Урок познания мира: «Значение органов растений. Листья»
Литке Ирина Владимировна
учитель начальных классов КГУ «СОШ № 54» г. Караганда
Цель: Углубление и расширение знаний о роли листьев в жизни растений, знакомство с разнообразием форм листьев у растений, развитие речи и наблюдательности учащихся, воспитание бережного отношения к растениям
Задачи:
Углубление и расширение знаний о роли листьев в жизни растений, знакомство с разнообразием форм листьев у растений,
формировать навыки исследовательской деятельности;
формировать умения и навыки работы с природными материалами;
развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;
прививать бережное отношение к природе, природному наследию нашего региона.
Оборудование: технологическая карта (у каждого ребёнка), дидактический наглядный материал: на 4 столах тарелочки – (1) с разного вида листьями: (берёзы, осины, рябины, дуба, каштана), 1 тарелочка. (2) с листочками (оценки за ответы), карточки для проверки ранее изученного материала; таблица, текст – у каждого ребёнка; для творческой работы « Осенняя фантазия»: для 1-й группы трубочки для напитков;
для 2-й группы – ушные палочки, краски, баночка с водой; для 3 группы – клей, конфетти; для 4 – группы – краски, кисточка, баночка, для всех – салфетки.
На доске: рисунок дерева, закрытые готовые работы (4 шт.) для творческой работы «Осенняя фантазия», выполненные в разных техниках: 1 – работа, выполненная выдуванием из трубочек для напитков, 2 – выполненная ушными палочками, 3 – при помощи разноцветного конфетти и клея, 4- раскрашивание красками; 2 презентации по теме урока; музыка О. Вивальди «Осень»; мультфильм из серии «Лунтик» – «Жёлтые листочки»;
Ход урока:
I.Орг. момент
1. Эмоциональный настрой.
– Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и можем использовать. Сегодня не совсем обычный урок,когда мы будет использовать богатства нашего сундучка – вспомним ранее изученные темы, а еще познакомимся с новой.
Давайте создадим друг другу хорошее настроение: улыбнемся своему соседу, скажем ему добрые слова (получи сегодня «5», я тебе помогу, поработаем вместе).
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь к своему другу по-доброму и помогите ему. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.
2. Сообщение темы и задач урока
Слайд 1
– Сегодня у нас много интересной работы. Мы будем узнавать новое и интересное, спорить и доказывать. А за правильный ответ на уроке вы будете получать фишку.
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос.
– Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о растениях.
– На какие группы делятся все растения? Приведите примеры. К какой группе растений относится дуб? Почему? (деревья) Что мы называем стволом? (утолщенный стебель у дерева)
Продолжите моё предложение
– Сирень является растением группы … (кустарники)
– Одуванчик, подорожник – относятся к группе растений – … (травы)
– Какой вывод мы сделали на прошлом уроке и можем повторить сейчас? (У всех групп растений органы растений одинаковы)
– Для чего нужны органы растению? (с помощью них растения дышат, питаются, поглощают воду)
– Какие условия необходимы для жизни растений? (свет, воздух, тепло, вода и питание)
– Что мы называем подземной частью растений? (то, что у растения находится под землёй, что мы не видим)
– Подземным органом растения является … (корень)
– Для чего растениям нужны корни? ( Во – первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его; во-вторых, через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду)
– Какие органы являются надземной частью растения? (стебель, лист, цветок, плод с семенами)
– Что такое стебель? (один из надземных органов)
– Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням)
-Какие периоды развития растения вы знаете? (семена-всходы-побеги и листья- цветки- плоды)
– Какую пользу приносят листья растению? (растение листьями дышит, также испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается)
2. Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы»
под музыку А. Вивальди «Осень»
-Поиграем в игру «Деревья, кустарники, травы».
Если я называю дерево, вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите кустарник – разводите руки в стороны.
Травы – приседаете.
Дуб, малина, одуванчик, сирень, берёза, подорожник, секвойя( самое высокое дерево), банановое дерево (самая высокая трава в мире)..
III.Постановка проблемы
– Тема нашего урока – это часть растения… А какая часть вы узнаете угадав загадку. Слайд 2
-Рыжий Егорка упал в озёрко,
Сам не утонул и воды не всколыхнул.
(лист) (Щелчок)
– Ребята, посмотрите начало мультфильма и подумайте, над какой проблемой мы сегодня на уроке будем работать?
Включается начало мультфильма «Лунтик» ( просмотр с 38-й секунды по 1 мин 1 сек)
– Как вы думаете, ребята, как будет звучать проблема нашего урока?
· Красит ли кто-то осенью листья ?
· И почему они опадают ?. Слайд 3
Интеллектуальная рефлексия
– В течение сегодняшнего урока вы попробуете заполнить таблицу
Слайд 4
Что я знал
Что узнал
В чём ошибался
IV.Изучение нового материала
1.Работа над темой урока
Слайд 5
Листики кружатся, падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат, тихо шепчут «Листопад!»
Листопад, листопад засыпает старый сад!
Листья, словно бабочки, кружатся, порхают,
И крыльцо, и лавочку листья осыпают.
Листопад, листопад засыпает старый сад!
Слайд 6
В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в жёлтые, оранжевые, красные цвета. Начинается пора листопада. Почему же осенью с деревьев опадают листья?
2. Самостоятельная работа
– Давайте прочитаем об этом информацию в текстах на ваших столах
Слайд 7
(Чтение текста вслух, от каждой группы по 1 ученику)
(1 группа) Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в тёплые дни.
(2 группа) Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает.
(3 группа) Ветер срывает его с дерева. После того, как все листья опадают, дерево засыпает до весны.
(4 группа) Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
– Обсудите. Заполните таблицу. Чья группа будет готова, поднимет руки.
– Итак, что вы знали?
– Что нового узнали?
– В чём ошибались?
(Дети зачитывают ответы)
3. Народные приметы.
– Издавна люди наблюдали за погодой, свои наблюдения они запоминали, записывали. А потом их проверяли снова и снова. Так появились народные приметы. Вот некоторые из них.
Слайд 8
1.Быстрый дружный листопад к суровой зиме.
2.Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, то год будет хорошим, урожайным.
3.Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
4.В ноябре снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся.
5. Яркие звёзды к морозу, тусклые к потеплению.
4.Игра « С какого дерева лист?»
Слайд 9
– Я загадки вам загадки, а вы их отгадываете, совещаетесь, и показываете нужный лист.
1.Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят. (берёза) Слайд 10,11,12
2.Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой… (осина) Слайд 13,14,15
3.Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость:
Садам – украшение,
И дроздам – угощение (рябина) Слайд 16,17,18
4. Я из крошки-бочки вырос,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) Слайд 19,20,21
5.
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? … (каштан) Слайд 22,23,24
5. Физминутка «Весёлая физминутка»
6.Практическая работа.
Слайд 25
– Рассмотрите листья, которые лежат перед вами. Обратите внимание на форму листа, их края. Из чего состоит лист? (Рассматривание детьми листа)
Слайд 26
– Черешка и листовой пластинки. Запишите это в вашу карту.
– Посмотрите, у всех ли листиков одна листовая пластинка? (нет)
– Лист, у которого одна листовая пластинка, называется – простой
Слайд 27
-Запишите это на следующей строке
– Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.
Слайд 28
-Запишите.
Слайд 29 – Посовещайтесь. Определите, какие листья простые, какие сложные. Назовите простые листья. Сложные.
Слайд 30 (Дети называют: простые- дуб, осина, берёза, клён; сложные: каштан, рябина)
V. Первичное закрепление изученного материала
Карточка – тест
1.Что происходит осенью с листьями на деревьях?
а) все не опадают б) опадают хвойные в) желтеют и опадают
2. Какого цвета бывают листья?
а) жёлтого и красного б) всех цветов в) разноцветные
3.Как падают листья в тихую погоду?
а) медленно, кружатся в воздухе б) стремительно осыпаются в) не опадают
4.Как падают листья в ветряную погоду?
а) летят, вьются по ветру б) очень медленно в) еле слышно
5.При понижении температуры – похолодании, листья изменяют свою окраску. Если осень сухая, солнечная погода, то:
а) листья тусклые б) яркие в) некрасивые
6.Как называется явление в природе, когда опадают листья?
а) осенничек б) листопад в)лиственничек
VI. Закрепление изученного
резерв
1. Составление рассказа.
Работа по двойкам и тройкам
Работа с деформированным текстом.
Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Стоит сухая осень. Осенью низко плывут тучи.
Светит яркое солнце. Целый день льёт холодный дождь.
С деревьев осыпаются листья. Солнышко выглядывает редко.
Птицы улетают в тёплые края. По дороге разлились лужи
VII Итог урока
1. Возврат к проблеме
– Вернёмся к проблеме нашего урока. Как вы думаете, мы выяснили, красит ли кто-то осенью листья и почему они опадают? Давайте досмотрим наш мультфильм.
Включается продолжение мультфильма «Лунтик» (до 4 мин 35 сек)
VIII. Рефлексия
Слайд 31
1. Творческая работа «Осенняя фантазия» под музыку О. Вивальди. Выполнение разных техник по группам в технологической карте.
– А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем, пользуясь разными техниками, раскрасить осенние деревья в нашей карте.
1 группа – работа выполняется выдуванием из трубочек для напитков.
(материал: краски, кисточка, трубочка для напитков, баночка для воды, салфетки)
2 группа – работа выполняется ушными палочками. (материал ушные палочки, краски, баночка с водой, салфетки)
3 группа – работа выполняется при помощи разноцветного конфетти.
(материал: конфетти, клей, салфетки)
4 группа – выполнение работы при помощи красок.
(материал: краски, кисть, баночка с водой)
– А пока вы будете работать, я вам прочитаю сочинение по наблюдениям на тему «Как опадают листья»
Наступила золотая осень. Разноцветные листья закружились над головою в дружном хороводе. В воздухе плывут сердечки липы. Плавно опускаются тяжёлые листья клёна. Они покрывают землю багряным ковром. Похожие на жёлтый дождь, осыпаются листья берёз. Танцуют в небе золотые рыбки ивы. Шуршат под ногами опавшие листья. Листопад превратил землю в красочную мозаику.
– За сегодняшнюю работу вы все получите по нескольку оценок, одна из них будет за осеннюю фантазию. А теперь посмотрите, что нафантазировала я.
(Учитель переворачивает работы в разных техниках с доски)
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
– Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?
– А не особенно удалось?
– За что вы можете себя похвалить?
– За что вы можете похвалить своих одноклассников?
– За что вы можете похвалить учителя?
2.Заполнение листьев
– А сейчас с помощью листиков оцените свою работу .
Я работал с___________________________настроением.
Я_____________________________________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда__________________
——————————————————————————.
– Молодцы! Сегодня вы все работали отлично!
3.Оценивание
IX. Домашнее задание: эссе «Как опадают листья»