Проект «История моей семьи»


Хабибулин Амир Рамильевич

учащийся КГУ «СОШ № 54»

Руководитель: учитель начальных классов Янчук Ирина Евгеньевна

Введение.

1.     Теоретическое обоснование проблемы семейного воспитания.     4

1.1. Семейные ценности.                                                                     4

1.2.Татарские  традиции.                                                                     5

1.3. Родословная семьи.                                                                       7

2. Изучение национальных татарских традиций семьи  ученика 34»Ж» класса Хабибулина Амира.                                                                                        8

2.1.Семья и я.                                                                                                   8

2.2. Традиции семьи.                                                                                       8

2.3. Прабабушки и прадедушки.                                                                    9

2.4.Бабушка рядышком с дедушкой.                                                             10

2.5. Мои родители.                                                                                          10

Заключение.                                                                                                     11

Список литературы.                                                                                         12

Приложение в виде презентации.

Введение.

Актуальность. В современном обществе большое внимание уделяется развитию духовно – нравственных ценностей, которые в первую очередь закладываются в семье, с  изучения ее  родословной, традиций, обычаев.

Цель проекта:  изучение родословной семьи ученика 4 «Ж» класса Хабибулина Амира.

Задачи:

1.     Изучить литературу по вопросу семьи и семейных ценностей;

2.     Составить генеалогическое дерево  семьи  Хабибулиных;

3.     Подобрать девиз  и герб семьи;

4.     Воспитывать любовь к семейным традициям.

Объект. Семья Хабибулина Амира

Предмет . Родословная, традиции,  герб,  родовое дерево.

Гипотеза. Изучение истории  семьи будет способствовать формированию семейных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования. Изучение литературы,  интервью,  фоторепортаж.

Ожидаемый результат. В процессе работы над проектом мы должны ознакомиться с такими понятиями как  «род», «родословная», «предки», «поколение», «генеалогическое древо».   Научимся составлять «генеалогическое дерево».

Практическая значимость. Пример изучения истории данной семьи позволит использовать полученный материал для исследования родословных других семей,  а также  в работе учителя по предмету Самопознания, Познания мира  и Валеологии  в разделе «Человек и общество».

1.Теоретическое обоснование проблемы семейного  воспитания.

1.1.         Семейные ценности.

Важное значение для жизни каждого человека имеет семья. Она

должна стать местом вдохновения, уверенности в себе, нужности близким,  создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Как отмечали многие выдающиеся и знаменитые люди, нельзя построить будущее, не зная своего прошлого. А знать нужно не только прошлое своей страны, своего народа, но прошлое своей семьи.

Семья́ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

·         союзом мужчины и женщины;

·         добровольностью вступления в брак;

·         члены семьи связаны общностью быта;

·         стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться, и расти их дети.

1.2.Татарские традиции.

Культура татарского народа (являясь частью восточной и мусульманской), сильна воспитательным влиянием, ощущаемым с раннего детства и татарский менталитет — естественный и неосознанный взгляд на жизнь. Для лучшего понимания необычных особенностей семейной жизни татарского народа обратимся  к исторической справке, и проанализируем, какие тенденции и сегодня ярко выражены.

Семейная жизнь татар с давних пор строилась на основе священной книги мусульман Корана в сочетании со сводом мусульманского права Шариата, и именно религия послужила формированию татарской культуры, обычаев и традиций.

Семья всегда являлась ценностью для татар: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».

В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи, решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили быть покорной мужу: «повиновение ему равно повиновению Аллаху», а мальчика — «господствовать над женой», при этом у мужчин поощрялось внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.

Учитывая, что традиционная татарская семья основана на патриархальных принципах, в современных семьях и сегодня прослеживается выраженный авторитет отца и патриархальный уклад с небольшим присутствием женского затворничества. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», — говорят татары. Мать во многих случаях играет роль некоего связующего звена между отцом и детьми.

