Исследовательская работа «Хлеб, который мы едим»


Борунова Каламкас Имангазиевна
воспитатель КПП город Костанай школа-лицей №1

Введение

Хлеб – гениальное изобретение человечества. В мире мало ценностей, которые как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Когда хочется есть, вспоминаешь, прежде всего, хлеб. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба, один из самых лучших на свете? Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом!

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Чтобы вырастить хлеб, нужно, прежде всего, любить родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой. Кто живет в селе, знает, что крестьянская жизнь трудна, что приходится в жару и холод трудиться на земле, отдавая ей все силы. Ведь земля – наше бесценное богатство.

Испокон веков сеяли и убирали хлеб. Весной надо пахать и сеять, летом – ухаживать за посевами. Приближается осень – надо скорее урожай убирать.

Труд земледельца всегда стоит в центре внимания нашего народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьба нашей Родины.

Я преклоняюсь перед великим трудом  тех, кому мы обязаны хлебом. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен!

Цель нашей работы: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи работы:

– изучить историю возникновения хлеба;

– выяснить весь путь хлеба от зернышка к булке;

– изучить пищевую ценность хлеба;

– провести эксперимент «Испеки хлеб».

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: способность хлеба своими питательными и минеральными веществами обогащать и насыщать организм человека.

Гипотеза: хлеб является главным продуктом на нашем столе и каждый человек должен его употреблять в пищу.

В своей работе мы использовали следующие методы: наблюдение; изучение литературы; получить информацию по средствам Интернета; анализ; обобщение.

  1. Основные знания о хлебе

1.1 Первый хлеб на земле

Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, именно человек начал впервые собирать и культивировать хлебные злаки, которые были предками наших теперешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.

В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Так появились первые мельничные жернова, первая мука и первый хлеб. Первый хлеб был в виде каши. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которую и сегодня еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Азии и Африки.

Когда человек научился добывать огонь и стал применять его для приготовления пищи, было сделано еще одно открытие. Оно было сделано совершенно случайно: человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем как смешивать их с водой и убедился, что каша из таких обработанных огнем зерен гораздо вкуснее той, которую он ел до этого – из обычных сырых зерен.

Первобытные люди питались такой зерновой пищей до тех пор, пока не научились выпекать пресный хлеб в виде лепешек в виде лепешек из густой зерновой каши-теста. Эти плотные, не разрыхленные, погорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с их появлением началась эпоха хлебопечения.

Прошло еще несколько тысячелетий, и люди научились готовить хлеб из сброженного теста. Такой хлеб, о котором замечательный ученый Климент Аркадьевич Тимирязев сказал как-то, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые позднейшим научным изысканиям приходится только подтверждать и объяснять.

Наши бабушки и дедушки, приступая к трапезе, всегда приговаривали такие слова: «Захочешь есть, о хлебе заговоришь». И действительно, хлеб, соль и вода – первые продукты, без которых человеку не обойтись. Археологи утверждают, что еще семь тысяч лет назад, в Древнем Египте искусным кулинарам был известен рецепт приготовления теста. А также они первыми изобрели печи для выпечки данного продукта. Все те же археологические исследования показали, что на Руси приготовлением хлеба стали заниматься в XI веке. Не многим, наверное, известно, что изначально сырьем для него послужило такое растение, как дуб, а не пшеница или рожь.

На Руси испокон века хлеб почитали, ему поклонялись, а ремесленники, которые занимались приготовлением этого бесценного продукта, были в большом почете, некоторых даже освобождали от уплаты налогов. Итак, история доносит до наших дней различные версии того, как возник хлеб. В самом деле, первый хлеб пекли из измельченных в муку желудей. Плод дуба действительно был энергетически ценным, так как содержал более 60 % жира и 17 % белка. Подобный калорийный продукт насыщал организм и придавал силы. Позднее люди научились культивировать злаковые растения: рожь, пшеницу, жито. Конечно, первые пресные лепешки были не очень схожи с теперешним мягким ароматным хлебушком.

Крестьянам и беднякам был доступен черный хлеб грубого помола. В богатых же домах подавали на столы «крупчатый» белый хлеб из пшеничной муки высшего качества. «Ситный» хлеб производили из просеянной муки, а «решетный» (пшеничный, но более грубый) – сеяли через решето. Самым низкосортным считалась лепешка из непросеянной муки, которую называли «мякиной». Было еще много разновидностей хлебобулочных изделий, но на Руси более всего почитали хлеб московского пекаря Филиппова. Изделия этого ремесленника считались, чуть ли не шедеврами. Булочки, калачи, плетенки и прочая выпечка были достойны царского стола.

Вообще история появления главного мучного продукта достаточно многогранна и интересна.

1.2 Как выращивают хлеб сейчас

Наша страна огромная. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Как и кто выращивает хлеб сейчас?

Итак, хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: земля, солнце, труд, вода. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы.

На тракторах работают трактористы. Что делает трактор?   Он тащит плуг, борону, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей. После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Работа сравнительно несложная, но очень важная для получения высокого урожая. И сеют пшеницу.

Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.

Весной трактором боронуют землю и сеют яровую пшеницу в землю. Боронование способствует правильному задержанию влаги в почве, размельчает крупные комки, «заставляет» работать каждый комочек земли.

За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном. Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.

Вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают комбайнеры. Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в подъезжавшую автомашину, собирает солому в копны и расставляет эти копны по полю. Самоходный комбайн не напрасно называют «кораблём полей». Наверху расположена площадка управления агрегатом. Комбайнёру нужно хорошо видеть посевы, которые он убирает. Чем они гуще, тем осторожнее ведёт он комбайн.

Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник. Помощник сидит рядом с комбайнёром и работает только тогда, когда потребуется его помощьчто-нибудь смазать, очистить машину от половы, забивающейся повсюду, или подменить комбайнёра на несколько минут. Особенно нужна его помощь тогда, когда случится что-либо непредвиденное, например, соскочит с шестерён  роликовая цепь и нужно срочно ликвидировать аварию. Ведь каждая остановка машины обходится хозяйству очень дорого.

Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Во время уборочной страды рабочий день комбайнёра длится 15 – 17 часов.

Словом, комбайн решает одну из самых важных и самых трудных сельскохозяйственных проблем – проблему уборки урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор – это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С мельницы мука отправляется на хлебозаводы и пекарни.

Потом  муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе специальные машины из муки вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.

В печи завершается создание чуда – выращенные зернышки превращаются во вкусный ароматный хлеб. Оборудование для выпечки хлеба должно быть безупречным, только это позволит изготовить хлеб высшего качества. Тестовые заготовки прогреваются постепенно слой за слоем.

Теперь вы знаете, что каждая крошка хлеба – это огромный труд. И это труд не одного человека, а большого количества людей разных профессий: трактористов, комбайнеров, агрономов, сотрудников мукомольных заводов, операторов, работников транспортных компаний и, конечно же пекарей.

  1. Хлеб как смысл жизни

2.1 Роль хлеба в жизни человека

Каково же место хлеба в жизни современного человека? В чем заключается роль хлеба в наши дни?

Хлеб и сегодня занимает достойное место в рационе питания многих народов. Зерновая пища в виде жидких каш из целого или дробленного зерна, лепешки из пресного или сброженного теста и другие виды того древнего хлеба, которому много тысячелетий, в наши дни продолжают оставаться хлебом насущным.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой физической работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

Значение хлеба в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребности в пищевых волокнах, наполовину – в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть – в белках и калориях. На 100г хлеба: белков 8,02г; жиров 2,35г; углеводов 48,78г; калорийность 256 ккал.

Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту – он никогда не приедается, так как обладает постоянной усвояемостью. Усвояемость хлеба связана с его характерными органолептическими показателями: аромат, вкус, пористость мякиша и т.д., а также с особенностью его химического состава. Белки хлеба – денатурированные, крахмал находится в клейстеризованном виде, а жиры входят в состав комплексов с углеводами, белками и другими компонентами. Такая консистенция и структура способствует наиболее эффективному пищеварению, благодаря чему лучше усвояется другая пища, употребляемая вместе с хлебом.

Изменяя химический состав хлеба, можно выпекать различные диетические виды хлеба: с пониженной кислотностью для людей, страдающих язвой желудка; бессолевые – для больных гипертонией и имеющих проблемы с почками, сердечнососудистой системой. Людям болеющим целиакеей, нельзя использовать в питании хлеб из пшеничной, ячменной, овсяной и ржаной муки.

Существует большой ассортимент хлеба, предназначенный для снижения риска заболеваний людей, которые живут в экологически неблагоприятных районах, а также для лечебного и профилактического питания детей дошкольного и школьного возраста.

2.2 Как правильно выбрать и хранить хлеб

Люди всегда бережно хранили хлеб, символ достатка и процветания, стараясь, чтобы он заплесневел и не зачерствел, поскольку выбрасывать хлеб считалось большим грехом. Многие способы правильного хранения хлеба пришли к нам из Древней Руси, так почему бы ими не воспользоваться?

Наши предки заворачивали хлеб в льняное полотенце или холщовую ткань – так он длительное время сохранял свою свежесть и вкусовые качества. Некоторые хозяйки знали особые секреты, как лучше хранить хлеб, чтобы не пропало ни крошки. Они помещали буханку в белую ткань или бумагу, чтобы она оставалась мягкой и нежной всю неделю – таким образом, в каждой семье всегда была свежая выпечка без ежедневных хлопот у печи.

Хранить хлеб рекомендуется в специальных герметичных хлебницах и не обязательно при этом заворачивать его в полиэтиленовый пакет. Хлебницу изредка следует очищать от крошек, мыть и высушивать. Рекомендованный срок такого хранения – не более трех дней. Но для продолжительного хранения хлеба идеальным местом является холодильник, так как именно при температуре от -18 до -25 градусов хлеб сохраняет все свои свойства и может лежать до трех месяцев.

Если вы обнаружили на хлебе плесень, то сразу выбрасывайте его. Многие просто срезают заплесневевший участок и продолжают спокойно есть хлеб, однако споры плесени могут распространиться по всему объему. А употребление такого хлеба может привести к отравлению и даже развитию болезней дыхательных путей и органов. Поэтому не экономьте на здоровье своих родных.

В магазинах обращайте внимание, на то чтобы хлеб был правильной формы, без вмятин, трещин, боковых наплывов. Если он бледный – его не допекли. Если слишком черный – это нагар, такой тоже не стоит брать. Если вы взяли изделие в руки, то попробуйте сжать хлеб, булка должна приобрести первоначальный вид. Если заметили, что мякиш неестественно липкий и тянется, это признак того, что хлеб заражен грибком или картофельной палочкой. Второй признак поражения грибка – это наличие цветных пятнышек внутри булки. Посмотрите на срок изготовления. Изделие в упаковке годно к реализации 2 дня, без нее – всего день.

Хлеб – это единственный продукт, который никогда не надоест людям. Он лежит на наших столах испокон веков и будет лежать вечность, и никогда не утеряет своего значения для человека. Эта пища покрывает нашу суточную потребность в калориях чуть ли не на 30%, и чтобы не говорили о вреде хлеба, но в свое время он спас миллионы людей от голода!

  1. Эксперимент «Испеки хлеб»

Чтобы испечь домашний хлеб, не обязательно покупать дорогую хлебопечку. Пышную и ароматную булку не так уж сложно сделать своими руками. Главное – взять классический рецепт и прислушаться к советам старших.

На самом деле, ничего сложного в приготовлении домашнего хлеба нет, но все же без помощи взрослых мне не обойтись. Главное для этой работы это хорошее настроение. Тогда и хлеб получится хороший, так учили старые люди. И вот с подсказкой аже мы провели эксперимент.

План эксперимента «Испеки хлеб»:

1) узнать, какие продукты нужны для замеса классического рецепта теста;

2) подготовить продукты;

3) замесить из этих продуктов тесто;

4) формировать тесто в формочку;

5) испечь хлеб.

В классическом рецепте всего четыре простых ингредиента – пшеничная мука, вода, дрожжи и соль. И в этом его сила!

В теплую воду мы добавили дрожжи и немного сахара. Через минут 15-20 мы просеяли муку через сито, для того, чтобы насытить его кислородом, добавили соль и наши поднятые дрожжи. И замесили тесто.

Поставили тесто в теплое место, чтобы оно подошло. Когда тесто подошло мы тесто выложили в форму и дали ему теперь подняться в формочке. Это заняло около 40 минут, а затем поставили в разогретую духовку. 60 минут и хлеб готов. Дали ему остыть, а затем за ужином отведали наш домашний хлеб (Приложение 1).

Оказывается это целое искусство испечь хлеб.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование открыло для нас много нового. В результате проделанных нами исследований наши предположения оказались не ошибочными. Хлеб – это основа нашего питании, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его.

Из проделанной работы мы можем сделать следующий вывод: изучили как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находится практически все питательные вещества необходимые человеку. Выяснили как правильно выбирать и хранить хлеб, а если вы сомневаетесь в качестве хлеба, то можно его испечь в домашних условиях, что мы и сделали.

Мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о большом значении хлеба в жизни человека. Гипотеза: хлеб является главным продуктом на нашем столе и каждый человек должен его употреблять в пищу – подтвердилась.

Бережное отношение к  хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как надо беречь.

Список используемой литературы

  1. Алексеев М.Н. Цена ему – жизнь. Слово о хлебе. – М.: Детская литература, 1980. – 63 с.
  2. Алмазов Б.А. Наш хлеб. – Л.: Детская литература, 1985. – 207 с.
  3. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим. – М.: Политиздат, 1982. – 128 с.
  4. Детская энциклопедия. Все обо всем. – М.: Детская литература, 1990.
  5. Ивин М.Е. Хлеб сегодня, хлеб завтра. – Л.: Детская литература, 1980. – 96 с.
  6. Казаков Е.Д. От зерна к хлебу. – М.: Колос, 1975. – 208 с.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/ Автор-составитель Л.А. Багрова. – М.: ООО «Изд. АСТ», 2001. – 192 с.

 

Интернет ресурсы:      https://ru.m.wikipedia.org>wiki>

slovardalja.net

ya-uznayu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *