Проект «История моей семьи»
Хабибулин Амир Рамильевич
учащийся КГУ «СОШ № 54»
Руководитель: учитель начальных классов Янчук Ирина Евгеньевна
Введение.
1. Теоретическое обоснование проблемы семейного воспитания. 4
1.1. Семейные ценности. 4
1.2.Татарские традиции. 5
1.3. Родословная семьи. 7
2. Изучение национальных татарских традиций семьи ученика 34»Ж» класса Хабибулина Амира. 8
2.1.Семья и я. 8
2.2. Традиции семьи. 8
2.3. Прабабушки и прадедушки. 9
2.4.Бабушка рядышком с дедушкой. 10
2.5. Мои родители. 10
Заключение. 11
Список литературы. 12
Приложение в виде презентации.
Введение.
Актуальность. В современном обществе большое внимание уделяется развитию духовно – нравственных ценностей, которые в первую очередь закладываются в семье, с изучения ее родословной, традиций, обычаев.
Цель проекта: изучение родословной семьи ученика 4 «Ж» класса Хабибулина Амира.
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросу семьи и семейных ценностей;
2. Составить генеалогическое дерево семьи Хабибулиных;
3. Подобрать девиз и герб семьи;
4. Воспитывать любовь к семейным традициям.
Объект. Семья Хабибулина Амира
Предмет . Родословная, традиции, герб, родовое дерево.
Гипотеза. Изучение истории семьи будет способствовать формированию семейных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. Изучение литературы, интервью, фоторепортаж.
Ожидаемый результат. В процессе работы над проектом мы должны ознакомиться с такими понятиями как «род», «родословная», «предки», «поколение», «генеалогическое древо». Научимся составлять «генеалогическое дерево».
Практическая значимость. Пример изучения истории данной семьи позволит использовать полученный материал для исследования родословных других семей, а также в работе учителя по предмету Самопознания, Познания мира и Валеологии в разделе «Человек и общество».
1.Теоретическое обоснование проблемы семейного воспитания.
1.1. Семейные ценности.
Важное значение для жизни каждого человека имеет семья. Она
должна стать местом вдохновения, уверенности в себе, нужности близким, создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Как отмечали многие выдающиеся и знаменитые люди, нельзя построить будущее, не зная своего прошлого. А знать нужно не только прошлое своей страны, своего народа, но прошлое своей семьи.
Семья́ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
· союзом мужчины и женщины;
· добровольностью вступления в брак;
· члены семьи связаны общностью быта;
· стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети.
1.2.Татарские традиции.
Культура татарского народа (являясь частью восточной и мусульманской), сильна воспитательным влиянием, ощущаемым с раннего детства и татарский менталитет — естественный и неосознанный взгляд на жизнь. Для лучшего понимания необычных особенностей семейной жизни татарского народа обратимся к исторической справке, и проанализируем, какие тенденции и сегодня ярко выражены.
Семейная жизнь татар с давних пор строилась на основе священной книги мусульман Корана в сочетании со сводом мусульманского права Шариата, и именно религия послужила формированию татарской культуры, обычаев и традиций.
Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».
В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи, решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика — «господствовать над женой», при этом у мужчин поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.
Учитывая, что традиционная татарская семья основана на патриархальных принципах, в современных семьях и сегодня прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», — говорят татары. Мать во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.
Рассуждая о татарских женах, нельзя не отметить, что они любят готовить блюда своей национальности и семья чтит татарскую кухню, которая в том числе, славится сладостями и выпечкой. Сохранились не только замечательные рецепты национальной кулинарии, но и радушное гостеприимство, т. к. оно означает не столько кормление гостя, сколько признак уважения к человеку.
Обычно в Татарстане не начинают сразу деловую часть беседы, она проходит за столом, за чаем, т. к. беседовать стоя считается неприличным. «Негостеприимный человек — неполноценный», — считалось у мусульман.
Ранее молодые после свадьбы в обязательном порядке расселялись у мужа либо его родителей, и существовала поговорка: «Йортка кергенче — утка кер» («лучше войти в огонь, чем зятем в дом»). По сей день, в татарских семьях негласно существует правило, что молодые отправляются в дом супруга.
Основной формой заключения брака являлся брак по сватовству. В прошлом, выбор брачной партнерши просчитывался экономически: невеста должна быть работящей, т. к. для свекрови, считалось недостойно иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству. Внимание также обращалось на происхождение, родословную девушки и исполнение обрядов мусульманской веры.
Согласно традициям, данные требования рассматриваются и сегодня: будущая жена должна обладать трудолюбием, и с почтением относиться к мужу и его родителям, т. к. значимым качеством традиций татарского народа — является глубочайшее уважение к предкам и старшим.
Роль родителей, в момент выбора жениха и невесты, являлась определяющей. В наши дни, сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.
С истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения — это источник любви, сострадания и понимания; а свадебные обряды привлекательны и по сей день: выкуп невесты (калым); получение приданого невесты (бирнэ); религиозный обряд заключения брака (никах), на котором присутствует мулла и скрепляет союз перед Богом.
Среди остальных, принимаемых татарскими семьями религиозных ценностей, связанных, с обрядовой стороной ислама, – имя наречение, чтение молитв, пост в месяц Рамадан, принятие гостей, хадж, раздача подаяния (садака).
Для наглядности, обратимся к обряду имя наречения: «Когда приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы (мусульманская святыня в виде кубической постройки в Мечети в Мекке) и читает молитву, затем… три раза произносит: «Пусть твое драгоценное имя будет такое-то». Гостям подносят мед с маслом, угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может. Данная церемония неизменна и сегодня.
Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития, большие семьи сейчас исчезают, наметилась тенденция к образованию малых семей. Но воспитание детей, по-прежнему одна из важных функций современной татарской семьи.
Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.
В силу большей устойчивости семейных традиций и сильных родственных связей, некоторые татары сознательно живут трех поколенными семьями, имея возможность, но, не желая разъезжаться. И учитывая, что одной из характерных черт в Татарстане является культ родителей и старшего человека вообще, особым уважением пользуются бабай и эби (дедушка, бабушка).
Наблюдается и сохранение традиции соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые, оберегают и заботятся о младших, при этом обращение к родственникам, происходит с использованием терминов родства: апа – старшая сестра, абый старший брат.
В татарских семьях считается неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга – невежливым. Догмы в мусульманстве построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе.
Соответственно подчинение и самооценка слиты в единую структуру, и власть входит в жизнь более гармонично, присутствует навык подчинения социальным требованиям по «вертикальному» принципу (что соответствует практически всем социальным институтам). Возможно в этом ответ на некоторые национальные особенности татарского характера. Происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества.
1.3.Родословная семьи.
Для того чтобы составить родословную семьи необходимо:
1.Провести опрос родственников.
2.Изучить семейные альбомы и архивы.
3.Зафиксировать информацию.
Зафиксировать информацию можно в виде Фамильного дерева или генеалогической карты.
Фамильное дерево. Генеалогическая карта.
Таким образом, можно сделать вывод. В литературе вопрос родословной изучен достаточно хорошо, так как на современном этапе семья и воспитание семейных ценностей является актуальной. Поэтому на втором этапе нашего проекта была рассмотрена родословная семьи Хабибулиных с целью изучения семейных национальных традиций .
2. Изучение национальных татарских традиций семьи ученика 4 «Ж» класса Хабибулина Амира.
2.1.Семья и я.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом этапе была изучена литература. На втором этапе была поставлена цель – изучение родословной семьи. С этой целью были опрошены бабушка и дедушка Хабибулины, мама Уланкинова Галина Александровна. Цель третьего этапа – изучить семейные национальные традиции с помощью беседы с родителями . На четвёртом этапе мы составили генеалогическое дерево , придумали герб и выработали девиз нашей семьи.
Папа, мама, я – дружная семья. Семья, в которой я живу не большая. Нас трое. Моя семья – это папа Хабибулин Рамиль Мухамадулович, мама Уланкинова Галина Александровна и я. И разве это все?
Меня заинтересовало и захотелось подробнее узнать о своих семейных корнях. Кто же были мои родственники? Как жилось им в XX веке? От кого и какие черты характера, особенности и способности я унаследовал? Что я смогу передать своим потомкам о них? Но у меня есть ещё бабушки и дедушки, тети и дяди, двоюродные сестренки. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся моей родословной, я обратился за помощью к ним. Помогли мне воссоздать прошлое моей семьи семейные фотографии, реликвии.
Я – продолжатель рода Хабибулиных, так как все внуки и племянники в нашем роду – девочки. Меня зовут Хабибулин Амир Рамильевич 6 января 2006 года рождения. С 3 до 7 лет был воспитанником д/с «Акбота». С 1 сентября 2013 года посещаю школу. Я учусь в 4 «Ж» классе в средней школе №54 г.Караганды. Люблю шахматы, спорт, помогаю маме в домашних делах и дедушке с бабушкой на огороде. У меня много друзей во дворе и среди одноклассников.
2.2. Традиции семьи.
В семье Хабибулиных чтят память предков и соблюдают народные татарские традиции.
Мои родители расписались и узаконили свой брак в 2005 году по взаимному согласию. Вскоре родился я. Мне давали имя. Обряд имя наречения соблюдается в нашей семье. До 40 дней в нашем доме собиралась вся родня, обязательно старейшины. Они читали молитву и «кричали» в ухо имя. Мне дали имя Амир – символ мужественности и отваги, правитель, повелевающий, энергичный, активный, деятельный. И как говорит мама, это имя подходит к моему характеру. Я очень энергичный, деятельный. Часто моя активность граничит с непослушанием, упрямством и приносит огорчение моей маме. Но я радую своих близких и своими достижениями. Я хорошо учусь, участвую в интеллектуальных конкурсах и получаю дипломы и сертификаты.
Мой дедушка Хабибулин Мухамадула работал в шахте, теперь на день шахтёра все родственники собираются у бабушки с дедушкой под большой старой яблоней у гостеприимного достархана.
На день Победы 9 мая мы посещаем памятники памяти павшим героям Великой Отечественной войны, так как мои прадедушки оба воевали с 1941 по1945 годы.
В нашей семье соблюдаются все мусульманские праздники. Сохраняется уважение младших к старшим, дети не имеют права вмешаться в разговор взрослых.
У нашей семьи есть девиз – «Жить хорошо и понимать друг друга».
Наш герб представляет собой щит, во главе которого находится лев (папа), в правом нижнем углу – телец (мама), а в левом нижнем углу – козерог – это я.
Я окружен заботой и любовью со стороны родителей, бабушки и дедушки, тети и дяди, двоюродных сестёр.
2.3. Прабабушки и прадедушки.
В нашей семье до сих пор жива и здорова папина бабушка, моя прабабушка (по бабушкиной линии) Халирахманова Гатифа1927 г.р. – это старейшина нашего рода. Она приехала в Казахстан из Башкирии. Она работала в Райисполкоме Нового Майкудука (акимат). Во времена своей молодости была очень энергичной, отличалась честностью и стойкостью характера. Во время ВОВ была в оккупации. Сейчас ей 90 лет, она живет в Уфе.
Её муж, мой прадедушка Халирахманов Мусаяб 1925 г.р. Участник ВОВ, воевал в армии Ракосовского, имел боевые ранения, всю войну прошёл на передовой. В мирное время работал на шахте, затем по состоянию здоровья ушел работать на завод. Работал до последних дней.
Хабибулина Накия Хакизовна 1928 г.р. моя прабабушка (по линии дедушки) родилась и выросла в Молодёжном районе. Всю свою жизнь отдала нелёгкому труду на колхозном поле. На её родине до сих пор стоит дом, в котором она жила. Мы иногда ездим туда отдыхать.
Её муж, мой прадедушка, Хабибулин Сайфула Ахметович 1926 г.р. Во время ВОВ был писарем при штабе полка. В мирное время работал на почте в колхозе – главным почтальоном, умел читать, писать, был образованным уважаемым человеком.
2.4.Бабушка рядышком с дедушкой.
Мой дедушка по папиной линии Хабибулин Мухамадула Сайфулович 1951 г.р. Всю свою жизнь проработал на шахте. Сейчас ухаживает за домом, большим огородом. Очень любит свой сад, а особенно старую яблоню под которой собирается вся семья на семейные праздники и торжества.
Его жена, моя бабушка Хабибулина Алия Мусаябовна 1954 г.р. Швея высшего класса. Долгое время работала швеёй во 2-ом автопарке, затем в Тихоновской автобазе – обшивала машины, автобусы. В данное время пенсионерка, гостеприимная домохозяйка, любит готовить, печь пироги, заниматься с внуками.
Я каждые выходные и каникулы живу у абики с бабаем. Мне очень нравится их большой дом, огород. Я помогаю им полоть, поливать, убирать урожай, капать землю, окапывать деревья. Там у меня есть друзья, с которыми мы играем в футбол на большом футбольном поле.
Мамины папа и мама, к сожалению, умерли, и я их знаю только по рассказам мамы.
Бабушка Иванова Тамара Ивановна 1940 г.р. Приехала из России в Казахстан в молодости. Всю жизнь проработала штукатуром – маляром. Её трудолюбивыми руками были оштукатурены и покрашены очень многие дома в Караганде, так как именно в те годы строился наш город.
Дедушка Уланкинов Александр Давыдович 1947 г.р. был шахтёром, водителем- вахтового метода, тоже помогал в строительстве Караганды.
2.5.Мои родители.
Папа Хабибулин Рамиль Мухамадулович 1975 г.р. Закончил 9 классов, а затем учился в 3-ем училище в Майкудуке. Служил в армии в Южном Казахстане. После армии работал на шахте. Затем ушёл в строительство. Папа любит шахматы, рисовать, мы вместе играем в футбол, в лапту.
Моя мама Уланкинова Галина 1974 г.р. Закончила среднюю школу №77 в Майкудуке. Занималась в спортивной школе Майкудука. Сейчас работает в магазине «Виват» продавцом. Мама очень любит готовить, заниматься домашним хозяйством. Она у нас добрая, отзывчивая, очень терпеливая.
Таким образом, я изучил мою родословную до 3 поколения. Прабабушка и прадедушка дедушка и бабушка папа и мама Я.
Заключение.
Изучение своей семьи является очень интересным и полезным занятием. Так как семья эта опора, поддержка и крепость. Знание своей родословной способствует воспитанию любви к семье и взаимоуважению всех ее членов. В процессе работы были реализованы все цели и задачи, получен ожидаемый результат. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.
Список литературы:
1.http://goo.gl/yliGL
2.http://www.9linesmag.com/?p=2216
3.Воробьев А. Как мы работаем: Итоговый отчет и книга по истории семьи. Оренбург. 2011.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М. 2006.
5.Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника.- СПб: Издательский дом «Лира», 2008.
6.Семейные альбомы.