Рассуждая о татарских женах, нельзя не отметить, что они любят готовить блюда своей национальности и семья чтит татарскую кухню, которая в том числе, славится сладостями и выпечкой. Сохранились не только замечательные рецепты национальной кулинарии, но и радушное гостеприимство, т. к. оно означает не столько кормление гостя, сколько признак уважения к человеку.

Обычно в Татарстане не начинают сразу деловую часть беседы, она проходит за столом, за чаем, т. к. беседовать стоя считается неприличным. «Негостеприимный человек — неполноценный», — считалось у мусульман.

Ранее молодые после свадьбы в обязательном порядке расселялись у мужа либо его родителей, и существовала поговорка: «Йортка кергенче — утка кер» («лучше войти в огонь, чем зятем в дом»). По сей день, в татарских семьях негласно существует правило, что молодые отправляются в дом супруга.

Основной формой заключения брака являлся брак по сватовству. В прошлом, выбор брачной партнерши просчитывался экономически: невеста должна быть работящей, т. к. для свекрови, считалось недостойно иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству. Внимание также обращалось на происхождение, родословную  девушки и исполнение обрядов мусульманской веры.

Согласно традициям, данные требования рассматриваются и сегодня: будущая жена должна обладать трудолюбием, и с почтением относиться к мужу и его родителям, т. к. значимым качеством традиций татарского народа — является глубочайшее уважение к предкам и старшим.

Роль родителей, в момент выбора жениха и невесты, являлась определяющей. В наши дни, сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.

С истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения — это источник любви, сострадания и понимания; а свадебные обряды привлекательны и по сей день: выкуп невесты (калым); получение приданого невесты (бирнэ); религиозный обряд заключения брака (никах), на котором присутствует мулла и скрепляет союз перед Богом.

Среди остальных, принимаемых татарскими семьями религиозных ценностей, связанных, с обрядовой стороной ислама,  – имя наречение, чтение молитв, пост в месяц Рамадан, принятие гостей, хадж, раздача подаяния (садака).

Для наглядности, обратимся к обряду имя наречения: «Когда приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы (мусульманская святыня в виде кубической постройки в Мечети в Мекке) и читает молитву, затем… три раза произносит: «Пусть твое драгоценное имя будет такое-то». Гостям подносят мед с маслом, угощаясь, приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может. Данная церемония неизменна и сегодня.

Семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития, большие семьи сейчас исчезают, наметилась тенденция к образованию малых семей. Но воспитание детей, по-прежнему одна из важных функций современной татарской семьи.

Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.

В силу большей устойчивости семейных традиций и сильных родственных связей, некоторые татары сознательно живут трех поколенными семьями, имея возможность, но, не желая разъезжаться. И учитывая, что одной из характерных черт в Татарстане является культ родителей и старшего человека вообще, особым уважением пользуются бабай и эби (дедушка, бабушка).

Наблюдается и сохранение традиции соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые,  оберегают  и заботятся о младших, при этом обращение к родственникам, происходит с использованием терминов родства: апа – старшая сестра, абый старший брат.

В татарских семьях считается неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга – невежливым. Догмы в мусульманстве построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе.

Соответственно подчинение и самооценка слиты в единую структуру, и власть входит в жизнь более гармонично, присутствует навык подчинения социальным требованиям по «вертикальному» принципу (что соответствует практически всем социальным институтам). Возможно в этом ответ на некоторые национальные особенности татарского характера. Происходит адаптация традиционных ценностей татарской семьи к тенденциям современного общества.

1.3.Родословная семьи.

Для того чтобы составить родословную семьи необходимо:

1.Провести опрос родственников.

2.Изучить семейные альбомы и архивы.

3.Зафиксировать информацию.

Зафиксировать информацию можно в виде Фамильного дерева или генеалогической карты.

Фамильное дерево.                       Генеалогическая  карта.

Таким образом, можно сделать вывод. В литературе  вопрос родословной изучен достаточно хорошо, так как на современном этапе семья и воспитание семейных ценностей является актуальной.  Поэтому на втором этапе нашего проекта  была рассмотрена родословная семьи  Хабибулиных  с целью  изучения семейных   национальных традиций .

2. Изучение национальных татарских традиций семьи  ученика 4 «Ж» класса Хабибулина Амира.

2.1.Семья и я.

Работа над проектом проводилась в несколько этапов. На первом этапе была изучена литература. На втором этапе была поставлена  цель – изучение родословной семьи. С этой целью были опрошены бабушка и дедушка Хабибулины, мама Уланкинова Галина Александровна. Цель третьего  этапа – изучить семейные национальные традиции с помощью беседы с родителями . На четвёртом  этапе  мы  составили  генеалогическое дерево , придумали герб и выработали девиз нашей семьи.

Папа, мама, я – дружная семья. Семья, в которой я живу не большая. Нас трое. Моя семья – это папа Хабибулин Рамиль Мухамадулович, мама Уланкинова Галина Александровна  и  я.  И разве это все?

Меня заинтересовало  и  захотелось подробнее узнать о своих семейных корнях. Кто же были мои родственники? Как жилось им в XX веке? От кого и какие черты характера, особенности и способности я унаследовал? Что я смогу передать своим потомкам о них?  Но у меня есть ещё бабушки и дедушки, тети и дяди, двоюродные сестренки.  Чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся моей родословной, я обратился за помощью к ним. Помогли мне воссоздать прошлое моей семьи семейные фотографии, реликвии.

Я –  продолжатель рода Хабибулиных, так как все внуки и племянники в нашем роду – девочки. Меня зовут Хабибулин Амир Рамильевич  6 января 2006 года рождения. С 3 до 7 лет был воспитанником д/с «Акбота». С 1 сентября 2013 года  посещаю школу. Я учусь в 4 «Ж» классе в  средней школе №54 г.Караганды.  Люблю шахматы, спорт, помогаю маме в домашних делах и дедушке с бабушкой на огороде. У меня много друзей во дворе и среди одноклассников.

2.2.         Традиции семьи.

В семье Хабибулиных чтят память предков и соблюдают народные татарские традиции.

Мои родители расписались и узаконили свой брак в 2005 году по взаимному согласию. Вскоре родился я. Мне давали имя. Обряд имя наречения соблюдается в нашей семье. До 40 дней в нашем доме  собиралась  вся родня, обязательно старейшины. Они читали  молитву и «кричали»  в ухо  имя. Мне дали имя Амир – символ мужественности и отваги, правитель, повелевающий, энергичный, активный, деятельный.  И как  говорит мама, это имя  подходит к моему характеру.  Я очень энергичный, деятельный. Часто моя активность граничит с непослушанием, упрямством и приносит огорчение моей маме. Но я радую своих близких и своими достижениями. Я хорошо учусь, участвую в интеллектуальных конкурсах и получаю дипломы и сертификаты.

Мой дедушка Хабибулин  Мухамадула  работал в шахте,  теперь на день шахтёра все родственники собираются у бабушки с дедушкой под большой старой яблоней у гостеприимного достархана.

На день Победы 9 мая мы посещаем памятники памяти павшим героям Великой Отечественной войны, так как мои прадедушки оба воевали с 1941 по1945 годы.

В нашей семье соблюдаются все мусульманские праздники. Сохраняется уважение младших к старшим, дети не имеют права вмешаться в разговор взрослых.

У нашей семьи есть девиз – «Жить хорошо и понимать друг друга».

Наш герб представляет собой щит, во главе которого находится лев (папа), в правом нижнем  углу – телец (мама), а в левом нижнем углу – козерог – это я.

Я окружен заботой и любовью со стороны родителей, бабушки и дедушки, тети и дяди, двоюродных сестёр.

2.3.         Прабабушки и прадедушки.

В нашей семье до сих пор жива и здорова папина  бабушка,  моя прабабушка (по бабушкиной линии) Халирахманова Гатифа1927 г.р. – это старейшина нашего рода. Она приехала в Казахстан из Башкирии. Она работала в Райисполкоме Нового Майкудука (акимат). Во времена своей молодости была очень энергичной, отличалась честностью и стойкостью характера. Во время ВОВ была в оккупации. Сейчас ей 90 лет,  она живет в Уфе.

Её муж, мой прадедушка  Халирахманов Мусаяб  1925 г.р. Участник ВОВ, воевал в армии Ракосовского, имел боевые ранения,  всю войну прошёл на передовой. В мирное время  работал на шахте, затем по состоянию здоровья ушел работать на завод. Работал  до последних дней.

Хабибулина  Накия Хакизовна 1928 г.р. моя прабабушка (по линии дедушки)  родилась и выросла в Молодёжном районе. Всю свою жизнь отдала нелёгкому труду на колхозном поле. На её родине до сих пор стоит дом, в котором она жила. Мы иногда ездим туда отдыхать.

Её муж, мой прадедушка, Хабибулин Сайфула  Ахметович 1926 г.р.  Во время ВОВ был писарем при штабе полка. В мирное время работал на почте в колхозе – главным почтальоном, умел читать, писать, был образованным уважаемым  человеком.

2.4.Бабушка рядышком с дедушкой.

Мой дедушка по папиной линии Хабибулин Мухамадула Сайфулович 1951 г.р. Всю свою жизнь проработал на шахте. Сейчас ухаживает за домом, большим огородом. Очень любит свой сад, а особенно старую яблоню под которой собирается вся семья на семейные праздники и торжества.

Его жена, моя бабушка Хабибулина Алия  Мусаябовна 1954 г.р. Швея высшего класса. Долгое время работала швеёй во 2-ом автопарке, затем в Тихоновской автобазе – обшивала машины, автобусы. В данное время пенсионерка, гостеприимная домохозяйка, любит готовить, печь пироги, заниматься с внуками.

Я каждые выходные и каникулы  живу у абики  с бабаем.  Мне очень нравится их большой дом, огород. Я помогаю им полоть, поливать, убирать урожай, капать землю, окапывать деревья. Там у меня есть друзья,  с которыми мы играем в футбол на большом футбольном поле.

Мамины папа и мама, к сожалению, умерли, и я их знаю только по рассказам мамы.

Бабушка Иванова Тамара Ивановна 1940 г.р. Приехала из России в Казахстан в молодости. Всю жизнь проработала штукатуром – маляром. Её трудолюбивыми руками были оштукатурены  и покрашены очень многие дома в Караганде, так как именно в те годы строился наш город.

Дедушка Уланкинов Александр Давыдович 1947 г.р. был шахтёром, водителем- вахтового метода, тоже помогал в строительстве Караганды.

2.5.Мои родители.

Папа Хабибулин Рамиль Мухамадулович 1975 г.р. Закончил 9 классов, а затем учился в 3-ем училище в Майкудуке. Служил в армии в Южном Казахстане.  После армии работал на шахте. Затем ушёл в строительство. Папа любит шахматы, рисовать, мы вместе играем в футбол, в лапту.

Моя мама Уланкинова Галина 1974 г.р. Закончила среднюю школу №77 в Майкудуке. Занималась в спортивной школе Майкудука. Сейчас работает в магазине «Виват» продавцом. Мама очень любит готовить, заниматься домашним хозяйством. Она у нас добрая, отзывчивая, очень терпеливая.

Таким образом, я  изучил мою родословную до 3 поколения. Прабабушка и прадедушка       дедушка и бабушка      папа и мама       Я.

Заключение.

Изучение своей семьи является очень интересным и полезным занятием. Так  как семья эта опора, поддержка и крепость. Знание своей родословной способствует воспитанию любви к семье и взаимоуважению всех ее членов. В процессе работы были реализованы все цели и задачи, получен ожидаемый результат. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.

Список литературы:

1.http://goo.gl/yliGL

2.http://www.9linesmag.com/?p=2216

3.Воробьев А. Как мы работаем: Итоговый отчет и книга по истории семьи. Оренбург. 2011.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М. 2006.

5.Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника.- СПб: Издательский дом «Лира», 2008.

6.Семейные альбомы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *