В чём ошибались?

(Дети зачитывают ответы)

3. Народные приметы.

– Издавна люди наблюдали за погодой, свои наблюдения они запоминали, записывали. А потом их проверяли снова и снова. Так появились народные приметы. Вот некоторые из них.

Слайд 8

 

1.Быстрый дружный листопад к суровой зиме.

2.Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.

3.Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

4.В ноябре снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся.

5. Яркие звёзды к морозу, тусклые к потеплению.

4.Игра « С какого дерева лист?»

Слайд 9

–  Я загадки вам загадки, а вы их отгадываете, совещаетесь, и показываете нужный лист.

1.Стоят столбы белые,

На них шапки зелёные:

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят,

Там и шумят.           (берёза)                         Слайд  10,11,12

 

2.Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой…          (осина)                                   Слайд 13,14,15

3.Ягоды – не сладость,

Зато глазу – радость:

Садам – украшение,

И дроздам – угощение         (рябина)              Слайд  16,17,18

4. Я из крошки-бочки вырос,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.            (дуб)            Слайд 19,20,21

5.

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? …         (каштан)              Слайд 22,23,24

5.  Физминутка «Весёлая физминутка»

6.Практическая работа.

Слайд  25

– Рассмотрите листья, которые лежат перед вами. Обратите внимание на форму листа, их края.  Из чего состоит лист?  (Рассматривание детьми листа)

Слайд 26

– Черешка и листовой пластинки. Запишите это в вашу карту.

–  Посмотрите, у всех ли листиков одна листовая пластинка? (нет)

– Лист, у которого одна листовая пластинка, называется – простой

Слайд 27

-Запишите это на следующей строке

– Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

Слайд 28

-Запишите.

Слайд 29 – Посовещайтесь. Определите, какие листья простые, какие сложные. Назовите простые листья. Сложные.

Слайд 30  (Дети называют: простые- дуб, осина, берёза, клён; сложные: каштан, рябина)

V. Первичное закрепление изученного материала

Карточка – тест

1.Что происходит осенью с листьями на деревьях?

а) все не опадают     б) опадают хвойные    в)  желтеют и опадают

2. Какого цвета бывают листья?

а) жёлтого и красного    б) всех цветов    в) разноцветные

3.Как падают листья в тихую погоду?

а) медленно, кружатся в воздухе    б) стремительно  осыпаются   в) не опадают

4.Как падают листья в ветряную погоду?

а) летят, вьются по ветру     б) очень медленно     в) еле слышно

5.При понижении температуры  – похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная погода, то:

а) листья тусклые    б) яркие         в) некрасивые

6.Как называется  явление в природе, когда опадают листья?

а) осенничек      б) листопад     в)лиственничек

 

VI. Закрепление изученного

резерв

1. Составление рассказа.

Работа  по двойкам и тройкам

Работа с деформированным текстом.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Стоит сухая осень.                                    Осенью низко плывут тучи.

Светит яркое солнце.                                  Целый день льёт холодный дождь.

С деревьев осыпаются листья.                 Солнышко выглядывает редко.

Птицы улетают в тёплые края.               По дороге  разлились лужи

VII Итог урока

1. Возврат к проблеме

– Вернёмся к проблеме нашего урока. Как вы думаете, мы выяснили, красит ли кто-то осенью листья  и почему они опадают? Давайте досмотрим наш мультфильм.

Включается продолжение мультфильма «Лунтик» (до 4 мин 35 сек)

VIII. Рефлексия

Слайд 31

1. Творческая работа  «Осенняя фантазия» под музыку О. Вивальди. Выполнение разных техник по группам в технологической карте.

– А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем, пользуясь разными техниками, раскрасить осенние деревья в нашей карте.

1 группа – работа выполняется выдуванием из трубочек для напитков.

(материал: краски, кисточка, трубочка для напитков, баночка для воды, салфетки)

2 группа – работа выполняется ушными палочками. (материал ушные палочки, краски,       баночка с водой, салфетки)

3  группа – работа выполняется при помощи разноцветного конфетти.

(материал: конфетти, клей, салфетки)

4 группа  – выполнение работы при  помощи красок.

(материал: краски, кисть, баночка с водой)

– А пока вы будете работать, я вам прочитаю сочинение по наблюдениям на тему «Как опадают листья»

Наступила золотая осень. Разноцветные листья закружились над головою в дружном хороводе. В воздухе плывут сердечки липы. Плавно опускаются тяжёлые листья клёна. Они покрывают землю багряным ковром. Похожие на жёлтый дождь, осыпаются листья берёз. Танцуют в небе золотые рыбки ивы. Шуршат под ногами опавшие листья. Листопад превратил землю в красочную мозаику.

– За сегодняшнюю работу вы все получите по нескольку оценок, одна из них будет за осеннюю фантазию. А теперь посмотрите, что нафантазировала я.

(Учитель переворачивает работы в разных техниках с доски)

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

– Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?

– А не особенно удалось?

– За что вы можете себя похвалить?

– За что вы можете похвалить своих одноклассников?

– За что вы можете похвалить учителя?

2.Заполнение листьев

– А сейчас с помощью листиков оцените свою работу .

Я работал с___________________________настроением.

Я_____________________________________доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда__________________

——————————————————————————.

– Молодцы! Сегодня вы все работали отлично!

3.Оценивание

IX. Домашнее задание: эссе «Как опадают  листья»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *